Слепота (виды и причины)

Классификация слепоты

Различают такие виды слепоты:

I. По степени снижения остроты зрения:

1. Абсолютная (полная, медицинская) — такое состояние, когда острота зрения равна нулю.

2. Предметная — такое зрение, когда больной не различает форму предметов, которые его окружают, но ощущает свет и изменения его интенсивности.

3. Гражданская (частичная, неполная, практическая) — соответствует зрению, когда больной не способен сосчитать пальцы на расстоянии 3 м, что не позволяет ему выполнять свою профессиональную работу и ограничивает возможность передвижения и самообслуживания. Такие больные нуждаются в постоянной посторонней помощи и могут быть причислены к слепым. Гражданскую слепоту называют еще житейской, или бытовой.

4. Профессиональная — такое состояние зрительных функций, при которых больной не может выполнять свою профессиональную работу.

II. Согласно классификации ВОЗ (Женева, 1977):

I категория — лица с остротой зрения 0,1-0,3;

II категория — 0,05-0,1;

III категория — 0,02-0,05;

IV категория — светоощущение — 0,02;

V категория — отсутствие светоощущения.

Первые две категории утраты зрения (I и II) определяются как «слабовидение», категории III-V — как «слепота».

Если принимается во внимание величина поля зрения, то больные с полем зрения менее 10°, но более 5° вокруг точки фиксации относятся к III категории, а больные с полем зрения не более 5° вокруг точки фиксации — к IV категории, даже если центральная острота зрения не снижена.

1. Врожденная — обусловлена генетическими нарушениями (семейная катаракта, врожденная аплазия сетчатки, ретинобластома, тапеторетинальные дегенерации, альбинизм) и такими, которые действовали в период беременности (краснуха, токсоплазмоз, сифилис, влияние лекарств и токсических веществ).

2. Приобретенная — возникает в результате действия разных неблагоприятных факторов во время родов или в раннем перинатальном периоде (ретинопатия недоношенных, поражение зрительного нерва в результате гипоксии при родах), повреждений органа зрения, общих заболеваний организма (гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет и др.), инфекционных заболеваний (грипп, токсоплазмоз, туберкулез), заболеваний ЦНС (менингит, энцефалит и другие), отравлений.

Для оценки мероприятий по борьбе со слепотой в разных странах введен показатель слепоты — количество слепых на 10 тыс. населения. Показатель 6 характеризует хороший, 10 — удовлетворительный, 15 — недостаточный и 20-25 — плохой уровень санитарных (офтальмологических) мероприятий в стране.

Окулисты (офтальмологи) в Москве

Записаться на прием со скидкой 525 руб. Нажимая на «Записаться на прием», Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете свое согласие на обработку персональных данных.

Цена: 1500 руб. 975 руб.

Записаться на прием 1600 руб. Нажимая на «Записаться на прием», Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете свое согласие на обработку персональных данных.

vse-zabolevaniya.ru

Слепота слабовидение

Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной

активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Слепые — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение , а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры предметов.

Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций .

Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

www.profile-edu.ru

Слабовидение и слепота у новорожденных детей

Ребенок, у которого навыки видения намного ниже ожидаемых (несостоятельность фиксировать взгляд на объекте и водить глазами в первые месяцы жизни), может иметь явные или скрытые глазные или нейроофтальмологические расстройства. Очевидными причинами являются двустороннее центральное помутнение роговицы, врожденные катаракты, инфекционные поражения сетчатки с рубцовыми изменениями макулы.

Описанные далее состояния незаметны при физикальном осмотре.

I. Состояния, которые обычно сопровождаются поисковым нистагмом :

А. Зрачок слабо реагирует на свет:

• Врожденный амавроз Лебера (Leber). Изначально у пациента может быть нормальное глазное дно или пигментные изменения сетчатки, при прогрессировании которых картина напоминает пигментный ретинит. На ранних стадиях наблюдают сужение сосудов сетчатки и побледнение диска зрительного нерва. На электроретинограмме (ЭРГ) обнаруживают существенные изменения или она является плоской. Заболевания аутосомно-рецессивное.

• Гипоплазия зрительного нерва. Диск зрительного нерва малых размеров, что трудно определить при двустороннем поражении (следует сравнивать размеры диска с сосудами). При одностороннем поражении заболевание может быть выявлено в более позднем возрасте. Диагностическим признаком является наличие «двойного кольца» (пигментные кольцо с внутренней и внешней стороны околопапиллярнои атрофии). Процесс обычно идиопатический, однако может наблюдаться у детей, матери которых болеют сахарным диабетом или принимали хинидин, фенитоин, алкоголь или LSD во время беременности.

• Ахроматопсия (монохроматизм палочек). Глазное дно нормальное, но фотопическая ЭРГ резко ослаблена или не определяется. Скотопического ЭРГ в пределах нормы.

Примечание. Гипоплазия зрительного нерва сочетается с септальной оптической дисплазией — синдром де Морисье (de Morsier), включающий пороки развития срединного мозга и роста, недостаточность тиротропина и других тропных гормонов. Наблюдается отставание в росте, судороги, являющиеся результатом гипогликемии, возможно развитие несахарного диабета.

• Врожденная атрофия зрительного нерва. Случается редко. Диск зрительного нерва бледный, нормальных размеров, наблюдается сочетание с умственной отсталостью и церебральным параличом. Нормальная ЭРГ. Заболевания аутосомно-рецессивное.

Б. Живая реакция зрачков на свет:

• Нистагм новорожденных. В некоторых случаях наблюдают значительное снижение остроты зрения. Радужка нормальная. Может сопровождаться поворотом головы и / или покачиванием головой.

• Альбинизм с задержкой созревания. У больных часто выявляют дефекты трансиллюминации радужки и гипоплазию фовеальной участка.

II. Нистагм отсутствует, зрачки нормально реагируют на свет:

• Диффузное нарушение функции мозга. Ребенок не реагирует на звук и тактильные раздражители, имеет неврологические нарушения. Зрение со временем может улучшиться.

• Отставание созревания системы зрения. Нормальная реакция на звуки и тактильные раздражители, отсутствует неврологическая патология. ЭРГ в норме, зрение обычно развивается между 4 и 12 месяцами жизни.

• Значительная аномалия рефракции (диагностируется путем оценки рефракции при циклоплегии).

Обследование слепоты у детей

1. Анамнез: недоношенность; выяснить, был нормальным развитие и рост. Инфекции матери, диабет, прием медикаментов во время беременности. Заболевания глаз в семье.

2. Определить способность младенца фиксировать глаза на объекте и водить за ним каждым глазом частности (наложить повязку на один глаз, а затем на другой).

3. Провести обследование зрачка.

4. Внимательно осмотреть на наличие нистагма.

5. Исследование переднего сегмента глаза с помощью ручки-фонарика, обратить внимание на дефекты трансиллюминации радужки.

6. Провести обследование сетчатки и диска зрительного нерва при расширенном зрачке.

7. Определить рефракцию при циклоплегии.

8. Провести ЭРГ при неизвестной причине плохого зрения.

9. Компьютерная томография и ЯМР-исследование мозга.

10. Проследить распространение провоцируемого зрительного потенциала (sweep visual evoked potential (УЭС)) для определения остроты зрения.

11. Если это возможно, провести запись движений глазного яблока для установления формы нистагма.

Лечение слепоты у детей

1. Скорректировать ошибки рефракции и лечить установленную амблиопию или если есть подозрение на нее.

2. При необходимости объяснить родителям характер описанных заболеваний и перспективы развития зрения ребенка.

3. Предоставить информацию о детских учреждениях и учебных заведений для детей с пониженной остротой зрения и слепых.

4. Провести генетическое консультирование.

5. Дети с маленьким телосложением, задержкой развития и роста должны быть направлены к педиатру для обследования эндокринной системы. Провести компьютерную томографию (аксиальная и корональная проекции) и / или ЯМР-исследование мозга, особенно при наличии нейроофтальмологических заболеваний.

6. Педиатр, наблюдающий за ребенком, должен быть проинформирован о его состоянии и о необходимости направить больного для обследования эндокринной системы при задержке роста и развития у детей с гипоплазией зрительного нерва.

konjuktivita.net

Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Нероев В.В., Катаргина Л.А., Коголева Людмила Викторовна

Система профилактики слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных является междисциплинарной медицинской проблемой и заключается в профилактике преждевременных родов, оптимизации условий выхаживания недоношенных новорожденных в раннем постнатальном периоде, своевременном выявлении, мониторинге и лечении активной фазы заболевания, коррекции сопутствующей патологии, выявлении, профилактике и лечении поздних осложнений. Для обеспечения благоприятных отдаленных исходов, определяющих качество жизни недоношенных пациентов, необходим комплексный подход к профилактике и коррекции нарушений зрения у детей разного возраста, перенесших ретинопатию недоношенных , организации их пожизненного диспансерного наблюдения независимо от степени ретинопатиии, индивидуального подхода к медицинской и социальной реабилитации.

THE PREVENTION OF BLINDNESS AND VISUAL IMPAIRMENT IN CHILDREN WITH RETINOPATHY OF PREMATURITY

The system of blindness prevention and visual impairment in children with retinopathy of prematurity is a multidisciplinary medical problem, and includes the prevention of the preterm birth, the correction of terms of caring for premature babies, early detection, monitoring, and treatment of retinopathy of prematurity , as well as the organization of the long clinical supervision. Patients with retinopathy of prematurity need a comprehensive approach to the prevention of the visual impairment in order to ensure high functional outcomes and improve their quality of life.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Нероев В.В., Катаргина Л.А., Коголева Людмила Викторовна,

Текст научной работы на тему «Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных»

В.В. Нероев, Л.А. Катаргина, Л.В. Коголева

Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца, Российская Федерация

Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных

Коголева Людмила Викторовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела патологии глаз у детей Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, главный внештатный детский офтальмолог Центрального федерального округа Адрес: 105062, Москва, ул. Садовая-Черногрязская, д. 14/19, тел.: +7 (495) 625-92-33, e-mail: kogoleva@mail,ru Статья поступила: 22.09.2014 г., принята к печати: 27.04.2015 г.

Система профилактики слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных является междисциплинарной медицинской проблемой и заключается в профилактике преждевременных родов, оптимизации условий выхаживания недоношенных новорожденных в раннем постнатальном периоде, своевременном выявлении, мониторинге и лечении активной фазы заболевания, коррекции сопутствующей патологии, выявлении, профилактике и лечении поздних осложнений. Для обеспечения благоприятных отдаленных исходов, определяющих качество жизни недоношенных пациентов, необходим комплексный подход к профилактике и коррекции нарушений зрения у детей разного возраста, перенесших ретинопатию недоношенных, организации их пожизненного диспансерного наблюдения независимо от степени ретинопатиии, индивидуального подхода к медицинской и социальной реабилитации. Ключевые слова: ретинопатия недоношенных, слепота, слабовидение, профилактика.

(Для цитирования: Нероев В.В., Катаргина Л.А., Коголева Л.В. Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных. Вопросы современной педиатрии. 2015; 14 (2): 265-270. doi: 10.15690/vsp.v14i2.1296)

Ретинопатия недоношенных (РН) — одна из наиболее актуальных проблем современной офтальмологии, во многом обусловленная увеличением числа преждевременных родов, выживанием все большего числа недоношенных младенцев, в т. ч. с экстремально низкой массой тела и ранним гестационным возрастом на момент рождения [1, 2]. При этом отмечают не только рост распространенности ретинопатии, но и увеличение числа детей с тяжелыми, атипичными формами заболевания. Несмотря на значительные достижения в диагностике и лечении РН, это заболевание остается одной из основных причин слепоты и слабовидения с раннего детства в развитых странах [3-5].

Необходимым условием профилактики развития слепоты при РН является оптимизация организации

офтальмологической помощи недоношенным детям с целью своевременного выявления, правильной диагностики, мониторинга и лечения в активной фазе заболевания, а также динамического наблюдения и реабилитации пациентов, перенесших РН.

В связи с несомненной социальной значимостью РН этому вопросу уделяют особое внимание не только представители врачебного сообщества, но и государственные органы. Создана нормативная база, позволяющая организовать офтальмологическую помощь недоношенным детям. Утверждены Порядок оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты [6], разработаны и размещены на сайте Ассоциации врачей-офтальмологов России Федеральные клинические рекомендации по диагностике, мониторингу и лечению активной фазы ретинопатии недоношенных [7].

V.V. Neroev, L.A. Katargina, L.V. Kogoleva

Moscow Helmholtz Research Institute of Eye Diseases, Russian Federation

The Prevention of Blindness and Visual Impairment in Children with Retinopathy of Prematurity

The system of blindness prevention and visual impairment in children with retinopathy of prematurity is a multidisciplinary medical problem, and includes the prevention of the preterm birth, the correction of terms of caring for premature babies, early detection, monitoring, and treatment of retinopathy of prematurity, as well as the organization of the long clinical supervision. Patients with retinopathy of prematurity need a comprehensive approach to the prevention of the visual impairment in order to ensure high functional outcomes and improve their quality of life.

Key words: retinopathy of prematurity, visual impairment, blindness, preventions.

(For citation: Neroev V.V., Katargina L.A., Kogoleva L.V. The Prevention of Blindness and Visual Impairment in Children with Retinopathy of Prematurity. Voprosy sovremennoipediatrii — Current Pediatrics. 2015; 14 (2): 265-270. doi: 10.15690/vsp.v14i2.1296)

На основании анализа опыта ведущих специалистов, а также результатов собственных многолетних исследований нами разработана система профилактики слепоты и слабовидения у детей с РН.

В основе системы лежит организация офтальмологической помощи недоношенным детям, состоящая их двух этапов:

• 1-й этап — выявление, мониторинг и лечение активной фазы заболевания;

• 2-й этап — диспансерное наблюдение и медицинская реабилитация пациентов, перенесших РН.

1-Й ЭТАП. ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С АКТИВНОЙ РЕТИНОПАТИЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ

Первичная профилактика заболевания не относится к разряду офтальмологических задач и заключается в предотвращении недонашивания беременности и преждевременных родов, а также в совершенствовании неонатальных протоколов выхаживания недоношенных детей, особенно с экстремально низкой массой тела при рождении, что является задачей акушеров-гинекологов, реаниматологов и неонатологов.

Патологические состояния недоношенного ребенка в неонатальном периоде, обусловленные морфофункци-ональной незрелостью организма, многообразны и поли-органны. Они существенно ухудшают течение периода ранней постнатальной адаптации и требуют интенсивных лечебных мероприятий. Тем не менее не только соматическая патология, но и интенсивная терапия новорожденного, проводимая по жизненным показаниям и направленная на коррекцию патологических состояний, может оказывать влияние на развитие и прогрессирование РН [8-10]. В связи с этим роль реаниматолога-неонатоло-га и неонатолога в предотвращении развития тяжелых форм ретинопатии является определяющей и заключается в оптимизации условий выхаживания глубоконедоношенных новорожденных и своевременном и адекватном лечении патологических состояний перинатального периода [9, 10].

Вторичная профилактика заболевания заключается в организации скрининга, мониторинга и лечения активной РН (фаза заболевания при незавершенном процессе васкулогенеза сетчатки, характеризующаяся возможностью прогрессирования и сосудистой активностью). Недоношенные дети, рожденные на сроке гестации до 35 нед и/или с массой тела < 2000 г, являются группой риска по развитию ретинопатии

Рис. 1. Ретинопатия недоношенных. Тип I, стадия III, плюс-болезнь, зона II (стрелка)

Рис. 2. Ретинопатия недоношенных. Тип II, стадия II, без плюс-болезни, зона III (стрелка)

и нуждаются в обязательном офтальмологическом обследовании в декретированные сроки. Детям, рожденным на 22-26-й нед гестации, первичный осмотр следует проводить на 30-31-й нед постконцептуального возраста; на 27-31-й нед — с 4-й нед жизни; на 32-й и более нед — с 3-й нед жизни.

Основной методикой офтальмологического обследования недоношенных детей является офтальмоскопия глазного дна в условиях мидриаза с помощью налобного бинокулярного офтальмоскопа. В последние годы широкое распространение получили педиатрические рети-нальные цифровые камеры, которые позволяют получать изображение различных зон глазного дна, осуществлять объективный контроль течения заболевания и дистанционное консультирование, оценивать результаты лечения.

Результаты офтальмологического осмотра оцениваются и регистрируются в медицинской документации в соответствии с общепринятой Международной классификацией ретинопатии недоношенных (2005). Отмечается стадия процесса, его локализация и протяженность, наличие сосудистой активности хотя бы в одном сегменте заднего полюса глазного дна (так называемая плюс-болезнь) [11].

Однократного осмотра глазного дна достаточно только при условии выявления полной васкуляризации сетчатки обоих глаз. При угрозе развития РН (незаконченная васкуляризация сетчатки) без признаков заболевания последующий осмотр врачом-офтальмологом проводится через 2 нед с момента первичного осмотра. Дальнейшие офтальмологические осмотры с интервалом 2 нед осуществляются до завершения васкуляризации сетчатки и/или до появления признаков РН. При обнаружении у детей начальных стадий РН офтальмологические осмотры проводят еженедельно; при ретинопатии зоны I (в самом центре глазного дна) и задней агрессивной РН (локализация процесса в центральной зоне глазного дна, расширение и извитость всех ретинальных сосудов, наличие экссудативно-геморрагического компонента) — 2 раза/нед до самопроизвольного регресса заболевания или до выявления медицинских показаний к проведению коагуляции сетчатки.

В условиях динамического наблюдения за развитием РН следует отмечать тип течения заболевания с учетом стадии и зоны локализации патологического процесса. Это необходимо для определения прогноза развития заболевания и планирования лечебных мероприятий [11, 13]. Так, при ретинопатии типа I (тип I — локализация процесса в зоне I, любая стадия РН с плюс-болезнью; зона II — стадия II и III с плюс-болезнью) необходимо проводить более частые осмотры и планировать выполнение лазерной или криокоагуляции сетчатки, а при типе II (локализация в зоне I — стадия I или II без плюс-болезни; в зоне II — стадия III без плюс-болезни) — продолжать динамическое наблюдение (рис. 1, 2). При этом усилия специалистов и организаторов здравоохранения должны быть направлены на лечение активной ретинопатии непосредственно в перинатальных центрах или в условиях отделений, где выхаживают недоношенных детей.

При полной васкуляризации сетчатки на ее периферии, достижении ребенком возраста 42-46 нед и/или

полном регрессе активном ретинопатии возможно прекращение скрининговых осмотров. При прогрессирова-нии ретинопатии и развитии необратимых (пороговых) стадий заболевания, когда шансов на самопроизвольный регресс практически нет и вместе с тем существует высокий риск потери зрения, необходимо провести лечение — коагуляцию сетчатки (не позднее 48-72 ч после установления медицинских показаний) [12, 13].

Показаниями к лазерной и/или криокоагуляции сетчатки являются:

• стадия III с плюс-болезнью в зоне II или III;

• любая стадия с плюс-болезнью в зоне I;

• задняя агрессивная РН.

Исходя из многолетнего опыта лечения активной ретинопатии, предпочтение отдают транспупиллярной лазерной коагуляции через непрямой бинокулярный офтальмоскоп с применением лазера с длиной волны 810-814 или 532 нм. При невозможности проведения лазерной коагуляции через непрямой бинокулярный офтальмоскоп могут быть использованы другие доступные методики (щелевая лампа, аргонлазерная или транссклеральная коагуляция).

Лечение считается эффективным в случае появления через 7-10 сут признаков регресса или стабилизации патологического процесса с последующими минимальными остаточными изменениями глазного дна (отсутствие рубцовых изменений и отслойки сетчатки в макуле). Эффективность лечения зависит от различных факторов, среди которых основными считают своевременную и методически правильно проведенную коагуляцию сетчатки, а также форму течения ретинопатии. При локализации процесса в зонах II или III глазного дна с плюс-болезнью и адекватно проведенном лечении эффективность его достигает 98%. При ретинопатии зоны I и задней агрессивной РН стабилизировать процесс и сохранить зрение удается лишь в 65-85% случаев [2, 4, 12]. При неэффективности или недостаточной эффективности коагуляции сетчатки, а также если коагуляции сетчатки не была проведена, у ряда младенцев (9-12%) развиваются тяжелые рубцовые формы заболевания [2-4].

По мнению хирургов, занимающихся проблемой РН, с целью достижения более благоприятных анато-мо-функциональных результатов лечения IV-V стадии ретинопатии (частичная или полная отслойка сетчатки) хирургическое вмешательство целесообразно в первые 12 мес жизни ребенка [14, 15]. Однако раннее вмешательство на фоне выраженной сосудистой активности связано с высоким риском осложнений и оправданно лишь при возможности проведения ленссберегающей операции и наличии высокотехнологичного современного оборудования, личного опыта и квалификации хирурга.

2-Й ЭТАП. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

И МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ,

ПЕРЕНЕСШИХ РЕТИНОПАТИЮ НЕДОНОШЕННЫХ

Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией заключается в оценке клинико-функциональных исходов болезни, прогнозировании развития зрительных

функций, организации диспансерного наблюдения, выявлении, профилактике и лечении поздних осложнений, коррекции сопутствующей патологии и социальной реабилитации пациентов (рис. 3).

В отличие от активной фазы заболевания, в рубцовой фазе процесс относительно стабилен и отражает степень остаточных изменений после перенесенной активной РН. Единая международная классификация рубцовой фазы болезни отсутствует. Нами предложена и используется на практике классификация рубцовой, или регрессивной, ретинопатии, отражающая степень остаточных клинических изменений на глазном дне [1].

В связи с увеличением контингента лиц, перенесших РН 10-20 лет назад, стало совершенно очевидным, что функциональный прогноз и отдаленные исходы заболевания определяются не только тяжестью перенесенного заболевания и степенью остаточных изменений на глазном дне, но зависят от комплекса факторов. К их числу следует отнести:

• патологию проводящих путей и высших отделов зрительного анализатора;

• наличие сопутствующих заболеваний глаз (глаукома, катаракта, воспалительные заболевания, аномалии и пороки развития);

• рефракционные и глазодвигательные нарушения;

• развитие поздних внутриглазных осложнений [16, 17]. Изучение отдаленных функциональных исходов

болезни показало, что острота зрения у детей широко варьирует независимо от степени регрессивной/рубцовой ретинопатии. Это подтверждает многофакторный характер нарушений зрения при этом заболевании. По нашим данным, корригированная острота зрения при I степени регрессивной ретинопатии варьирует в среднем от 0,6 до 1,0 (резко снижаясь при сопутствующем поражении центральной нервной системы); при II степени — от 0,3 до 1,0, а при III — от 0,1 до 0,8. При IV степени РН в зависимости от вовлечения в патологический процесс макулярной зоны острота зрения колеблется от светоощущения до 0,1-0,2. При V степени можно рассчитывать лишь на остаточное светоощущение.

Важно, однако, подчеркнуть, что степень снижения остроты зрения не всегда коррелирует с выраженностью остаточных изменений на глазном дне после перенесенной ретинопатии. При проведении современных электрофизиологических исследований выявлена высокая частота патологической электроретинограммы разных видов (смешанная, ритмическая, макулярная, мультифо-кальная и др.) [17-19]. Это свидетельствует о выраженном нарушении электрогенеза сетчатки, в т. ч. ее кол-бочковой системы. Даже при I степени РН в отсутствии визуальных изменений в картине глазного дна, в т. ч. макулы, отклонения регистрируют почти в 1/3 случаев, при II и III степени заболевания — у 52 и 68% детей, соответственно. Проведенные нами исследования показали, что при рубцовой ретинопатии IV-V степени значения электроретинограммы резко снижены или не регистрируются, что предопределяет нецелесообразность ее использования в подобных случаях [18].

Доказано, что даже при благоприятных исходах заболевания у глубоконедоношенных детей происходит

Рис. 3. Алгоритм организации диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими ретинопатию недоношенных

Примечание. ПКВ — постконцептуальный возраст, РН — ретинопатия недоношенных, ЗВП — зрительно-вызванные потенциалы, ЭФИ — электрофизиологические исследования, ЭРГ — электроретинограмма, МКЛ — мягкие контактные линзы, ОКТ — оптическая когерентная томография.

ционного влияния на развитие макулы сопутствующих рефракционных и глазодвигательных нарушений, в т. ч. в случае их транзиторного характера [21, 22].

Одной из частых причин снижения остроты зрения у недоношенных детей являются аномалии рефракции (75-80%), среди которых в большинстве случаев (72%) определяется миопия (у 27% — миопия высокой степени). Выраженный астигматизм > 2Д, а также анизометропию > 2Д обнаруживают у каждого пятого недоношенного ребенка (в 21,5 и 20,8% случаев, соответственно). Наиболее тяжелая амблиопия наблюдается у пациентов именно этой группы [22]. Влияние аномалий рефракции на развитие макулы у детей с РН не вызывает сомнений, что требует своевременной адекватной очковой или контактной коррекции уже в раннем сенситивном периоде [21]. Кроме того, данные об особенностях и нестабильности рефракции следует учитывать при организации диспансерного наблюдения детей с ретинопатией и определении подходов к показаниям, срокам и методам коррекции аметропий.

«запаздывание» в морфофункциональном формировании макулы с несовершенством ее функций в дошкольном возрасте [20]. Степень этих нарушений зависит как от глубины недоношенности и структурной несостоятельности центральной сетчатки (рис. 4), так и от деприва-

Рис. 4. Нарушение формирования макулы у пациента с рубцовой ретинопатией недоношенных по данным ОКТ-Спектралис

Примечание. ОКТ — оптическая когерентная томография.

Рис. 5. «Поздняя» Аномалии рефракции,

регматогенная отслойка ____________________________

к , анизометропия, асиммет-

сетчатки с благоприятным м

исходом ретинопатии ричное поражение глаз

недоношенных (стрелка) вследствие перенесенной

ретинопатии, нарушения центральной нервной системы могут приводить к развитию косоглазия, которое, по разным данным, встречается у 30-62% детей этой категории [1, 17]. Преобладающими видами косоглазия являются вторичное, возникшее вследствие перенесенной ретинопатии и тракционной деформации макулы, и паретическое косоглазие вследствие пареза отводящего нерва, диагностируемое, как правило, в первые месяцы жизни ребенка. Выявление причин и вида косоглазия у недоношенного ребенка является крайне важным аспектом диспансерного наблюдения, что обусловлено необходимостью определения дифференцированного подхода к лечению.

На состояние и развитие зрительных функций у детей с РН может существенно влиять сопутствующая патология глаз, обнаруживаемая, по нашим данным, в 28% случаев: гипоплазия и частичная атрофия зрительного нерва (38%), воспалительные заболевания глаз (33,5%), врожденная катаракта (13,5%), врожденная глаукома (12%), врожденные пороки или аномалии развития (3%) [1, 5]. Патология зрительного нерва часто сочетается с поражениями центральной нервной системы, подтверждаемыми данными неврологического обследования, результатами магнитно-резонансной или компьютерной томографии головного мозга. Учитывая высокую частоту сопутствующей патологии, для оценки и прогнозирования зрительных функций у детей с РН уже на первом году жизни необходимо проведение исследования зрительно-вызванных корковых потенциалов на предъявление вспышечного и/или паттерн-реверсивного стимула [23].

Несмотря на то, что рубцовая фаза РН — относительно стабильное состояние, при всех степенях заболевания могут развиваться поздние осложнения, спектр и сроки формирования которых широко варьируют. По данным разных авторов и нашим наблюдениям, развитие осложнений в возрасте от 1 года до 17 лет происходит у 1/3 пациентов, что приводит к снижению зрительных функций, утяжелению процесса, косметическим дефектам и снижению качества жизни пациентов [16, 24].

При благоприятных исходах РН (1-111 степень у 27% пациентов, по нашим данным) отмечено прогрессиро-вание периферических дистрофий сетчатки, а также усиление фиброза и тракции сетчатки, приводящие к разрывам и поздним отслойкам сетчатки регматоген-ного или тракционно-регматогенного характера (рис. 5). При Ш-М степени поздние отслойки сетчатки тракцион-но-регматогенного характера являются результатом усиления пролиферативных и рубцовых процессов в стекловидном теле и нарастания тракции сетчатки.

Своевременная лазеркоагуляция позволяет предотвратить формирование сквозных дефектов и регмато-генной отслойки сетчатки. Наиболее часто наблюдается развитие ретинальных дистрофий в возрасте 8-12 лет. Следует особенно подчеркнуть, что ретинальные дистрофии и поздние отслойки сетчатки формировались при благоприятных исходах РН, на ранее зрячих глазах как с индуцированным, так и с самопроизвольным регрессом. Именно этой, последней, группе детей, как правило, уделяют меньше внимания впоследствии, что может привести к поздней диагностике данных осложнений и потере зрения.

При ретинопатии V степени, по результатам наших исследований, в 46% случаев развивается синдром мелкой передней камеры, являющийся следствием массивного рубцевания в стекловидном теле и приводящий к иридо-корнеальному контакту, помутнению роговицы, вторичной глаукоме, прогрессирующей субатрофии глазного яблока [1, 24]. Все вышеперечисленное может привести к потере остаточного светоощущения, развитию болевого синдрома и выраженному косметическому дефекту, что сопряжено с прогрессирующим снижением качества жизни пациентов.

В возрасте 7-8 лет уже возможно проведение психофизических исследований, которые позволяют более детально изучить состояние различных уровней зрительной системы и оценить качество зрения. Для пациентов с РН характерна высокая частота нарушений пространственно-контрастной чувствительности, характеризующей способность зрительной системы воспринимать форму, взаиморасположение, размеры, ориентацию объектов. В частности, было установлено, что уже при минимальных остаточных изменениях патологическая пространственно-контрастная чувствительность выявляется у 33% детей, а при более выраженных изменениях (III степень ретинопатии и выше) — практически у каждого ребенка. При этом в условиях визуально сохранной макулы и достаточно высокой остроты зрения изменения пространственно-контрастной чувствительности происходят преимущественно в диапазоне средних и высоких частот. Это может приводить не только к снижению остроты зрения и контрастности, но и нарушениям распознавания и узнавания предметов, деталей объекта, трудностям при письме и чтении. В случаях нарастании степени тяжести заболевания происходит сдвиг изменений пространственно-контрастной чувствительности в диапазон низких пространственных частот, что свидетельствует о возможном нарушении ориентации, слежения за движущимися объектами и концентрации внимания [25].

Помимо нарушений остроты зрения, у детей с РН нередко (по нашим данным, в 65% случаев) выявляются изменения полей зрения. Дефекты в центральном и периферическом поле зрения, наряду со сниженной общей световой чувствительностью, даже при минимальных остаточных изменениях на глазном дне могут быть связаны с выпадением поля зрения в остаточных аваскулярных зонах ишемизированной сетчатки. Схожая картина может иметь место и в зонах рубцовых изменений при тяжелом течении РН, а также после

коагуляции сетчатки в активной фазе заболевания. Наличие дефектов полей зрения, в особенности снижение общей световой чувствительности, выпадение и сужение полей зрения, целесообразно учитывать при организации учебного процесса и социальной реабилитации пациентов с РН.

Профилактика слепоты и слабовидения у детей с ретинопатией недоношенных заключается в организации многоэтапной системы. В ней необходимо участие

не только детских, но и взрослых офтальмологов, которые будут наблюдать пациентов в отдаленный период, а также педиатров, терапевтов, неврологов и врачей других специальностей. Для обеспечения благоприятных отдаленных исходов заболевания, определяющих качество жизни недоношенных детей, необходим комплексный подход к профилактике и коррекции нарушений зрения у детей разного возраста, перенесших ретинопатию недоношенных, организации их пожизненного диспансерного наблюдения, индивидуального подхода к медицинской и социальной реабилитации.

Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

1. Нероев В. В., Катаргина Л. А. Ретинопатия недоношенных. Офтальмология. Нац. рук-во. Под ред. С. Э. Аветисова, Е. А. Егорова, Л. К. Мошетовой и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008. С. 580-591.

2. Сайдашева Э. И. Совершенствование офтальмологической помощи новорожденным детям в условиях мегаполиса. Автореф. дис. . докт. мед. наук. СПб. 2012. 39 с.

3. Austeng D., Kallen K., Hellstrom A., Tornqvist K., Holmstrom G. E. Natural history of retinopathy of prematurity in infants born before 27 weeks gestation in Sweden. Arch. Ophthalmol. 2010; 128 (10): 1289-1294.

4. Drenser K. A., Trese M. T., Capone A. Aggressive posterior retinopathy of prematurity. Retina. 2010; 30: 37-40.

5. Gilbert C. Retinopathy of prematurity as a cause of blindness in children. Final program and abstract book «World ROP meeting». Vilnius, Lithuania. 2006. 24 p.

6. Приказ Минздрава РФ от 25.10.2012 г. № 442н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».

7. Федеральные клинические рекомендации (национальный протокол) «Диагностика, мониторинг и лечение активной фазы ретинопатии недоношенных». URL: http:/www.avo_portal.ru. (дата обращения: 15.09.2014).

8. Байбарина Е. Н., Антонов А. Г., Ленюшкина А. А. Клинические рекомендации по уходу за новорожденными с экстремально низкой массой тела при рождении. Вопросы практической педиатрии. 2006; 4: 95-100.

9. Дегтярёв Д. Н., Кан И. Г., Асташева И. Б., Дегтярёва А. В. Частота и тяжесть проявлений ретинопатии у недоношенных детей в зависимости от уровня организации перинатальной и неонатологической помощи. Сб. трудов науч.-практ. конф. с международным участием «Ретинопатия недоношенных-2013». М. 2013. С. 57-61.

10. Darlow B. Prevention 0f retinopathy of prematurity (ROP) through evidence based neonatal care. Сб. трудов науч.-практ. конф. с международным участием «Ретинопатия недоношенных-2013». М. 2013. С. 11-12.

11. An International Committee for the Classification of retinopathy of prematurity. The international classification of ROP — Revisite. Arch. Ophthalmol. 2005; 123: 991-999.

12. Early Treatment for retinopathy of prematurity Cooperative Group. Revised indications for the treatment of retinopathy of prematurity: results of the early treatment for retinopathy of prematurity randomized trial. Arch. Ophthalmol. 2003; 121: 1684-1694.

13. Christiansen S. P., Dobson V., Quinn G., Good W., Tung B., Hardy R., Baker J. et al. Progression of type 2 to type 1 retinopathy of prematurity in the early treatment for retinopathy of prematurity study. Arch. Ophthalmol. 2010; 128 (4): 461-465.

14. Дискаленко О. В., Бржеский В. В. Хирургическое лечение ретинопатии недоношенных, методика и тактика. Мат-лы юбилейной конф., посвященной 70-летию основания первой в России кафедры детской офтальмологии «Современные проблемы детской офтальмологии». СПб. 2005. С. 155-158.

15. Capone A., Trese M. T. Lens-sparing vitreous surgery for fractional 4a ROP detachments. Ophthalmology. 2001; 108: 2061-2070.

16. Kaiser R. S., Trese M. T., Williams G. A., Cox M. S., Mirabella G. Visual development in very low birth weight infants. Pediatr. Res. 2006; 60: 435-439.

17. Коголева Л. В., Аракелян М. А., Шамшинова А. М., Катаргина Л. А. Роль электроретинографии в оценке и прогнозировании зрения при ретинопатии недоношенных. Российский офтальмологический журнал. 2013; 6 (3): 40-44.

18. Akula J. D., Hansen R. M., Martinez-Perez M. E., Fulton A. B. Rod photoreceptor function predicts blood vessel abnormality in retinopathy of prematurity. Invest. Ophthalmol. Vis. Sci. 2007; 48 (9): 4351-4359.

19. Hansen R. M., Harris M. E., Moskovitz A., Fulton A. B. Deactivation of the rod response in retinopathy of prematurity. Doc. Ophthalmol. 2010: 121: 29-35.

20. Рудницкая Я. Л. Анатомо-функциональные особенности развития макулы у детей с ретинопатией недоношенных. Автореф. дис. . канд. мед. наук. М. 2013. 24 с.

21. Мамакаева И. Р Особенности рефрактогенеза у детей с ретинопатией недоношенных. Автореф. дис. . канд. мед. наук. М. 2011. 24 с.

22. ^доренко Е. И., Хаценко И. Е., Асташева И. Б., Маркова Е. Ю., Тумасян А. Р, Аксёнова И. И. Электрофизиологические методы исследования в обследовании недоношенных детей и диагностике ретинопатии недоношенных. Вестник офтальмологии. 2002; 1: 35-39.

23. Tufai A. J., Singh R. J., Haynes C. R., Dodd C. R., McLeod D., Charteris D. G. Late onset vitreoretinal complications of regressed retinopathy of prematurity. Brit. J. Ophthalmol. 2004; 88: 243-246.

24. Нероев В. В., Коголева Л. В., Катаргина Л. А. Пространственная контрастная чувствительность у пациентов с ретинопатией недоношенных. Российский офтальмологический журнал. 2013; 6 (4): 34-38.

cyberleninka.ru

Слепота и слабовидение

«Слепота вовсе не дана слепому в его опыте, он знает только преодоление слепоты: только компенсаторные процессы реально существуют в психике. Тьму в душе слепого видят только наивные зрячие.»

Лев Семенович Выготский, русский физиолог.//

Дефект и сверхкомпенсация.//

Умственная отсталость, слепота и глухонемота.Л., 1927.С.70.

«Именно с трагического диагноза глазного врача начинается «новая жизнь» человека, потерявшего или теряющего зрение, будь то ребенок или, что ещё страшнее, взрослый. Врач должен быть подготовлен к тому, чтобы правильно сориентировать своего пациента и дать необходимые советы по «вхождению в жизнь».

Александр Моисеевич Щербин, профессор,

философ, слепой, друг В.П.Филатова.

«Пессиместический взгляд на слепоту, как на фактор, ослабляющий все психические свойства слепого, не верен. Слепорожденные не ощущают тьмы и не тоскуют о свете. Главными факторами смягчения настроения ослепших людей служат время и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.»

Валентин Петрович Филатов — русский офтальмолог,

основатель «тканевой терапии» — первой технологии

стимуляции регенерации в глазных болезнях.

«Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.»

Блез Паскаль — французский математик, физик, литератор и философ.

Слепота и слабовидение — это понятия, разработанные офтальмологами для определения степени утраты зрительных функций. Те люди, которые не имеют зрения с рождения, или имеют его ничтожно мало (на уровне светоощущения), или утратили его в результате какого-то тяжелого заболевания или травмы, как правило, страдают больше всего не от самой слепоты («названия», данного им офтальмологами), а от беспомощности как-то ее преодолеть. Традиционная реабилитация людей с ослабленным зрением основана на развитии других органов чувств: изучении азбуки по Брайлю, ориентации в пространстве с помощью палочки, звуковых сигналов, обучению трудовым навыкам БЕЗ применения зрения (исключительно на ощупь). Такая тактика оправдывается тем, что дает возможность максимально индивидуально и социально адаптировать человека, сделать его самостоятельным. Но при этом, как правило (по нашему опыту работы с такими пациентами) не предпринимается никаких попыток хоть как-то развить СПОСОБНОСТИ ОЩУЩАТЬ пусть нефункционирующего или слабофункционирующего, но НЕ МЕРТВОГО органа — глаза.

Даже при полном врожденном отсутствии зрения у человека формируются пространственные (пусть даже только тактильные) представления об окружающем мире, о предметах, о домашней обстановке, форме человека, своих родных и близких. Тем более даже при полном отсутствии зрения, но утраченном после того, как оно было, у человека остаются зрительные представления об окружающем мире, о предметах, о домашней обстановке, о своем лице, о лицах своих родных, близких, знакомых. Даже при полной слепоте, а уж тем более при слабовидении в глазах остаются ощущения , которые могут быть осознаны и интерпретированы как ощущения света или тьмы. Наличие только этих фактов позволяет подразумевать наличие принципиальной возможности связать зрительные ощущения и зрительные представления , то есть восстановить ПРОЦЕСС превращения ощущений в зрительный образ, в зрительное понимание физического предмета.

По физиологии восприятия (не зрительного, а общего восприятия любого предмета) о любом предмете у человека формируется целый комплекс ощущений и представлений , собранный от всех органов чувств: осязательное (какой предмет на ощупь), слуховое (как он звучит, пусть не сам, а даже при постукивании по нему), обонятельное (как предмет пахнет или даже не пахнет), вкусовое (многие предметы, даже несъедобные, например металл, имеют определенный вкус) и, обычно, в основном, зрительное ощущение и представление. В норме зрительный анализатор является ведущим из всех органов чувств, поэтому чаще всего человек определяет предметы и ориентируется в пространстве «на глаз». В физиологии это называется доминированием зрительного анализатора. При выраженных нарушениях в глазах как органе нарушается это доминирование, и окружающий мир начинает восприниматься исключительно через другие органы чувств. И поэтому даже слабофункционирующий орган ощущения — глаз — перестает работать в той мере, в какой он ещё может.

Цель функциональной реабилитации при слепоте и слабовидении — включить зрительную систему на максимальную мощность по превращению ощущений от глаза как органа, создать пусть не ведущую доминанту зрения над всеми другими органами чувств, но независимую, то есть научить человека ни на ощупь, ни на слух (ни на вкус и не на запах), а только на основании ощущений от глаза строить зрительный образ окружающих человека предметов.

Ведущая технология функциональной реабилитации зрения при слепоте и слабовидении — пси хофизиологическая коррекция — технология, созданная во Всероссийском Центре глазной и пластической хирургии, г.Уфа, специально для реабилитации слепых и слабовидящих, технология, которую по-простому можно назвать «как сделать человека чемпионом в своих собственных возможностях».

1. В чем суть «включения» зрения при слепоте ? При полном отсутствии зрения с рождения у человека нет понимания одновременно и зрительных ощущений, и нет никаких зрительных представлений. Как получить зрительные ощущения в слепых глазах? Слепой глаз — не мертвый, и у него как у любого другого органа есть другие, так называемые проприоцептивные ощущения: тепло, объем, плотность, в какой-то степени ощущение вибрации через внутреннюю стенку орбиты воздуха при вдохе и выдохе. Если отдифференцировать эти ощущения при плотно закрытых глазах, темном помещении, то все остальное, что можно почувствовать — это будут ощущения световые. Даже при полной врожденной слепоте, при полном отсутствии зрительного опыта человек может ПОПРОБОВАТЬ себе представить: КАКИЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ — «зрительные ощущения?»

Зрительные представления при слепоте — откуда они возьмутся? Что такое свет? Что такое светлее и темнее? Что такое Цвет? Как определить на «глаз» границы предмета — как это чувствуется? А как зрячие глазами меряют расстояние? В буквальном смысле «воспитание» зрительных представлений — это ЗАМЕНА новыми возникшими зрительными ощущениями или ПРИВЯЗКА новых возникших зрительных ощущений к существующим, чаще всего незрительным представлениям. Например: лампочка — круглая, грушевидная, плотная, гладкая, помещается в ладошке, когда включаешь — нагревается, безвкусная. То новое ощущение, которая она дает, кроме всего этого перечисленного, остального — это С В Е-Е-Е Т . При полной врожденной слепоте, при врожденном отсутствии зрительных представлений, воспитание этих представлений — как понимание того, например, что значит управлять . хвостом.

Технология психофизиологической коррекции позволяет «свести» эти ощущения и представления, зародив связь между глазом, как исполнительным органом, дающим ощущения, и головным мозгом, как центром контроля и понимания этих ощущений.

Как долго нужно заниматься, чтобы получить эти первые «зрительные» ощущения? По нашему опыту, добиться появления устойчивого ощущения света возможно за 10 сеансов. Сказать, что при этом можно добиться ощущения света у человека с любой этиологией (причиной) слепоты, мы не можем. Психофизиологическая коррекция — не единственный механизм реабилитации слепого глаза. Психофизиологическая коррекция была создана для функциональной реабилитации пациентов после ревитализирующих операций с применением биоматериала Alloplant. Для возможного появления функции светоощущения, логично, необходимо существование: 1) хоть каких-то прозрачных сред, 2) хоть какой-то сетчатки и 3) хоть какого-то зрительного нерва. Применение Alloplant’а, физиотерапии, рефлексотерапии, восстановление нейрофизиологии восприятия зрительных импульсов (электростимуляцией), остеопатия, медикаментозное лечение . все ревитализирующие технологии, какие только могут быть попробованы для улучшения морфологии и питания глаза как органа должны использоваться вместе или перед функциональной реабилитацией слепого глаза.

У пациентки Тамары Горбачевой, не имевшей световых ощущений с рождения, которой профессор Эрнст Рифгатович Мулдашев «сконструировал» из Аллоплантов глаз, в котором получил возможность «заработать» зачаток её собственной сетчатки, светоощущение появилось через несколько курсов занятий. Проведенную над ней создателем психофизиологической коррекции Амиром Рашитовичем Шариповым работу по функциональной реабилитации «реконструированного» глаза необходимо признать не менее значимой, чем саму операцию. В настоящее время от сетчатки и зрительного нерва, которые таким образом стали «востребованными» головным мозгом Тамары, объективно регистрируются электрические импульсы: электроретинограмма и зрительные вызванные корковые потенциалы, а зрительные возможности пациентки теперь можно характеризовать как «предметное зрение». Автору этих строк посчастливилось несколько раз лично видеть эту уникальную пациентку, и как врач-офтальмолог я могу с уверенностью заявить о наличии у неё предметного зрения.

2. Гораздо проще восстанавливать зрение при наличии хоть какого-то светоощущения . При врожденном варианте у человека отсутствуют зрительные представления. И задача функциональной реабилитации — максимально развить этот «канал» ощущений для формирования таких зрительных навыков, которыми пациент сможет «осматривать» и «узнавать» предметы и ориентироваться в пространстве. Этот этап реабилитации такого пациента (он же может рассматриваться как второй этап после возникновения светоощущения) заключается в развитии квантитативного (количественного, от латинского quantitas — количество) светоощущения. Так же как человек может градуировать любые свои ощущения (теплее-холоднее, жестче-мягче, тише-громче), элементарное зрительное ощущение (световое) может быть определено как светлее-темнее (то есть сильнее-слабее) и определено в пространстве по расположению относительно наблюдателя: выше/ниже, правее/левее и ближе/дальше.

Результат функциональной реабилитации пациента со светоощущением — светоощущение с правильной светопроекцией — это шаг к предметному зрению: когда изменения в освещенности и способность понимать переход и ориентацию от темного к светлому дает возможность распознавать границы и контуры предметов.

3. При наличии светоощущения с правильной светопроекцией , а тем более хотя бы единичных процентов зрения, процесс функциональной реабилитации состоит в реорганизации уже существующего процесса зрительного восприятия, а именно в разделении его четырех этапов (см. психофизиологическая коррекция ). При достаточной мощности исполнительного органа зрения (глаза) процесс превращения зрительных ощущений в понимание происходит почти мгновенно, за доли секунды. При затрудненном зрительном восприятии «соображение» значительно обгоняет скорость получения зрительных ощущений и поэтому «бессознательный» процесс восприятия уже не срабатывает. Контроль этапов и растягивание их во времени с той скоростью, которая позволяет контролировать все этапы, позволяет максимально эффективно использовать каждое ощущение, возникающее в глазах для максимально эффективного их использования при построении зрительного образа. Тут уместна аналогия с восстановлением функции ног (ходьбы) после травм или парезов ног: «ходьбы» как автоматического процесса ещё нет, но механизм поднятия, перемещения, постановки ног и перемещения между ними веса тела может быть воспроизведен поэтапно.

Тяжело ли «воспитать» зрительный анализатор при слепоте и слабовидении? По нашему опыту, чтобы добиться определенного удовлетворительного для пациента результата, необходимо 1-2-3 курса по 10 дней с перерывом в 1-2-3 месяца. Это количество занятий, необходимое для создания новой доминанты зрительного анализатора в головном мозге, это время, необходимое для усвоения нового навыка владения своими глазами.

При функциональной реабилитации пациентов мы используем дополнительно несколько нейрофизиологических и физиотерапевтических технологий, направляем пациентов для нейрофизиологического обследования и проведения ревитализирующих операций с применением биоматериала Alloplant во Всероссийский Центр глазной и пластической хирургии (г.Уфа), Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза», глазное отделение Областной клинической больницы, детское глазное отделение Муниципальной детской городской клинической больницы и детское глазное отделение Детской областной клинической больницы.

  • Консультация врача-офтальмолога, кандидата медицинских наук — 500 рублей.

Наши технологии: психофизиологическая коррекция, миотерапия, электростимуляция, рефлексотерапия, Аллоплант (Alloplant), инфразвуковой пневмомассаж, магнитотерапия, относительный аккомодометр и аккомодотренер.

Внимание! Ограничение по возрасту! Информационное содержание этого сайта содержит сведения о здоровье, которые могут быть неправильно восприняты детьми до 12 лет. Возможно ознакомление с материалами детьми до 12 лет при условии пояснения нарушений здоровья родителями.

Некоторые данные не являются публичной офертой. Точные сведения о процессе лечения и ценах уточняйте на очной консультации у врача.

arsoft.pro

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*