Косоглазие у детей. Лечение косоглазия

Иногда родители замечают, что у их новорожденного малыша то один, то другой глазик отклоняется в сторону. В первые месяцы ребёнок ещё не может в полной мере управлять своими глазками. Это связано с тем, что его нервная система ещё недостаточно развита. Окончательное формирование её будет происходить ещё в течение некоторого времени после его рождения. Главное, чтобы глазки отклонялись периодически, а не постоянно, и только до шестимесячного возраста.

С первых дней жизни зрение каждого глаза развивается обособленно. С второй-третьей недели жизни ребёнок начинает кратковременно фиксировать взгляд на предметах, следить за ними, но каждый глаз пока ещё работает сам по себе. С 5 недель ребёнок начинает учиться объединять изображения с двух глаз в одно, т.е. начинает формироваться бинокулярное зрение, но косоглазие периодически ещё появляется. В 3 месяца ребёнок уже устойчиво следит за предметами, рассматривает их одновременно обоими глазами, но у некоторых здоровых малышей еще может временами появляться небольшое косоглазие. С 5 месяцев ребёнок уже способен объединять в мозге изображения с обоих глаз и формировать трёхмерное изображение предмета. Полностью зрение формируется в среднем к 10-12 годам. Поэтому косоглазие должно быть выявлено как можно раньше, так как это мешает нормальному развитию зрения.

Причины косоглазия у детей

Существуют определённые факторы риска развития косоглазия:

2. Недоношенность с весом меньше 2кг.

3. Нервно-мышечные заболевания (миастения, рассеянный склероз).

4. Врождённые аномалии развития глаз и глазных мышц.

5. Выраженные нарушения рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм выс. ст.)

6. Опухоли нервной системы или самих глаз.

8. Травмы и инфекции.

9. Системные заболевания (например, ювенильный ревматоидный артрит).

Особое внимание на зрение нужно обратить у детей из группы риска, так как у них очень высока вероятность развития косоглазия.

Обследование ребенка с косоглазием

На приёме у врача необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда косоглазие появилось (сразу после рождения или только через некоторое время), периодическое оно или постоянное, косит один глаз или оба, старшие дети могут жаловаться на головокружение и двоение в глазах (характерно для паралитического косоглазия), следует также выяснить условия, при которых появляется косоглазие (например, при нервном напряжении), есть ли у ребёнка родственники страдающие нарушениями зрения и какими именно нарушениями, были ли травмы, инфекции, какое проводилось лечение, в течение какого времени и был ли эффект от него.

Свой первый в жизни визит к офтальмологу малыш совершает в 3 месяца. После выяснения интересующих вопросов врач приступает к осмотру. Он осматривает веки малыша, оценивает форму и ширину глазной щели, величину глазных яблок и их положение. Затем определяет, нет ли помутнений роговицы, изменений её формы и размеров, нет ли изменений зрачков, помутнений хрусталика, изменений стекловидного тела и глазного дна. Эти исследования врач проводит при помощи офтальмоскопа. Для определения угла косоглазия применяется метод Гиршберга, при котором оценивают положение светового рефлекса на роговице. Когда ребенок смотрит на светящуюся лампочку офтальмоскопа, на его роговице появляется её отражение – световой рефлекс, который в норме располагается по центру зрачка. При косоглазии этот рефлекс смещается в ту или иную сторону от зрачка или радужки – эти структуры и являются ориентирами для определения величины угла косоглазия. При этом ширина зрачка должна быть равна 3-3,5 мм. При сходящемся косоглазии рефлекс расположится кнаружи от центра роговицы (фото 1), расходящимся – кнутри (фото 2), при вертикальном косоглазии – сверху или снизу (фото 3).

Но малышам очень сложно поставить диагноз косоглазия. Это единственный дополнительный метод исследования, который можно провести в этом возрасте. Кроме того врач может приблизительно оценить рефракцию посредством скиаскопии, так как грубые нарушения зрения могут провоцировать возникновение косоглазия в будущем. В этом случае врач может лишь порекомендовать понаблюдать за малышом до 6 месяцев.

В 6 месяцев здоровый ребёнок уже хорошо координирует движения своих глаз. Функциональное косоглазие к этому возрасту исчезает. Но, если косоглазие осталось, то необходимо срочно обратиться к врачу и провести детальный осмотр, т.к. косоглазие может быть как самостоятельным заболеванием, так и следствием других заболеваний. К вышеперечисленным методам в этом возрасте можно добавить определение подвижности глазных яблок. Иногда при помощи яркой игрушки это врачу удаётся сделать. Доктор определит тип косоглазия (содружественное или паралитическое; сходящееся, расходящееся или вертикальное), угол отклонения косящего глаза, определит рефракцию.

При паралитическом косоглазии отсутствует или резко ограничено движение глаза в сторону парализованной мышцы.

Оно может возникать вследствие врождённого или приобретённого заболевания нервной системы, поражения глазодвигательных мышц вследствие опухолей, травм или инфекций. Этот вид косоглазия всегда постоянный. При паралитическом косоглазии (если оно врождённое либо возникло в первые месяцы жизни) зрение косящего глаза не развивается и у ребёнка появляется стойкая амблиопия, которую вылечить уже невозможно. Если паралитическое косоглазие появляется после окончания формирования зрения, и даже, если развилась амблиопия, то прогноз более благоприятный, при этом возможно не только частичное, но и полное восстановление зрения. Поэтому очень важно установить диагноз как можно раньше, чтобы не дать развиться амблиопии и сохранить ребёнку хорошее зрение.

Подвижность глаз ребёнка можно проверить и самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно усадить ребёнка к кому-нибудь на колени и зафиксировать голову, если ребёнок более старшего возраста, то попросить не поворачивать голову. Затем показать ему какой-нибудь предмет и поводить этим предметом на расстоянии 30-40 см от глаз следующим образом: держа предмет напротив глаз ребёнка, медленно увести его сначала к одному уху ребёнка, а затем таким же образом к другому. При этом в норме при отведении глаза кнаружи, наружный край радужки (это цветная часть нашего глаза) должен доходить до наружного угла глаза, а при приведении глаза кнутри (к носу) – внутренний край радужки должен немного не доходить до внутреннего угла глаза. Этим методом с точностью лишь можно исключить паралитическое косоглазие. Но, если подвижность глаз в норме, а косоглазие у ребёнка присутствует, то его обязательно нужно показать врачу.

Бывает и такое, что родители обращаются с жалобами на косоглазие, а при осмотре врач патологии не выявляет – это, так называемое, мнимое, или кажущееся, косоглазие, которое может быть обусловлено наличием у ребёнка врождённого эпикантуса (фото 5 и 6), широкой переносицы или другими особенностями строения черепа (фото 7).

С ростом ребёнка, формированием его скелета, может исчезнуть и кажущееся косоглазие.

Содружественное косоглазие, при котором подвижность глаз не нарушена, развивается, как правило, в 1-2 года. Оно может возникать вследствие заболеваний нервной системы, при дальнозоркости, близорукости, астигматизме, при слепоте на один глаз; может быть как постоянным, так и периодическим; может косить только один глаз (монолатеральное косоглазие) (фото 8), а могут косить и попеременно то дин глаз, то другой (альтернирующее) (фото 9).

Некоторые дети в этом возрасте позволяют провести пробу с прикрытием. Этот метод позволяет выявить скрытое косоглазие, когда при двух открытых глазах их положение правильное, но как только один глаз прикрыть рукой – он начинает отклоняться, а при резком отнятии руки можно увидеть установочное движение, т.е. возвращение его в прежнее положение. При этом ребёнок должен строго смотреть на предложенный ему предмет.

Необходимо обязательно проверить рефракцию глаз, но предварительно перед обследованием в течение 5 дней необходимо капать атропин. При помощи офтальмоскопа необходимо оценить прозрачность сред глаза, состояние глазного дна. Так атрофия зрительного нерва, грубая дистрофия центральных отделов сетчатки могут провоцировать возникновение содружественного косоглазия. При необходимости окулисту могут понадобиться консультации других специалистов, например, невропатолога.

В 3 года вдобавок к вышеперечисленным методам проводится определение остроты зрения при помощи таблицы без коррекции и с коррекцией стёклами. Состояние бинокулярного зрения выясняют при помощи цветотеста.

На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зелёных, 1 белый и 1 красный). На ребёнка надевают специальные очки с разноцветными стёклами (перед правым глазом – красное стекло, перед левым глазом — зелёное). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные кружки, другой глаз – только зелёные. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зелёный – зелёным. На диске цветотеста в очках здоровый ребёнок увидит 4 кружка: либо 3 зелёных и 1 красный, либо 2 зелёных и 2 красных. При выключении из работы одного глаза (монокулярное зрение) ребёнок увидит только 2 красных или 3 зелёных кружка, при альтернирующем косоглазии, когда попеременно косит то один, то другой глаз, ребёнок увидит попеременно то 2 красных, то 3 зелёных кружка.

Для обследования ребёнка при косоглазии можно использовать специальный прибор — синоптофор, который также используется и для лечения.

Лечение косоглазия у детей

Следует обратить внимание на то, что чем раньше будет начато лечение, тем оно эффективнее. Как только родители заметили, что у ребёнка начал косить один или оба глаза, то сразу же необходимо обратиться к окулисту. И только окулист может установить правильный диагноз и назначить необходимое лечение, которое зависит от типа и причины, спровоцировавшей возникновение косоглазия. Не нужно ожидать эффекта сразу же после его начала. Косоглазие лечится длительно, в среднем около 2-3 лет. Лечение должно стать образом жизни ребёнка.

Лечение содружественного косоглазия поэтапное. Каждый из этапов направлен на решение определённой задачи.

При сочетании косоглазия с нарушением рефракции назначают очки. Дети вполне могут носить очки с шестимесячного возраста, для малышей существуют специальные очки с пластиковыми стёклами и в пластиковой оправе.

Чем раньше ребёнок будет их носить, тем будет лучше результат лечения. Эти очки назначаются исключительно для постоянного ношения даже, если они не влияют на угол косоглазия. В последствии нужно ежегодно проверять зрение и, если требуется, менять очки. Но только назначения очков недостаточно.

Первый этап лечения косоглазия это плеоптическое лечение. К этому этапу приступают лишь после трёхнедельного ношения назначенных очков. Этот этап направлен на борьбу с развившейся амблиопией. Основная цель – уровнять остроту зрения обоих глаз, для того, чтобы включить в работу оба глаза одновременно и перевести монолатеральное косоглазие в альтернирующее. Это лечение включает основные и дополнительные методы.

К основным методам относятся: пенализация, прямая окклюзия, локальный засвет сетчатки, упражнения с помощью отрицательного последовательного образа. К вспомогательным методам относятся: общий засвет сетчатки, различные компьютерные методы лечения амблиопии, рефлексотерапия, занятия с дозированными зрительными нагрузками. Этот этап лечения начинают либо с окклюзии, либо с пенализации, в зависимости от возраста ребёнка.

Пенализация применяется у детей 1-4 лет. Суть её заключается в намеренном ухудшении зрения лучше видящего глаза, тем самым вовлекая в работу худший глаз. Но этот метод применим только при сходящемся косоглазии и при нормальной или дальнозоркой рефракции. Существует две разновидности этого метода: для близи и для дали.

Пенализацию для близи назначают при зрении ниже 0,4 и только, когда косит один глаз. Для этого в лучше видящий глаз по утрам закапывают раствор атропина по схеме, назначенной врачом. Помимо этого врач назначает ещё и очки со стеклом на худшем глазу сильнее, чем это нужно. При этом лучший глаз перестаёт работать вблизи, а худший – наоборот, начинает работать вблизи. Пенализацию для близи назначают на период от 4 до 6 месяцев. Если зрение на худшем глазу улучшается, то переходят к пенализации для дали. Пенализация для дали назначается при остроте зрения худшего глаза 0,4 и более. У маленьких детей, у которых нельзя точно определить остроту зрения, этот вид пенализации применяется только когда малыш уверенно смотрит на предмет худшим глазом вблизи. Для этого назначают закапывать атропин в лучший глаз так же, как и при пенализации для близи. Но можно обойтись и без атропина, если ребёнок не будет снимать очки. При назначении очков сильное стекло устанавливают на лучший глаз, а на худший глаз устанавливают необходимую коррекцию. Эти мероприятия ухудшают зрение лучшего глаза вдаль и создают условия для работы худшего глаза.

Если эффекта от пенализации не наблюдается, то переходят к прямой окклюзии. Вообще этот метод применим, как правило, у детей старше 4 лет. Окклюзия – это метод, при котором лучший глаз закрывают, т.е. полностью “выключают” из работы, тем самым заставляя работать худший глаз.

При этом можно наклеить при помощи пластыря на глаз кусочек сложенного бинта, или закрыть стекло очков специальным окклюдором. Окклюзия может назначаться либо на весь период, пока ребёнок бодрствует, либо на несколько часов в день, либо только во время зрительной нагрузки; на период от 1 до 12 месяцев и более в зависимости от изменения остроты зрения, которую нужно проверять каждые 2-4 недели, т.к. при прямой окклюзии может снижаться острота зрения закрытого глаза. При этом нужно заменить постоянную окклюзию на попеременную, когда на несколько дней в неделю закрывается то один глаз, то другой. После достижения приблизительно одинаковой остроты зрения на обоих глазах или при появлении альтернирующего косоглазия для закрепления результата попеременную окклюзию продолжают ещё около 3 месяцев, а затем постепенно отменяют. Но, если после 2 месяцев проведения окклюзии изменений нет, то применение её в дальнейшем уже не имеет смысла. Маленьким детям сначала трудно привыкнуть к длительной окклюзии, поэтому в самом начале можно закрывать глаз на 20-30 мин, а в дальнейшем постепенно увеличивать время.

Локальный засвет сетчатки применяют при правильной фиксации худшим глазом предметов. Для этого применяют импульсные лампы, а также лазеры (лазерплеоптика).

Суть метода отрицательного последовательного образа состоит в том, что после засвета сетчатки с размещённым в центре шариком диаметром 3 мм, который прикрывает центральную зону сетчатки от света, ребёнок продолжает некоторое время видеть тёмный круг с просветлением в центре. Этод метод применим и при неправильной фиксации худшего глаза.

При зрении 0,2 и выше хороший эффект дают занятия с амблиотренером.

Упражнения с макулотестером используются для выработки правильной зрительной фиксации.

Начиная с 2-3 лет при любой фиксации можно проводить общий засвет сетчатки.

Лечение амблиопии у более старших детей можно проводить при помощи специальных компьютерных программ.

К следующему этапу переходят при остроте зрения каждого глаза 0,4 и выше с использованием коррекции, при полном мышечном балансе и с 4 лет.

Следующий этап – это ортоптическое лечение. Цель этого этапа развить способность слияния изображений с обоих глаз в одно, т.е. восстановить бинокулярное зрение. Для этого проводятся тренировки на синоптофоре. Принцип работы синоптофора состоит в том, что каждому глазу в отдельности при помощи окуляров представляются разные части рисунка и при отсутствии косоглазия эти части сливаются в одно изображение, дополняя друг друга. В зависимости от угла косоглазия изменяются и положения окуляров. После развития способности к слиянию, начинается тренировка по её закреплению. При этом окуляры то разводят в стороны, то сводят до того момента, пока не появится двоение. На этом этапе также применяют и лечение при помощи специальных компьютерных программ, но обязательным условием для этого является отсутствие косоглазия.

Заключительный этап лечения косоглазия – это, так называемая, диплоптика. Суть её в том, чтобы вызвать двоение предмета, что позволяет развить способность к самостоятельному восстановлению бинокулярного зрения. Её возможно применять с 2 лет. Необходимым условием является наличие угла косоглазия не более 7 градусов. Двоение вызывают путём установки перед одним из глаз призматического стекла. Через определённое время его убирают, и, когда зрение восстановилось –снова ставят призму. В процессе лечения призмы меняют.

На заключительных этапах проводят упражнения для развития подвижности глаз. Для этого может использоваться конвергенцтренер.

Хирургическое лечение косоглазия обычно проводится после этапов плеоптического и ортоптического лечения в том случае, если они не привели к устранению угла косоглазия. Но, если у ребёнка большой угол косоглазия, или косоглазие врождённое, то операция может стать первым этапом лечения, затем следуют плеоптика, ортоптика и диплоптика. Операция позволяет только восстановить симметричное положение глаз за счёт усиления или ослабления глазодвигательных мышц, но на зрение она не влияет. Иногда операции проводятся в несколько этапов (фото 14 и 15)(фото 16 и 17).

При лечении паралитического косоглазия во-первых необходимо устранить причину его возникновения – удаление опухоли, лечение инфекции, устранение последствий травм и др. При наличии изменений рефракции врач назначает очки, затем проводятся плеоптические и ортоптические упражнения. Проводятся также и физиотерапевтические методы, такие как электростимуляция поражённой мышцы, иглоукалывание, а также назначаются лекарства. Если в течение года после начала терапевтического лечения эффекта не наблюдается, то проводится оперативное лечение.

Прогноз при косоглазии у детей

Наиболее благоприятным будет прогноз, конечно же, при своевременно начатом лечении. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучше его прогноз. Это основное правило лечения косоглазия. При установлении правильного диагноза и проведении адекватного и усердного лечения, у ребёнка до 7 лет есть все шансы даже на полное восстановление зрения. Но, если начать лечение позже 7 лет, то это может привести к необратимому снижению зрения, и прогноз будет ухудшаться с каждым последующим годом жизни ребёнка. Наиболее благоприятный прогноз у содружественного аккомодационного косоглазия, а неблагоприятный – у поздно выявленного паралитического косоглазия. Но конкретному больному врач может дать прогноз только через год от начала лечения при любом виде косоглазия, т.к. во всех правилах есть исключения. Основными показаниями, при которых нужно безотлагательно обратиться к офтальмологу являются постоянное косоглазие в любом возрасте и наличие любого косоглазия у ребёнка шести месяцев и старше.

Многие родители задаются вопросом, как же помочь ребёнку в нелёгкой борьбе за хорошее зрение.

Будет лучше, если ребёнок будет посещать специализированный детский сад. Особое внимание там уделяется упражнениям для глаз, которые проводятся практически всё время, аппаратным методам лечения, которые дети посещают с удовольствием, т.к. они проводятся в игровой форме, и различным физиотерапевтическим процедурам. Ребёнок чувствует себя комфортнее в небольшой группе и среди таких же детей с нарушениями зрения. Особенно это важно при назначении окклюзии, когда ребёнок испытывает психологический дискомфорт в обычном детском саду и отказывается от её применения.

Кроме того, родители должны заниматься с ребёнком и дома. Некоторые плеоптические упражнения можно проводить и в домашних условиях. Например, при закрытом лучшем глазе (прямой окклюзии) предложить ребёнку собрать мелкий конструктор, раскрасить мелкие детали, обвести рисунок, собрать пазл, рассортировать мелкую крупу, почитать книгу. Хороши упражнения для глазодвигательных мышц. Например: горизонтальные движения глаз: вправо-влево, вертикальные движения: вверх-вниз, круговые движения глазами, движения глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд в правый верхний и наоборот, быстрые и сильные сжимания и разжимания век, сведение глаз к носу. Эти упражнения особенно эффективны при регулярном их выполнении. Помимо всего этого родители должны выработать у ребёнка правильную осанку, в том числе и при посадке, т.к. косоглазие может прогрессировать из-за её нарушения. Книгу ребёнок должен держать на расстоянии 30-40 см от глаз, при этом рабочее место должно быть хорошо освещено. Родители должны контролировать и физическую активность ребёнка, так, при косоглазии запрещены игры с мячом, прыжки, спортивная гимнастика и вообще, любые активные виды спорта. Также ребёнок должен получать полноценное питание, богатое витаминами и минералами.

Только УСЕРДНОЕ лечение косоглазия может привести к выздоровлению!

www.7gy.ru

Три способа определения косоглазия у ребенка

Отклонение зрительной оси глаз называется косоглазием. Оно развивается на протяжении первых лет жизни ребенка и определить его наличие можно самостоятельно. Своевременная диагностика способствует скорейшему принятию мер и устранению проблемы.

Всегда ли косоглазие можно заметить невооруженным глазом

Косоглазие может быть вертикальным, расходящимся и сходящимся, чаще всего при этом один либо оба глаза явно косят. Тем не менее, бывает и скрытая форма детского косоглазия, которая внешне незаметна. Она возникает из-за мышечного дисбаланса и опасна тем, что является причиной быстрого утомления глаз. Это, в свою очередь, приводит к близорукости.

Нарушение развивается в первые месяцы жизни, а более явно может проявляться на третьем году жизни, когда ребенок увлекается занятиями, требующими напряжения зрения – лепкой, рисованием. Иногда косоглазие наблюдается у новорожденных детей. Это обусловлено слабостью глазных мышц и является нормой. Поводом для обращения к офтальмологу является наличие явного косоглазия у ребенка старше полугода.

Как определить косоглазие у ребенка в домашних условиях

Наиболее эффективным способом определения всех нарушений зрения является офтальмологическое обследование, однако выявить косоглазие можно и дома. Для этого вам понадобится фонарик и фотоаппарат со вспышкой.

  1. Понаблюдайте за ребенком. Детям с косоглазием трудно сфокусировать взгляд на определенном предмете, они часто трут глаза, склоняют голову набок.
  2. Посветите фонариком в глаза и понаблюдайте за отражением в них. Если оно одинаковое в обоих зрачках– все нормально, если отличается – присутствует косоглазие.
  3. Фотографии со вспышкой тоже помогают выявить косоглазие. Посмотрите на блики от вспышки в глазах ребенка на получившемся фото.

Медицинское определение косоглазия

Офтальмолог определяет наличие косоглазия на основе следующих обследований:

Наиболее точно определить нарушения зрения поможет осмотр у офтальмолога

  • Проверка остроты зрения.
  • Определение объема движений, угла косоглазия, положения глаз.
  • Обследование проводящих сред глаз, переднего отрезка.
  • Рефракция глаз у ребенка при узких и широких зрачках.
  • Исследование бинокулярного зрения.

Полностью излечить косоглазие можно за 2-3 года. При этом хорошо сочетание врачебных рекомендаций со специальной гимнастикой для глаз. Не затягивайте с визитом к врачу, поскольку у страдающих косоглазием детей зачастую выявляются нарушения нервной системы и психологические проблемы.

hochuvidet.ru

II.VII. Специфика психоэмоционального напряжения у детей с косоглазием и амблиопией.

Наряду с тем, что у значительного количества детей наблюдаются нервно-психические заболевания, можно заметить невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины.

Как пишет Л.В Фомичева (1997), причинами появления невротических реакций могут выступать различные факторы: «само заболевание и связанное с ним лечение, направленное на возбуждение центральной нервной системы, а также несовершенство режимных моментов, широкий диапазон лечебно-педагогических мероприятий». Мы с этим утверждением согласны, так как в течение длительного времени вели наблюдения за этими детьми.

Косоглазие помимо косметического дефекта, весьма тягостно в психологическом плане. Оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Поэтому восстановление зрения носит длительный и утомительный характер, так как в процессе многих процедур ребенок вынужден находиться в дискомфортных условиях.

На начальных этапах разработки методов лечения косоглазия и амблиопии ориентация шла на детей младшего школьного возраста, когда у них уже появляется представление о своем недуге и начинает складываться осознание мотиваций необходимости лечения зрения, поэтому негативное влияние лечебных процедур у этой категории детей резко не проявляется, в отличие от детей дошкольного возраста. Дошкольники еще не осознают своего дефекта и, в силу возрастных особенностей, не способны к самоконтролю за процессом лечения. В связи с чем они особенно остро переживают все, что связано с процессом лечения.

Врачи-офтальмологи Л.А. Григорян и Л.И. Медведь, обнаружив такие трудности и проблемы лечения зрения у дошкольников, стали

организаторами новых подходов к восстановлению зрения в условиях специализированных дошкольных учреждений. В своих диссертационных исследованиях они указали на необходимость сближения медицинских и педагогических средств коррекции зрения.

Л.А. Григорян (1982) разработала методику доаппаратного лечения зрения у детей раннего дошкольного возраста с применением дидактических игр и упражнений для активизации зрительной афферентации.

Л.И Медведь создал ряд простейших технических средств коррекции зрения с игровым и занимательным эффектом.

Все эти методики были направлены не только на развитие зрения, но и на снятие негативных переживаний детей, обусловленных влиянием лечебного процесса. Так как общим для всех методик лечения косоглазия и амблиопии является активная стимуляция органа зрения с раздражающим эффектом, то можно наблюдать у детей целый комплекс негативных переживаний.

Одним из основных методов восстановления остроты зрения косящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз, а ребенок вынужден использовать для ориентировки больной и плохо видящий глаз. Лечение этим методом начинается сразу же после выявления глазной патологии, а это чаще всего происходит в 2-4 года, когда дети еще не способны осознать свой дефект и необходимость лечения. Прямую окклюзию сочетают со «слепящим» раздражением светом центральной ямки сетчатки (Э.С. Аветисов, 1968) и другими стимулирующими сетчатку методами.

Все эти методы способствуют накоплению в центральной нервной системе раздражающих стимулов, что резко меняет психологическое состояние ребенка, его активное взаимодействие с окружающей средой резко сокращается. Чтобы понять состояние психики ребенка в этот период, нужно раскрыть дефиницию «социальная депривация». Существующее в психологической науке понятие «депривация» истолковывается как длительная ситуация, в которой ребенок не имеет возможностей раскрыть и удовлетворить все свои способности и потребности.

В исследованиях Ф.В. Василюк (1984), Е.Ш. Иосебадзе (1989) даны характеристики психических состояний, связанных с

неудовлетворенными потребностями из-за деприваций, фрустраций (срыва, блокирования какой-либо деятельности) и конфликтов.

Л. Пожар (1996, с.32) пишет, что «фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия и ограничения». Фрустрация и социальная депривация, возникающие вследствие лечения, характеризуются лишением и ограничением условий для полнокровного общения ребенка с окружающим миром.

Искусственно создаваемые в связи с лечением социальная депривация и фрустрация приводят к срыву различных видов детской деятельности и вызывают болезненные переживания, приводящие иногда к агрессии, регрессии (самоизоляции), подавлению всех проявлений и др.

Что же является источником таких проявлений. Если до начала лечения ребенок ориентировался на лучше видящий глаз и привык получать о мире определенное количество информации для взаимодействия с окружающей действительностью, то после выключения этого глаза из акта зрения, больной и плохо видящий глаз уже не обеспечивает того объема зрительной информации, к которому привык ребенок. Так возникает фрустрация -невозможность контакта с окружающим миром; появляется негативизм, один из ярких симптомов некоторых психических заболеваний, выражающихся в противодействии всякому вмешательству извне: ребенок не отвечает на вопросы, не позволяет трогать себя, пытается уединиться, уйти от общения.

Оказавшись в новых, более сложных условиях зрительной ориентации, испытывая трудности контакта с окружением, ребенок оказывается в ситуации ломки стереотипа поведения, что вызывает в нем негативные переживания, так как согласно информационной теории о связи всех явлений и их взаимодействии, ребенок выпадает из действительности и замыкается на своем отрицательном состоянии.

Проведенные нами наблюдения за детьми во время лечения зрения методом окклюзии, позволили выделить наибольший, максимально напряженный период для психики ребенка — первые 2-3 месяца. Спад напряжения чаще всего связан с повышением

остроты зрения, когда ребенок постепенно учится ориентироваться больным глазом.

Однако в случаях, когда разница в остроте зрения обоих глаз значительна, привыкание к окклюзии не происходит. Ребенок смиряется перед необходимостью носить окклюдер, но при этом в отсутствии взрослых подглядывает лучше видящим глазом и делает это украдкой. В этот период многие дети предпочитают уединение, отказываются от игр и контактов со сверстниками, проявляют непослушание, часто плачут и не дают надеть наклейку, иногда ее срывают.

У детей резко меняется отношение к окружающему миру и людям, сокращается количество контактов, ограничивается игра и самостоятельная жизнедеятельность. Без помощи педагога ребенок не способен себя занять и участвовать в играх и занятиях. При этом можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения.

Приводим некоторые характерные данные о переживаниях и состоянии детей во время лечения (табл.1).

Таблица 1. Характеристика динамики психоэмоционального состояния ребенка в период окклюзионного лечения зрения.

studfiles.net

Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»

Статья об одном из эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией «Мой весёлый, звонкий мяч!»

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию статью — Мой весёлый, звонкий мяч, которая была опубликована в журнале «Здоровье дошкольника» № 2, 2013 г. (стр. 29)

Цель статьи: раскрыть значение игр с мячом для детей с нарушением зрения.

Авторы статьи. М. Пышненко, руководитель физического воспитания высшей категории,Л. Крылова, учитель-дефектолог высшей категории МАДОУ детский сад комбинированного вида № 196, г. Хабаровск,

Одним из важнейших направлений государственной политики на современном этапе является поддержка и сохранение здоровья, как взрослого, так и детского.

В настоящее время дошкольные учреждения посещают дети в основном со II и III группой здоровья.

Среди детской патологии особое место принадлежит нарушениям зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной системы.

Наиболее распространенной формой глазной патологии в дошкольном возрасте является косоглазие и амблиопия, которые характеризуются разной степенью нарушения зрительных функций.

Изучая особенности физического развития детей с нарушением зрения Л. С. Сековец (1984, М. А. Мишин (1997) пришли к выводу, что зрительная недостаточность, монокулярный характер зрения, характерный для детей с косоглазием и амблиопией, снижает двигательную активность и затрудняет формирование основных параметров движения.

В связи с этим физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ приобретает особую актуальность.

Ведя поиск эффективных способов развития подвижности у детей с косоглазием и амблиопией, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих детей является мяч.

Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для него. У малыша каждая рука в отдельности и обе вместе устроены как бы специально для того чтобы удерживать мяч. Удерживая мяч в руках, ребёнок учиться владеть им.

Поэтому мы считаем, что мяч является прекрасным инструментом, который с успехом может быть использован в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с косоглазием и амблиопией.

С помощью мяча можно решать разнообразные задачи:

•развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции;

•регулировать силу и точность движений;

•совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

•развивать деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

•активизировать зрительные функции.

Прежде чем приступить к обучению детей подвижным играм и упражнениям с мячом педагогу необходимо познакомиться с основными данными о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

•рекомендациями педиатра, ортопеда, невролога, офтальмолога;

•общим состоянием здоровья ребенка (перенесенные заболевания);

•состоянием опорно–двигательного аппарата и его нарушениями;

•наличием сопутствующих заболеваний;

•состоянием зрительного дефекта;

•состоянием и возможностями сохранных анализаторов;

•состоянием нервной системы.

Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но во время организации игр с мячом с детьми с косоглазием и амблиопией следует соблюдать ряд необходимых требований:

1. Учитывать вид косоглазия: для детей со сходящимся косоглазием использовать игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль; с расходящимся косоглазием – с направлением взгляда вниз и вблизи.

2. Использовать мячи, окрашенные в один из цветов, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, так как они наиболее благоприятно воздействуют на сетчатку глаза.

3. В период лечения детей прямой окклюзией в действиях с мячом лучше использовать озвученные мячи (внутри с пластмассовыми шариками, горохом, так как звуки, которые возникают при движении мяча, помогают ребенку определить направление мяча при движении.

4. При необходимости использовать индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.

Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией играм и упражнениям с мячом имеет ряд особенностей:

1. Обучение носит наглядно-практический характер, то есть, дети осваивают все движения, наблюдая за действием педагога и в процессе собственных практических действий с мячом.

2. На начальном этапе обучения педагогу необходимо использовать метод совместно – разделенных действий: брать руку (и) ребенка в свою (и) и совместно с ним выполнять нужное действие.

3. Первоначально все задания, предлагаемые детям, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, чтобы дети имели возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Показывая какое–либо действие, педагог сопровождает их речью, то есть, использует прием комментирующей речи собственных действий и действий детей. Например: «Я сейчас брошу мяч. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Теперь я спрячу его за голову и брошу сильно вперед далеко–далеко».

4. Одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у ребенка правильный образ действия. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: ребенок начинает выполнять действие свободнее, без лишнего напряжения; у него появляется своеобразное чувство мяча.

5. Сопровождение действий с мячом стихотворным текстом помогает сделать задание более понятным, а главное задает ритм выполнения игрового задания.

Предлагаем картотеку подвижных игр и упражнений с мячом, которые могут быть использованы в совместной деятельности с детьми с косоглазием и амблиопией и рекомендованы инструкторам по физической культуре, тифлопедагогам, воспитателям и родителям.

Картотека игр размещена на сайте: dovosp.ru, журнал «Здоровье дошкольника»

Представляю несколько игр с мячом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 мот ребёнка дает ему большой мяч.

Ребёнок присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном воспитателем (взрослым) месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли.)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли.)

Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Педагог (взрослый) вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Люди пляшут и поют.

В небе — праздничный салют!

(Дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу педагог (взрослого) «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после слова «салют».

И. М. Вотолкина «Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Дети стоят по кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к педагогу двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Девочки! Хочу поделиться радостью!Недавно я получила бандероль с журналами «Дошкольное воспитание».

Публикация в журнале «Дошкольное воспитание» Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами творческой радостью. В журнале «Дошкольное воспитание» №5 2012 года вышла в свет публикация.

www.maam.ru

Врожденное косоглазие детей лечение

Косоглазие — это отклонение глаза от точки совместной фиксации глаз. При косоглазии нарушается бинокулярное зрение. У детей чаще всего наблюдается содружественная форма косоглазия, нистагм, гетерофория. Часто может наблюдаться врождённое косоглазие детей лечение которого проводится под контролем педиатра и офтальмолога.

Виды косоглазия, встречающиеся у новорожденных детей

У детей часто встречается мнимое косоглазие, когда угол между зрительной и оптической осями составляет до 10 градусов. В норме разница между осями наблюдается до 3 градусов. Лечить мнимое косоглазие не нужно, с возрастом оно самостоятельно корректируется.

Косоглазие у ребёнка — это не только существенный косметический дефект, который с возрастом может оказывать негативное угнетающее влияние на психику малыша, формировать замкнутость, чувство неполноценности. Это ещё и существенный функциональный недостаток, при котором ребёнок неправильно видит окружающие его предметы, не может в полной мере оценить пространственное их положение и отношение объектов во внешней среде.

У детей, у которых диагностировано косоглазие, часто наблюдается отставание умственного, а также физического развития. Ребёнок с косоглазием ограничен в общении, выборе деятельности, вида спорта. Если косоглазие у ребёнка сформировалось с рождения, до формирования бинокулярного зрения, прогноз развития функции зрения может быть особенно неблагоприятным.

В основе патологии косоглазия могут быть многие неблагоприятные факторы, которые сформировали раскоординированную рефлекторную реакцию глаз малыша.

Косоглазие у ребёнка может быть, как постоянным, так и периодически возникающим. Косоглазие может быть расходящимся или сходящимся,вертикальным или смешанным, двусторонним или односторонним.

Осложнения косоглазия у ребёнка

Если косоглазие существует с рождения, в течении длительного времени, возникают состояния, которые значительно затрудняют дальнейшее лечение косоглазия и сохранение полноценного зрения у ребёнка.

Самое распространённое осложнение врождённого косоглазия детей — это амблиопия, которая характеризуется резким, иногда необратимым, снижением зрения в глазу, который косит. При этом органических поражений на глазном дне ребёнка не наблюдается. Амблиопия встречается у 65% детей с врождённым косоглазием. Учёные считают, что причиной такого осложнения, как амблиопия при косоглазии, является «выключение» нечётко работающего глаза в высших отделах центральной нервной системы. Иногда амблиопия существует уже с самого рождения ребёнка.

Другим, так же часто встречающимся, осложнением врождённого косоглазия у малыша является аномалия корреспонденции сетчатки глаза. При этой патологии возникает фиксация на предметах, установленная не с помощью координации жёлтых пятен обоих глаз, а с помощью связи «жёлтое пятно одного глаза — периферия сетчатки косящего глаза». Такая патология формируется, когда косоглазие существует у ребёнка с рождения. Обычно аномальная корреспонденция сетчатки глаза очень трудно поддается коррекции, особенно, если косоглазие врождённое.

Врожденное косоглазие детей — лечение

Лечение врождённого косоглазия начинают после тщательного сбора анамнеза, а также диагностики типа косоглазия у ребёнка.

Целью лечения косоглазия у ребёнка является правильное положение глаз малыша, восстановление стойкого, стабильного бинокулярного зрения у ребёнка.

Ребёнок, у которого с рождения сформировалось косоглазие, нуждается в системном плеопто-ортопто — хирургическом лечении. Чем раньше возникло косоглазие у ребёнка, тем интенсивнее должно быть лечение, и тем меньше шансов на успех применяемого лечения.

Главный метод лечения косоглазия — это коррекция зрения при помощи очков. Если у ребёнка была коррекция по поводу сходящегося косоглазия хирургическим методом, то очковую коррекцию не назначают.

Лечение должно сочетать в себе комплекс методик, с очковой постоянной коррекцией — методы диплоптических и ортоптических упражнений. Коррекция косоглазия при помощи очков назначается с самого раннего возраста ребёнка — с 8-12 месяцев жизни. При длительном применении очковой коррекции удается избежать развития у ребёнка аккомодационного косоглазия.

При диагностике амблиопии у малыша как можно раньше проводят её лечение. Для этого требуется закрыть, «выключить» лучший глаз, чтобы больной глаз при зрении занимал правильную позицию. «Выключение» здорового глаза проводится в течение многих месяцев, при этом нужно тщательно следить за состоянием зрения на обоих глазах, для предотвращения развития амблиопии на здоровом глазу.

С ребёнком, у которого диагностировано косоглазие, проводятся занятия, помогающие развивать правильное зрение: собирание мелких предметов, рисование, обведение контуров картинок, занятия с пазлами, мозаикой, лепка, выкладывание аппликаций, чтение очень мелких букв, сортировка разных видов круп и мелких игрушек и т.д. Упражнения подбирают в соответствии с возрастом малыша.

Если вышеуказанные меры по коррекции зрения ребёнка с косоглазием не несут должного эффекта, проводят хирургическое лечение косоглазия, в возрасте ребёнка 3-6 лет. После проведённого хирургического вмешательства применяют методы консервативной терапии и упражнения по коррекции зрения, описанные выше.

Лечение косоглазия длительное — обычно, оно занимает 2-3 года, при постоянном наблюдении у окулиста и постоянном применении методов коррекции косоглазия. Сроки лечения зависят от возраста ребёнка, вида косоглазия, возраста, в котором косоглазие у малыша возникло, общего состояния здоровья малыша, остроты зрения, правильности выбранных методов лечения, регулярности лечения.

Для лечения косоглазия у ребёнка нужен комплекс совместных усилий родителей, педиатра, офтальмолога, педагогов. Чем раньше будет начато лечение косоглазия, тем выше шансы на успех.

Если диагностировано врожденное косоглазие детей лечение нужно начинать незамедлительно.

www.vashaibolit.ru

Дети с амблиопией и косоглазием

При амблиопии понижение зрения происходит за счет разлада в деятельности зрительного отдела коры головного мозга. Это происходит в основном тогда, когда зрительная информация, поступающая в головной мозг ребенка от глаз, существенно искажена, или же если информационный зрительный поток существенно снижен.

Зачастую детская аблиопия развивается на фоне таких заболеваний как дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, катаракта и прочих.

Если у ребенка присутствует косоглазие, то в результате неправильной работы обоих глаз, зрительные образы с косящего глаза в головной мозг не передаются. Это помогает избежать хаоса в зрительной системе, потому как человек не способен воспринимать два различных предмета одновременно. Дети с косоглазием и амблиопией тяжелее поддаются лечению, так как подобное сочетание отклонений приводит к еще большему снижению зрения плохо видящего глаза.

При наличии у ребенка дальнозоркости глазное яблоко существенно короче нормы, из-за чего оптический фокус находится на периферии сетчатки. Все новорожденные имеют дальнозоркость в районе трех диоптрий. С ростом ребенка увеличивается и размер глаз, поэтому к 3-4 годам у детей наблюдается эмметропия. Если же дальнозоркость выше трех диоптрий, то нормальное развитие зрительной системы невозможно, потому как с младенчества на глазном дне постоянно присутствует нечеткое размытое изображение. Если не произвести своевременную коррекцию и лечение, то у ребенка разовьется детская амблиопия. Причины образования детской амблиопии у детей с астигматизмом примерно те же. Но следует учитывать, что при астигматизме из-за нарушения правильной формы глазного яблока происходит неравномерное преломление света в оптических меридианах, поэтому в глазу существует одновременно два оптических фокуса, ни один из которых зачастую не расположен на сетчатке. Из-за этого острота зрения в одном меридиане ниже, чем в другом.

Лечение амблиопии у детей

Лечение детской амблиопии нужно начинать с её дифференциации, а также после выявления органических нарушений, которые могут сопровождать косоглазие, а также астигматизм и дальнозоркость. Это возможно сделать лишь с помощью исследования зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), которое, подобно электрокардиограмме, объективно отображает работу нейронов зрительной коры головного мозга.

После тщательного обследования у детского офтальмолога становится возможна разработка индивидуальной тактики лечения ребенка. Для успешного избавления от амблиопии необходимо производить лечение того заболевания, которое спровоцировало ее развитие. Метод лечения детской амблиопии — консервативный. Необходима также правильная очковая коррекция. При лечении часто применяют окклюзии (заклейки) глаза, который лучше видит. Лечение детской амблиопии включает такие виды стимуляции, как световая, частотно-контрастная стимуляция, фото-стимуляция и т.д. При косоглазии проводится хирургическая операция на мышцах глаза для восстановления нормального мышечного баланса между двигательными мышцами глаз. Это необходимо для профилактики рецидива при лечении амблиопии у детей.

Дети с амблиопией и косоглазием должны находиться под наблюдением офтальмолога до совершеннолетия. Правильное лечение поможет ребенку хорошо видеть без помощи очков.

Играем детьми с амблиопией и косоглазием

Для ребенка с косоглазием и амблиопией очень важную роль играет развитие стереоскопического зрения. Очень эффективными для данных целей являются такие игры, как настольный теннис, баскетбол, бадминтон, городки, волейбол. Данные виды игр требуют от ребенка настроиться на оценку глубины пространства, расстояния между предметами и удаленности их друг от друга. С помощью таких настольных игр, как бильярд, футбол и хоккей ребенок сможет тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно самого себя и других объектов.

cutw.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*