Почему развивается амблиопия?

Добрый день, друзья!

Моя младшая сестра никогда особо не испытывала проблем со зрением,в отличие от меня. Она регулярно проходила все медосмотры в школе, в институте, при приеме на работу.

У нее было замечено небольшое падение зрения на одном глазу, но это было неудивительно потому, что в детстве мы вместе с ней часами просиживали за компьютерными играми. А еще я заразила ее страстью к чтению художественной литературы.

Сейчас сестра занимает достаточно престижную должность в крупной фирме, она постоянно работает с документами и много времени проводит за компьютером.

Некоторое время назад она стала жаловаться на заметное ухудшение зрения и головные боли. Я посоветовала обратиться в известную глазную клинику к хорошему специалисту. Его диагноз нас обескуражил — амблиопия левого глаза.

Эффективного лечения в данном случае не существует, так как данное отклонение устраняется только в детском возрасте.

Почему же амблиопию сестры не обнаружили раньше, каковы вообще причины этого нарушения зрения? Сегодня я буду в этом разбираться. Приглашаю вас ко мне присоединиться.

Амблиопия относится к состоянию, при котором в одном или обоих глазах снижается зрение, но при обследовании глаз не могут быть обнаружены никакие причины этого.

Амблиопия — это медицинский термин, используемый для состояния, когда зрение в одном из глаз снижается, так как нарушена правильная совместная работа мозга и глаз.

Сам глаз выглядит нормально, но он не функционирует полноценно, потому что работа мозга направлена в пользу другого глаза. Это состояние иногда называют «ленивым глазом».

«Ленивый глаз» является распространенным, не медицинским термином, используемым для описания амблиопии, потому что глаз с плохим зрением, как кажется, не выполняет необходимую работу для обеспечения нормального зрения.

Амблиопия является наиболее распространенной причиной нарушения зрения в детском возрасте.

Это состояние затрагивает приблизительно двух или трех из каждых 100 детей.

Зрение представляет собой сочетание четкости изображения в глазах (острота зрения) и обработка этих изображений мозгом. Если изображения, полученные двумя глазами, существенно отличаются между собой, мозг не сможет соединить образы.

Вместо того чтобы видеть два разных изображения или двоящееся изображение (диплопия), мозг угнетен размытым изображением. Это угнетение может привести к амблиопии.

В течение первых нескольких лет жизни, доминирование одного глаза по сравнению с другим может привести к плохой обработке зрительных сигналов в не доминирующем глазе.

Если это состояние не вылечить в раннем детстве, амблиопия обычно сохраняется во взрослом возрасте и является наиболее частой причиной монокулярного (воздействующего на один глаз), нарушения зрения у детей.

Демография заболевания

Распространенность амблиопии трудно оценить. По предварительным оценкам она имеется у 1-3,5 процентов здоровых детей и у 4-5,3 процента детей с другими проблемами зрения.

Это состояние зафиксировано примерно в одинаковом соотношении у обоих полов и всех расах.

Амблиопия может быть вызвана любым условием, которое отрицательно влияет на нормальное развитие зрения или функционирование глаз.

Все дети рождаются с ослабленным зрением. По мере того, как дети растут, однако, их зрение обычно прогрессирует.

Хорошее зрение необходимо для четкого, сфокусированного изображения, которое является идентичным в обоих глазах. Если изображение не четкое в одном из глаз, или если изображение не является одинаковым в обоих глазах, зрение не будет развиваться должным образом.

На самом деле это состояние может ухудшиться. Все, что служит причиной нечеткого зрения или вызывает косоглазие в детском возрасте, может привести к амблиопии.

Некоторыми из главных причин амблиопии являются:

  • Косоглазие. Смещение глаз является наиболее частой причиной функциональной амблиопии. Два глаза смотрят в разных направлениях одновременно.

    Глаза могут оказаться смотрящими внутрь, наружу, вверх или вниз. Косоглазие может быть диагностировано при рождении, или оно может развиваться позже в детстве.

    Мозг принимает два различных изображения, и это создает путаницу. Мозг игнорирует кадры из смещенного или «скрещенного» глаза, чтобы избежать двойного изображения.

  • Анизометропия. Разница характеристик преломления между двумя глазами (другими словами, разница в качестве зрения между двумя глазами).

    Например, один глаз может быть более близоруким, чем другой глаз или один глаз может быть дальнозорким, а другой глаз близоруким.

    Поскольку мозг не может соединить два изображения, он подавляет размытое изображение, в результате чего возникает амблиопия.

  • Катаракта. Помутнение хрусталика приводит к тому, что изображение, передаваемое в мозг больным глазом, становится более размытым, чем изображение с другого глаза.

    Мозг предпочитает более четкое изображение, и глаз с катарактой приобретает амблиопию.

  • Опущение века. Если свет не может проникнуть в глаз из-за опущенного века, функционирование глаза будет ухудшено, что может привести к амблиопии.

    Тем не менее, опущение века редко связано с развитием амблиопии, если опущенное веко полностью закрывает зрачок.

  • За исключением наличия косоглазия или опущения века, у детей могут и не проявляться признаки амблиопии.

    Дети могут позиционировать свои головы под определенным углом, пытаясь использовать глаз с нормальным зрением.

    Они могут иметь проблемы со зрением или трудности во время попыток дотянуться до предметов, которые расположены со стороны глаза с амблиопией.

    Родители должны заметить, если ребенок предпочитает использовать зрение только одного глаза. Если здоровый глаз ребенка закрыт, ребенок может плакать.

    Амблиопия — это функциональное снижение остроты зрения, вызванное неиспользованием глаза во время зрительного развития.

    В пораженном глазу может развиться слепота, если амблиопию не диагностировали и не лечили до возраста 8 лет.

    Диагноз основывается на обнаружении разницы в остроте зрения между двумя глазами.

    Лечение амблиопии у детей зависит от причины.

    Пока не существует окончательного определения сущности амблиопии. Данный термин означает снижение остроты зрения, возникающее при нарушении нормального развития зрительной системы в так называемый «чувствительный» период.

    При своевременном выявлении этой патологии, пока «чувствительный» период еще не закончился, дефект имеет обратимый характер.

    Однако установление диагноза в более поздние сроки снижает эффективность лечебных мероприятий.

    Общепризнанным считается факт, что амблиопия, сопутствующая монокулярной врожденной катаракте, не поддается лечению, начатому спустя несколько первых месяцев жизни.

    Амблиопию обычно расценивают как одностороннее снижение зрения, но при определенных обстоятельствах расстройство может иметь и двусторонний характер.

    Выделяют по меньшей мере пять отдельных форм амблиопии, различающихся этиологией зрительной депривации и двусторонним или односторонним характером процесса.

    • аметропическая (включая меридиональную);
    • форма депривации.
    • Считают, что каждая из этих форм имеет индивидуальную длительность «чувствительного» периода. Таким образом, возможности лечения и его перспективность напрямую зависят от этиологии заболевания.

      Так например, для получения эффекта при лечении анизометропической амблиопии и амблиопии, возникшей на фоне косоглазия, необходимо несколько лет упорного труда, в то время как амблиопия, возникшая на фоне окклюзии, излечима в течение нескольких месяцев.

      В случае, если изображение нечеткое, двоится, размыто или плохо различимо, то глаз, как зрительный анализатор, выключается из работы – это и есть основа амблиопии.

      Выделяется два вида амблиопии:

    • первичная, которая формируется еще в утробе матери в результате нарушения правильного формирования и роста глазного яблока;
    • вторичная, возникающая в течение жизни из-за формирования различных глазных патологий.
    • Причины формирования вторичных вариантов амблиопии зависят от той патологии, результатом которой становится выключение зрения.

      Причин для этого достаточно много:

    • длительное помутнение хрусталика, такую амблиопию называют обскурационной;
    • у детей зачастую амблиопия возникает в результате косоглазия. Косящий глаз передает неверную информацию в мозг, из-за чего картинки не совпадают, зрение двоится и возникает дисбаланс. Мозг отключает из зрительной работы пораженный глаз;
    • амблиопия из-за разницы в зрении на глазах, когда неадекватно проведена коррекция зрения и картинки с разных глаз не совпадают;
    • амблиопия из-за цветослепоты вследствие аномалий колбочек, она всегда двухсторонняя.
    • Виды амблиопии могут комбинироваться в различных вариантах.

      Разделяется четыре степени амблиопии:

      1. крайне высокая степень с уровнем более 0.04,
      2. высокая степень с уровнем от 0.1 до 0.05,
      3. средняя степень с уровнем от 0.2 до 0.3,
      4. слабая степень с уровнем 0.4-0.8.

      При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), течение может быть бессимптомным, особенно у детей.

      Обычно такую амблиопию выявляют у детей после трех лет.

      Амблиопия может формироваться, если:

    • при дальнозоркости разница в зрении более 0.5 диоптрий,
    • при астигматизме разница более 1.5 диоптрий,
    • при близорукости – более 2 диоптрий.
    • Отключается обычно хуже видящий глаз.

      Амблиопия при снижении зрения на обоих глазах равномерно возникает при:

    • близорукости более 8 диоптрий,
    • дальнозоркости более 5 диоптрий,
    • астигматизме более 2.5 диоптрий.
    • Амблиопия может не ощущаться пациентом и не корректируется очками, может нарушаться темновая адаптация зрения, страдает восприятие цвета, может формироваться сходящееся или расходящееся косоглазие.

      Почему глаз — «ленивый»?

      Амблиопия – расстройство зрения, также называется ленивый глаз, при котором снижается острота зрения одного или двух глаз, даже если назначаются очки или контактные линзы.

      При амблиопии глаза видят различные картинки, и мозг не может соединить их в одну объемную, в результате работа одного глаза подавляется. Если же какой-то орган в организме человека не используется, то этот орган постепенно атрофируется.

      Запущенное состояние ленивого глаза может привести к практически полной слепоте.

      Существует несколько типов ленивого глаза:

      Дисбинокулярная амблиопия развивается при нарушении бинокулярного зрения при косоглазии. Один глаз может страдать сильным косоглазием. Когда подобное происходит, то мозг «отключает» этот глаз и зрительная функция полностью ложится на другой глаз.

      Депривационная амблиопия развивается, когда развивается катаракта, бельмо или подобное заболевание, и вызывает сложности со зрением. Иногда депривационная амблиопия поражает оба глаза.

      Рефракционная амблиопия развивается при возникновении дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Развивается, если своевременно не проведена оптическая коррекция дальнозоркости. Также причиной рефракционной амблиопии может непостоянное ношение очков или линз.

      Истерическая амблиопия возникает при наличии неблагоприятных психогенных факторов, которые сопровождаются истерией и психозом.

      Признаки амблиопии у взрослых

      У взрослых наблюдаются различные признаки ленивого глаза в зависимости от типа расстройства.

      Но есть ряд общих симптомов для данного заболевания:

    • Двоение в глазах или двойное зрение. Часто это симптом возникает у взрослых, которые страдают косоглазием, из-за неспособности мозга соединить две различные картинки.
    • Нечеткость зрения или пелена перед глазами. Хотя у взрослых редко возникает рефракционная амблиопия, но все-таки есть подобные случаи, которые приводят к нечеткому зрению.
    • Катаракта или опущение верхнего века (птоз) может наблюдаться при окклюзионной амблиопии. В случае роговичного рубцевания пациент может жаловаться на раздражение в глазах, покраснение, чрезмерное слезотечение, периодическое возникновение боли в глазах.
    • Внезапное ухудшение зрения, которое длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Возникает на фоне сильных эмоциональных потрясений.
    • ozrenie.com

      Калошин Александр Алексеевич

      Основные направления деятельности в клинике «Визус-1»:

      — Диагностика и лечение детей и подростков с помощью современных методов.

      Родился в 1990 году в г. Горький. В 2013 году закончил НижГМА по специальности «Лечебное Дело».

      2013-2014 гг. – проходил клиническую интернатуру на базах ГБУЗ НО «ГБ №35» и ГБУЗ НО «НОКБ им. Семашко».

      2013-2014 гг. – врач-офтальмолог оптики «Кронос».

      2014-2016 гг. – врач — детский офтальмолог ГБУЗ НО «ДГБ №17».

      2015-2016 гг. – врач плеопто-ортоптического кабинета «Детского Сада №332».

      2015 г. – повышение квалификации по программе «Инфекционные и аллергические заболевания глаз» на базе ГБОУ ВПО «МГМСУ им. А.И.Евдокимова Минздрава России».

      2016 г. — повышение квалификации по программе «Оптометрия и контактная коррекция зрения» на базе ФГБУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России.

      2016 г. — повышение квалификации по программе «Косоглазие и аметропии у детей» на базе ФГБОУ ВО «Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова» Минздрава России.

      Участник научно-практических конференций.

      Общий стаж работы 4 года.

      СКИДКА 50% НА ИНТЕНСИВНЫЕ КУРСЫ ЛЕЧЕНИЯ КОСОГЛАЗИЯ И АМБЛИОПИИ В КЛИНИКЕ «ВИЗУС-1»

      В клинике ВИЗУС-1 пройдут курсы интенсивного лечения косоглазия и амблиопии детей и подростков. Занятия проводятся с использованием самых эффективных и современных методов под контролем докторов и опытных ортоптистов. Для детей и родителей будет возможность проживать на территории нашей клиники.

      Особенность курса заключается в том, что Вам не нужно искать подходящее жилье на данный период, клиника предоставляет удобные и комфортабельные палаты с собственной столовой.

      Продолжительность лечения составляет 12 дней, в него включены 24 занятия. Занятия проводятся с учетом индивидуальной программы лечения: наработка остроты зрения, исправление зрительной фиксации, обучение навыкам слияния в условиях разделения полей зрения, а также в естественных условиях.

      Стоимость курса лечения ребенка, с проживанием сопровождающего и ежедневным завтраком составляет — 29 900 руб.

      По желанию Вы можете выбрать трехразовое питание, общая стоимость составит — 33500 руб.

      Телефон для записи — 8 910 1011725 (детское офтальмологическое отделение)

      Лечение амблиопии. Амблиопия у детей

      Амблиопия – это понижение остроты зрения одного глаза. Основная причина возникновения амблиопии это недоразвитие зрительной системы. У всех новорождённых детей абсолютно несовершенная зрительная система: недоразвиты глазные яблоки и зрительный анализатор головного мозга. В процессе роста ребёнка идёт формирование зрительного анализатора при воздействии окружающих предметов.

      При разной остроте зрения глаза видят разные картинки, и мозг не в состоянии совместить их в одно объёмное изображение. В результат, он просто подавляет работу одного глаза, который превращается в «ленивый глаз». Мозг косоглазого ребёнка также приспосабливается к обстоятельствам и обычно подавляет деятельность косящего глаза, который в результате также становится «ленивым», или амблиопичным – видит хуже здорового. Таким образом, понижение зрения на один глаз при монокулярном косоглазии является защитной реакцией организма от неприятных проявлений при косоглазии.

      Наиболее часто амблиопия у детей начинается как дисбинокулярная. Амблиопия – это корковый тормозной эффект. Стоит отметить, что амблиопия может возникать в любом возрасте, а не только в раннем детстве, она может появиться даже у пожилых людей.

      Выявить амблиопию врач-офтальмолог в состоянии лишь в процессе всестороннего обследования органа зрения.

      Лечение амблиопии, как правило, заключается, в так называемом, методе «штрафования здорового глаза». Этот способ лечения амблиопии до безумного прост, никто и ничего проще и лучше чем закрывание здорового глаза заклейкой, т.е. «штафование» его, не придумал. Таким образом, амблиопичный глаз вынужден работать, и мозг вынужден получать всю зрительную информацию через больной «ленивый глаз». Постепенно, в результате такой тренировки острота зрения возрастает.

      В домашних условиях мы рекомендуем те или иные упражнения, в том числе и компьютерные программы лечения амблиопии, но все они индивидуальны и зависят от бинокулярных и зрительных функций каждого ребёнка в отдельности.

      (на муз. В.Шаинского «Песня про улыбку»,слова В.Сазонова)

      Не реви же и послушать нас сумейка,

      Ты, дружок, совсем не бойся нас,

      Не страшны очки и долгая заклейка.

      Припев: И тогда наверняка глаз увидит, а пока,

      Сядешь зрячим ты за школьную скамейку.

      2. Лечит глаз косой, синоптофор

      Не юли за ним как маленькая змейка,

      Потрудись, чтоб был прямым твой взор,

      Но сначала ты сними свою заклейку

      Ты носи всегда везде свою заклейку,

      3. Ты в очки всегда смотри вокруг,

      Не ищи в очках ты боковой лазейки,

      И тогда сумеешь ты, мой друг,

      Насовсем убрать лечебную заклейку.

      Папа будет очень рад, рады будут все подряд,

      Тел. детского офтальмологического отделения 8 910 1011725

      Копирование содержимого сайта запрещено без ссылки на источник.

      www.visus-1.ru

      Плеоптика (лечение амблиопии)

      Плеоптика — раздел офтальмологии, занимающийся способами и методами лечения функционального недоразвития органа зрения — амблиопии, которая является одной из частых аномалий зрительного анализатора.

      Амблиопия — термин, включающий собирательное понятие различных по этиопатогенезу ее видов. В настоящее время амблиопию принято разделять на:

      Каждый из видов амблиопии характеризуется своими клиническими и патологическими особенностями. Однако общим для всех клиническим признаком амблиопии можно считать функциональное снижение основной зрительной функции — центрального зрения. По степени поражения амблиопия может быть легкой, средней, тяжелой и очень тяжелой, когда острота зрения равна светоощущению с утерей способности зрительной фиксации. Вместе с тем, общим в патогенезе аномалии (исключая истерическую) можно считать депривацию ретинокортикальных элементов, присущих центральному зрению в сенситивной стадии развития зрительного анализатора. Эти общие проявления амблиопии и определяют принципы и способы плеоптического лечения любых ее видов.

      Плеоптика получила свое интенсивное развитие в середины прошлого столетия, когда началось углубленное изучение содружественного косоглазия, ведь амблиопия косящего глаза — это его постоянный и неизменный спутник. Проблема амблиопии и ее плеоптического лечения вот уже более полувека занимает обязательное место на страницах офтальмологической литературы, вследствие своей всевозрастающей актуальности. По данной теме опубликованы массивы фактических данных клиницистами, физиологами, нейрофизиологами.

      Продолжительное время единственным способом лечения амблиопии считалось выключение хорошо видящего глаза из процесса зрения — прямая окклюзия, которая позволяет нормализовать и улучшить остроту зрения у детей младшего возраста (до 6 лет); окклюзия лучшего глаза у детей старшего возраста, имеющих амблиопию с неправильной фиксацией нередко только закрепляет ее.

      В 60-е годы ушедшего века, в качестве лечения амблиопии при содружественном косоглазии стали применять пенализацию — намеренное ухудшение остроты зрения для лучшего глаза, что достигалось гиперкоррекцией его, медикаментозным мидриазом либо их сочетанием. Однако, данный метод тоже не обеспечивал излечения, осложненной неправильной фиксацией амблиопии.

      Поиски путей восстановления центральной фиксации с нормализацией зрения привели к разработке плеоптических методов, характеризующихся прицельным воздействием стимула на ложнофиксирующий участок сетчатки или ее центральную ямку. В 1953 году швейцарский офтальмолог A. Бангертер предложил амблиопию с неправильной фиксацией лечить методом скотомизирования или ослепления ложнофиксирующего участка сетчатой оболочки с последующим стимулированием макулярной зоны умеренным раздражителем. В 1956 году К. Купперс при восстановлении центральной фиксации применял последовательные зрительные образы, которые вызывались в центральной ямке сетчатки. А в 1968 году, советским ученым Э. С. Аветисовым был разработан метод лечения амблиопии с любыми видами фиксации посредством локального «слепящего» раздражения центральной ямки сетчатки. Все эти методы прицельного влияния стимула на сетчатую оболочку имели патофизиологическое обоснование, и в свое время широко применялись в практике, как наиболее передовые. Правда, все они имели довольно существенные недостатки, а именно, требовали медикаментозного мидриаза, который выключал аккомодацию, а также длительную экспозицию (20-30 с), что делало невозможным применение данных методов у младшего возраста детей.

      Научно-технические достижения конца двадцатого века, сделали возможным создание современных высокоэффективных методов плеоптического лечения амблиопии с любыми видами зрительной фиксации. Появившиеся новые данные о процессах, происходящих в сетчатке и высших структурах зрительного анализатора, позволили внедрять новые патогенетические методы плеоптического лечения амблиопии, основой которых стало повышение зрительных функций и стимуляция ретино-кортикальных элементов в амблиопичном глазу.

      Сегодня разработано и внедрено много разных методов стимулирования ретино-кортикальных составляющих амблиопичного глаза посредством адекватных раздражителей (хроматических, световых, лазерных), и не вполне адекватных (электромагнитная стимуляция, электростимуляция, вибромассаж, рефлексотерапия). Многие способы указанной стимуляции реализованы в широкой линейке медицинских устройств и аппаратов. Широкое распространение приобретают и компьютерные программы стимуляции.

      Проводимые аппаратами-стимуляторами процедуры, при амблиопии с правильной, а также неправильной зрительной фиксацией выполняются не прицельно. В этом их явное преимущество, по сравнению с методами, которые требуют прицельного воздействия. Применение таких устройств проводится без расширения зрачка, необходимого для прицельного воздействия, что весьма важно для участия в процессе тренировки аккомодации и позволяет применять неприцельные методы у пациентов самого раннего возраста.

      Особую популярность в нынешней плеоптике завоевала лазерная стимуляция, которая сегодня занимает ведущее место в ряду прочих методов плеоптического лечения.

      Воздействие на орган зрения низкоинтенсивным лазерным излучением имеет высокое стимулирующее воздействие. Улучшается микроциркуляция в тканях, повышается гемодинамика, ускоряются метаболические процессы, возрастает активность ДНК, РНК и каталазы, оптимизируются трофические процессы, стимулируются энергетические возможности тканей и клеток, следствием чего становится повышение зрительных функций.

      Для лечения амблиопии, лазерное лечение впервые было применено специалистами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца Аветисовым, Михайлянцем и Пашниным в 1975 году. В данное время созданы приборы лазерной стимуляции, в которых воздействие проводится монохроматическим красным, а также инфракрасным импульсным излучением, как в гелий-неоновых и аргоновых лазерах. При этом, гелий-неоновый лазер считается более эффективным. Стимуляцию сетчатки в нем выполняют монохроматическим источником света, длина волны которого составляет 620-650нм, особенно чувствителен к такому воздействию колбочковый аппарат глаза.

      Среди подобных устройств, высоким эффектом обладает лазерная установка стимуляции сетчатки «ЛАСТ-1» (МНППО «Нейрон», Уфа). Лечебный эффект установки обусловлен импульсным воздействием низкоинтенсивного твердотельного лазера с расфокусированным красным пятном и формированием специальной микроструктуры поочередных светлых и темных пятен (спекл-поля).

      Широкое распространение получил и лазерный аппарат «Спекл-М», используемый также в диагностических целях при нарушении рефракции.

      Из многочисленных сообщений специалистов о положительных результатах при лечении амблиопии разного генеза стимуляции лазером можно сделать вывод о высокой эффективности данного метода.

      Важную роль в плеоптическом лечении занимает и светоцветостимуляция. Она подразумевает применение адекватных раздражителей и полихроматического света (белого), а также монохроматического (красного, синего, зеленого, желтого). При этом, воздействуя на центральную зону сетчатки световые фотоны попадают на ее фоторецепторы, стимулируя проходящие в многоуровневых слоях сетчатой оболочки тонкие фотохимические процессы, способствующие активизации работы всего зрительного анализатора: сетчатая оболочка — зритель¬ные пути — мозг.

      Сегодня, в лечении амблиопии широко представлены различные методы светоцветостимуляции, на основе которой создана целая плеяда медицинских аппаратов. Особое распространение получили следующие из них:

    • Прибор цветоимпульсной терапии «АСО-1» (Социнновация «СИ», Москва). Стимуляцию сетчатки в нем обеспечивает ритмическое воздействие световых волн, испускаемых вмонтированными в очковую оправу миниатюрными лампочками, имеющими светофильтры желтого, красного, зеленого и синего цветов, что обеспечивает сочетание цвето- и биоритмотерапии;
    • Макулостимулятор «КЭМ-ЦТ» (Офтальмологическая корпорация «Руан», Крым, Севастополь), получивший широкое применение в Украине. Прибор, разработанный проф. Чередниченко В., для лечения амблиопии, применяет способ, предложенный Кэмпбеллом, — стимулирование всех уровней системы зрения путем активации частотно-контрастными импульсами — КЭМ-стимуляция. Эффективность лечения при этом, составляет 60,8% повышения остроты зрения у пациентов с амблиопией правильной фиксации и 39,2% у пациентов, с неправильной. Часть больных после лечения отмечала восстановление центральной фиксации;
    • Паттерн-стимуляция аппаратом «ПС-1» («Медоптика», Москва) — еще один вид светостимуляции при лечении амблиопии. Действие данного прибора основано на активации функций глаза посредством светового потока, сконцентрированного в узком спектре при наблюдении растровой структуры (паттерна);
    • При помощи комплекта игрового «Мозаика ПСР-1» также проводится паттерн-стимуляция. Комплект включает трубу калейдоскопа и альбом с мозаичными рисунками. Принцип его действия строится на стимуляции органа зрения потоком с резкими сменами света и тени;
    • Успешно применяются и устройства, в которых светостимуляция дополняется тренировкой аккомодации. Яркий пример такого аппарата «Ручеек» («Медоптика», Москва). Или с тренировкой слабых глазодвигательных мышц, как в приборе «Фотомиостимулятор» (ООО «Фосфен», Одесса) и пр.
    • В. Розенберг предложил и воплотил идею создания аппаратов, в которых стимуляция амблиопичного глаза выполняется путем засветов сетчатки разноцветными полиструктурными стимулами или фигурными «слепящими» полями в сочетании с созданием последовательных зрительных образов, которые возникают после таких засветов. Теоретическая часть авторской идеи основывается на том, что главной зрительной функцией является форменное зрение, а не светоощущение. Поэтому адекватный раздражитель, это не свет вообще, а поток света, из которого сформированы изображения различной формы. Такой принцип лечения заложен в приборах «Стимул», «Панорама», «Плеоптокалейдоскоп». По данным из научных источников и результатам клинических испытаний, лечение амблиопии центральной фиксации подобными методами удается повысить остроту зрения у всех пациентов, а при нарушении фиксации можно восстановить центральную фиксацию практически у 60% больных.
    • В современной плеоптике довольно широко применяется электростимуляция. Проводится она посредством воздействия слабым электрическим током, как на сенсорный, так и на нервно-мышечный аппарат органа зрения. Доказано, что электростимуляция способна улучшать регионарный и местный кровоток, а также обменные процессы, активизировать функционально угнетенные элементы, способствовать улучшению проводимости с восстановлением рефлекторной взаимосвязи в зрительном анализаторе с элементами центральной регуляции, что повышает зрительные функции.
    • Многочисленные публикации последних лет выделяют следующие лечебные действия ЭС: увеличение резерва аккомодации, повышение остроты зрения, увеличение цветовой и световой чувствительности, уменьшение абсолютных скотом, расширение полей зрения, исчезновение относительных скотом, улучшение показателей электрочувствительности, электролабильности и электроретинограммы.
    • Широко применяется при лечении амблиопии электростимуляция через веки проводящих зрительных путей— фосфенстимуляция. Сила тока, индивидуально подобранная с помощью прибора, вызывает у больного феномен фосфена (ощущение свечения). В Украине сегодня применяется целое поколение устройств типа «Фосфен». Включая лечебно-диагностические «фосфен-1» и «фосфен-2», а также строго терапевтический — «фосфен-мини», предназначенный для индивидуального использования (ООО «Фосфен», Одесса).
    • Разработчиками из Уфы сконструирован офтальмологический прибор чрезкожной электростимуляции (ЧЭС), получивший название «АйНУР-03».

    Ряд авторов сообщает о положительных результатах лечения амблиопии, полученных методом электростимуляции.

    К примеру, весьма эффективной для современной плеоптики признана электромагнитная стимуляция, проводимая постоянными (ПМП), переменными (ПеМП), а также импульсными (ИмМП) магнитными полями.

    Исследования, проводимые в различных сферах медицины, выявили, что магнитные поля могут обладать выраженным противовоспалительным, противоотечным и анальгезирующим действием. Доказано, что магнитотерапия способна увеличивать диаметр капилляров, а также скорость кровотока, улучшать обменные процессы, стимулировать трофику тканей, активировать восстановление нарушенных функций.

    Ряд публикаций сообщает об особой эффективности электромагнитной стимуляции в лечении амблиопии. Принцип электромагнитной стимуляции лежит в основе следующих приборов:

    1. «МС-4» («Медоптика», Москва) — светомагнитная стимуляция.

    2. «БИО-МАС» (ГУМНТК «Микрохирургия глаза», Москва) — стимуляция бегущим магнитным полем.

    3. «ЦМС-11» (Москва, «Медоптика») — цветомагнитная стимуляция

    4. «АТОС» и приставка «АМБЛИО-1» — электромагнитная стимуляция.

    В современной плеоптике нередко применение и иные методы для стимуляции зрительного анализатора, такие как:

  • Вибростимуляция или вибромассаж, который считается эффективным способом физиотерапевтического воздействия на орган зрения. Осуществляется он посредством офтальмологического вибротерапевтического устройства, которое проводит механические колебания с акустической частотой через закрытые веки.
  • Рефлексостимуляция или рефлексотерапия, используемая при некоторых функциональных заболеваниях, включая лечение амблиопии.
  • Лечебное воздействие рефлексотерапии строится на восстановлении в структурах мозга динамического равновесия процессов возбуждения и торможения. Поскольку амблиопия — это одна из разновидностей функциональных патологий высших отделов ЦНС, для лечения ее, применение рефлексотерапии показано. Осуществляют рефлексотерапию путем воздействия на акупунктурные точки, локализованные в биологически активных областях параорбитальной зоны. Воздействия на эти точки проводятся в виде массажа, электрических, термических, электромагнитных и световых местных воздействий источником инфракрасного и красного излучения.

    Проведение рефлексотерапии при амблиопии, а также иных заболеваниях органа зрения осуществляют посредством современных приборов. К примеру, в НИИ глазных болезней и тканевой терапии АМН им. В. П. Филатова в Одессе, сконструирован прибор «фосфенэлектропунктура», который обладает комбинированным действием, сочетающим электропунктуру и традиционную фосфен-электростимуляцию биологически активных зон параорбитальной области (ООО «Фосфен», Одесса).

    Уфимское научно-производственное предприятие «Нейрон» выпустило устройство контролируемой рефлексотерапии орбитальных акупунктурных точек «КРОТА», в котором терапевтическое воздействие на биологически активные точки осуществляется инфракрасным лучом, который проникает через кожу в ткани на глубину области расположения зон акупунктуры.

    С каждым годом в плеоптике упрочняются позиции компьютерных методов стимуляции при лечении всех видов амблиопии.

    Современная компьютерная техника позволяет развивать и совершенствовать ставшие уже традиционными методики лечения данной патологии. Компьютер дает возможность достигать постепенного усложнения стимулов, которые являются адекватными раздражителями различных каналов, а также уровней зрительного анализатора. Богатейший арсенал компьютерной графики способен предоставить безграничные возможности для создания лечебных программ, в которых обеспечивается автоматическое управление процессами с точной регистрацией результатов каждого сеанса. Компьютерные программы предусматривают проведение лечебный сеансов в форме игры с активным участием больного, что значительно повышает заинтересованность последнего и сокращает сроки лечения.

    Результаты использования компьютерный программ в восстановлении зрительныгх функций при лечении амблиопии, показывают совпадение данных, полученных в различных лечебных учреждениях. Установлено, что их применение при дисбинокулярной, рефракционной или анизометропической амблиопии любых степеней повышает эффективность лечения вдвое, по сравнению с традиционными методами плеоптики.

    Сегодня для лечения амблиопии созданы и успешно применяются большое количество компьютерных программ.

    К примеру, утилита «EYE» («АИ»), созданная в Московском НИИГБ им. Гельмгольца и РМАПО, содержит игровые упражнения «Погоня» и «Тир».

    Постепенное изменение размеров и цвета стимулов в данных упражнениях способствует активизации рецепторов центральной ямки сетчатки, при этом, яркие вспышки света оказывают растормаживающее действие на ретино-кортикальные комплексы амблиопичного глаза, что улучшает или нормализует зрительную фиксацию, пространственную локализацию и повышает остроту зрения.

    В программе для компьютера «Крестики» поле для игры выглядит словно шахматная доска, клетки на которой уменьшаются в процессе упражнения и меняют окраску. Ребенок в поисках «крестика» посредством «мыши» должен перемещать по полю кружок, цвета внутри которого также заменяются оппонентными.

    Разглядывание с различными частотами, размерами клеток и цветом инвертирующегося шахматного поля, оказывает стимулирующее воздействие на нейроны различных уровней зрительного анализатора, что обеспечивает его растормаживание и повышение остроты зрения.

    В компьютерной игре «Паучок» активация рецептивных полей сетчатки происходит при рассматривании спирально и радиально расположенных решеток, складывающихся в узор плетеной паутины, для ловли мух. Узор меняет цвета, становясь то черно-белым, то красным, то зеленым, то синим, что соответствует трем цветовым подтипам колбочек сетчатки. Он используется на разных фонах (темном и светлом), оказывая стимулирующее действие на темновые и световые каналы, включая нейроны, отвечающие за ориентацию и восприятие движения, а также межнейронные связи. В лечебном процессе импульс к активизации получают: центральное зрение, аккомодация и конвергенция.

    Программа «Рельеф» («Медоптика», Москва,) помогает в лечении амблиопии правильной фиксации. Она состоит из паттерн-стимулирующих упражнений, с воздействием изображений, имеющих резкие перепады света и тени (паттерны).

    Компьютерная программа «Контур» в составе программного обеспечения «Окулист», применяемом в диагностике, лечении и профилактике болезней глаз (ООО «Астроинформ СПЕ», Москва), нашла применение в терапии амблиопии, как метод восстановления правильной фиксации, а также повышения остроты зрения с формированием бинокулярной функции. Упражнения представляет собой комплекс проприоцептивные и зрительных тренировок. Здесь, пациенту предлагается серия усложняющихся рисунков, которые необходимо обводить, дорисовывать и закрашивать, посредством виртуального «пера». Нагрузку на глаз дозируют изменениями контраста, а также толщины линий рисунка, наносимых «пером».

    Лечебно-коррекционная утилита «Цветок» — это часть программного обеспечения «Академик», для применения в офтальмологии, тифлопедагогике и коррекционной педагогике.

    Программа «Цветок» направлена на лечение всех степеней амблиопии. Она предлагает пациенту серии однотипных, но усложняющихся упражнений, задача которых — поиск заданного символа (коим выступает одиночная буква) среди нескольких символов, нанесенных на лепестки цветка. По сложности своей, упражнения подразделяются на уровни. После завершения упражнений самого сложного третьего уровня на экран выводится таблица результатов тренировки.

    Весьма ценным в лечении особо тяжелые форм амблиопии, сопровождающих врожденные органические патологии глаз, можно считать аппаратный комплекс программ «Амблиокор» («Ин Витро», Санкт- Петербург).

    Метод лечения в нем основан на саморегуляции и адаптивном биоуправлении при обратной биосвязи по замкнутому кругу (сетчатая оболочка — кортикальные зрительные центры — монитор компьютера), где управляющим звеном выступают корковые биоэлектрические процессы, а управляемым звеном — сетчатка глаза. При этом, ухудшение восприятия выключает экран, улучшение — включает.

    Так как ребенок, в ходе упражнений, стремится увидеть максимально много, происходит закрепление тех уровней корковых центров, которые обеспечивают наилучшее качество зрения. При этом, пациент способен воспроизводить на экране изображения посредством восстановления достигнутой в процессе тренинга степени биоэлектрической активности корковых отделов зрительного анализатора.

    Основой программного аутотренинга «Амблиокор» является условно-рефлекторная методика восстановления функций нервные клеток различных уровней зрительного анализатора.

    Новейшие компьютерные технологии позволили специалистам создать более совершенные компьютерные версии уже имеющихся программ лечения амблиопии: «Крестики-2», «Тир-2», «Льдинка», «Краб». Особенностями их стали: упражнения в процессе мультимедийной игры, необычные зрительные стимулы, сопровождение зрительных стимулов с звуком и движениями рук, автоматические подстройки параметров на интеллектуальном уровне.

    Эффект лечения обеспечивает индивидуальный характер стимуляции, мощное избирательное воздействие и восстановление связей зрительной с прочими сенсорными системами.

    Уже имеются данные о возможности применения компьютерного комплекса стереограмм для лечения дисбинокулярной амблиопии.

    Поиск новых, более прогрессивных и эффективных технологий лечения амблиопии продолжается. Внимание офтальмологов в последние годы все больше привлекает возможность включения в лечебный процесс медикаментозных средств для повышения результативности плеоптического лечения. Подобная возможность впервые была озвучена проф. Э. Аветисовым, еще в 1967 году. Когда, он применил в лечении дисбинокулярной амблиопии раствор бром-кофеиновой смеси, воздействующий на корковые процессы «возбуждение – торможение».

    Сегодня эффективность плеоптического лечения достигается применением офтальмологами медикаментозных препаратов, улучшающих гемодинамику, а также метаболические, трофические, нейротрансмиссионные процессы сетчатки, зрительного нерва и прочих структурах зрительного анализатора.

    Поступает информация и о положительных результатах использования в комплексе плеоптического лечения ноотропных препаратов: пирацетама, инстенона, ноотропила, инстенона комбинированного с аветином; милдроната, визобаланса, пикамилона, накома, фезама.

    Комплекс плеоптического лечения обязательно должен включать тренировку аккомодации. Аккомодационная способность при амблиопии, как правило, бывает снижена и ее укрепление дает повышение остроты зрения без коррекции.

    Клинические наблюдения многих специалистов показывают, что лучшие результаты плеоптического лечения амблиопии обеспечивают комплексы из нескольких методик различной стимуляции.

    Это объясняется узкой направленностью различных методов на конкретную сторону патологического процесса. Комплексное же применение разных методов обеспечивает влияние на весь зрительный анализатор, что и дает больший эффект лечения амблиопичного глаза, выражающегося в восстановлении правильной фиксации с повышением остроты зрения.

    Современная плеоптика располагает весьма значительным арсеналом методов стимулирующих лечение амблиопии. Их комплексное применение обеспечивает нормализацию, а также улучшение зрительных функций у подавляющего большинства больных.

    Сегодня не потерял своего значения и метод окклюзии – выключения из процесса зрения лучше видящего глаза. Он так и остался наиболее простым и доступным, особенно у самых маленьких детей. Данный метод получил некоторое усовершенствование благодаря применению полупрозрачного окклюдора, предложенного В. Сердюченко, который дает пациенту возможность частично использовать лучший глаз. Для неполной окклюзии используют также окклюзионные пленки, при помощи которых возможно снизить остроту зрения лучше видящего глаза.

    Однако проблема плеоптического лечения амблиопии далека от окончательного решения. Ряд пациентов с ранней тяжелой амблиопией в настоящее время зачастую не получают адекватной помощи. Ведь лечение такой патологии представляет нелегкую задачу, которая требует больших усилий, временных затрат и не всегда в завершении имеет оптимальный результат. Поэтому, весьма важным представляется ранняя диагностика амблиогенной патологии с профилактикой амблиопии. Поиски и разработки новых, все более совершенных и эффективных техник плеоптического лечения амблиопии продолжаются.

    В Московской Глазной Клинике можно пройти полное диагностическое обследование на самой современной аппаратуре и с применением новейших методов диагностики заболеваний глаз. В клинике проводится лечение глазных заболеваний у взрослых и детей старше 4 лет. Нашими специалистами разработаны и применяются эффективные схемы лечения патологий зрения. Стоимость различных диагностических процедур, а так же лечения можно посмотреть здесь.

    Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в "Московскую Глазную Клинику" Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

    mgkl.ru

    II.V. Основные принципы лечения косоглазия и амблиопии у детей в условиях специализированного дошкольного учреждения.

    В нашей стране разработана и внедрена в практику научно-обоснованная и во многом оригинальная система лечения косоглазия и амблиопии (Л.И. Сергиевский (1943), Е.М. Фишер, Е.М. Белостоцкий (1962), Э.С. Аветисов (1978), Кащенко, Е.И. Ковалевский (1969), А.Н. Добромыслов (1965), Л.А. Григорян (1980), Л.И. Медведь (1978) и др.

    Опыт показывает, что указанная система обеспечивает достаточно высокий благоприятный результат. Однако, несмотря на это, в процессе лечения косоглазия и амблиопии еще далеко не всегда удается добиться восстановления бинокулярного зрения. В одних случаях это обусловлено длительностью и тяжестью самого заболевания, в других — отсутствием возможности длительного и систематического лечения. Между тем, часть больных с наиболее тяжелыми формами амблиопии, требует применения частых и длительных курсов лечения применительно к особенностям каждого ребенка, которые в амбулаторных условиях не могут быть проведены.

    Исправления косоглазия достигается в результате четкой диагностики и последующего лечения, включающего разные задачи и этапы (плеоптический период, плёопто-ортоптический и плеопто-

    ортопто-стереоскопический). Каждый из этих этапов состоит из своего набора методов и средств и имеет свою определенную цель.

    В начале лечения решается задача восстановления остроты зрения, корригирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечения амблиопии косящего глаза.

    правильных при помощи

    На следующем этапе идет формирование взаимоотношений аккомодации и конвергенции оптической коррекции.

    Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза, а затем идет нормализация коррекции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения.

    Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка.

    Мы не ставим своей задачей подробное описание всех видов лечебных процедур, но обращаемся к отображению тех основных методов лечения, которые являются ведущими и наиболее часто применяемыми. При этом цель нашу видим в понимании механизмов воздействия данных методов не только как позитивных, но и побочных, негативных; с тем, чтобы отдифференцировать и понять, как может быть построен механизм взаимодействия медицинской и психолого-педагогической коррекции. Так как приведенный многолетний опыт такого взаимодействия позволяет нам говорить об этом на основе анализа как научных, так и практических данных.

    Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного косящего глаза. К плеоптическим методам относятся: окклюзия, пейализация, локальный засвет мускулы по методу Э.С. Аветисова, метод отрицательных последовательных образов Кюпперса на большом безрефлексном офтальмоскопе или монобиноскопе, общий засвет красным светом на большом безрефлексном офтальмоскопе или монобиноскопе, метод Кемпбелла (СатрЪеП), основанный на тренировке контрастной чувствительности в модификации В.М. Чередниченко с соавторами на приборе «Иллюзион», рефлексотерапия, занятия на локализаторе-

    корректоре (и других приборах этого типа), коррекционно-педагогические игры и упражнения.

    Наиболее эффективным и простым методом лечения является метод прямой окклюзии. Он заключается в выключении из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза. При этом вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден включать в действие все свои явные и скрытые возможности. Это позволяет добиться либо одинаковой остроты зрения амблиопичного глаза до 0,3-0,4, что создает возможность для совместной работы обоих глаз.

    Окклюзия бывает постоянной и временной, полной и частичной (просвечивающей). Постоянная окклюзия проводится обычно в течение длительного времени. Окклюдор или повязка периодически снимается. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не подглядывал выключенным глазом. При временной окклюзии выключение лучше видящего глаза проводится на несколько часов.

    Обратная окклюзия — это выключение из акта зрения амблиопического глаза. Этот метод введен в лечебную практику Кюпперсом (1956), рекомендуется до начала лечения амблиопии с устойчивой неправильной фиксацией для ее ослабления.

    Метод пенализации заключается в создании у больного искусственной анизометропии, вследствие чего зрение ведущего, лучше видящего глаза ухудшается (этот глаз «штрафуется») и фиксирующим становится амблиопичный глаз. Основа метода состоит в атропинизации и полной оптической коррекции ведущего глаза и гиперкоррекции амблиопичного глаза. Существует дифференцированная методика пенализации в зависимости от степени амблиопии и характера косоглазия.

    Локальный «слепящий» засвет центральной ямки сетчатки по Э.С. Аветисову проводят на монобиноскопе и на большом безрефлексном офтальмоскопе со специальным устройством, при необходимости одновременно с прямой окклюзией. В общей сложности проводят 100-130 сеансов (1-2 сеанса в день) с перерывами от 2 до 7 дней, назначаемыми больным индивидуально после каждых 20-25 лечебных дней.

    Лечение амблиопии методом отрицательного последовательного образа. Лечение проводится по Кюпперсу в модификации Э.С. Аветисова. Зрачок амблиопичного глаза расширяют. Голову

    больного фиксируют на подставке большого безрефлексного офтальмоскопа (монобиоскопа). Здоровый глаз закрывают повязкой. После получения отчетливой картины глазного дна при минимальной интенсивности освещения добиваются такой установки амблиопичного глаза, при которой тень от шарика (круглого тест-объекта 0,3-0,5 см в диаметре), находящегося на оси прибора, проецируется на центральную ямку сетчатки для ее возбуждения.

    Метод лечения амблиопии частотно-контрастными стимулами (КЭМ-стимуляция), используемый для лечения амблиопии, получил свое название по имени его автора и заключается в наблюдении амблиопичным глазом за вращающимися с частотой 1-2 оборота в минуту черно-белыми полосами (решетками) с различной пространственной частотой (и контрастом).

    Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер (плеопто-ортопто-хирурго-ортопто-дипл опто-стереоскопический).

    Осуществляют очковую коррекцию аметропии. Для этого определяют клиническую рефракцию (в условиях расширенного зрачка) и при необходимости в самом раннем возрасте (до года) назначают оптимальную очковую коррекцию аметропии (близорукости, дальнозоркости, астигматизма). Под влиянием очковой коррекции исчезает аккомодационное и уменьшается частично аккомодационной косоглазие, а также не развивается рефракционная амблиопия.

    Проводят лечение амблиопии (плеоптику), так как для выработки бинокулярного зрения, острота зрения хуже видящего глаза должна быть не менее 0,3-0,4.

    Назначают ортоптические упражнения на различных аппаратах в зависимости от остроты (не менее 0,3 с центральной фиксацией) и характера зрения, а также возраста детей. Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения. Продолжительность лечения зависит от установления стойкого бинокулярного зрения при аккомодационном и неаккомодационном косоглазии. Комплекс плеопто-ортоптических упражнений, который проводится в

    предоперационном периоде, имеет целью повысить остроту зрения косящего глаза, обеспечить устойчивую зрительную фиксацию, развить подвижность глаз, перевести монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

    Хирургический этап осуществляется при недостаточной эффективности плеопто-ортоптического лечения косоглазия.

    Послеоперационный этап содержит те же мероприятия, что и дооперационный и направлен на восстановление и развитие бинокулярного зрения.

    На данном этапе применяются такие же ортоптические упражнения. Кроме того, широко применяется наиболее приближенный к естественным условиям метод лечения косоглазия — диплоптика. Он также направлен на развитие бинокулярного зрения, но применяется только при правильном положении глаз, которое достигнуто любым путем (оптической коррекцией или операцией).

    Стереоскопические упражнения назначают в заключительной стадии лечения содружественного косоглазия, когда достигнуто симметричное положение глаз и устойчивое бинокулярное зрение. Задача упражнений — добиться нормального глубинного (стереоскопического) зрения и тем самым закрепить результаты лечения косоглазия.

    В нашей работе мы используем данные многолетней научно-практической деятельности Л.А. Григорян, которая впервые в г. Москве начала эксперимент по лечению косоглазия и амблиопии у детей в условиях специализированного ясли-сада № 420.

    Были введены в повседневную практику определенные ортоптические методы лечения и упражнения зрительной гимнастики (упражнения на расслабление конвергенции, на усиление аккомодации, комбинированные упражнения). Разработанная для условий специализированного детского сада, методика подготовки детей с косоглазием к ортоптическому лечению позволяла включать ортоптические упражнения в лечебный комплекс детей, едва достигших 3,5-4-летнего возраста.

    Л.А. Григорян впервые разработала и реализовала идею использования общеобразовательных занятий, игровой деятельности и деятельности детей в быту в интересах повышения лечебного эффекта. Методические рекомендации Л.А. Григорян являются до

    настоящего времени руководством для педагогов при организации жизни детей в специализированном детском саду.

    Разработанная Л.А. Григорян система зрительных нагрузок, направленных на повышение остроты зрения и для зрительной гимнастики, включающей упражнения по укреплению мышечного аппарата глаза и снятия зрительного утомления, а также рекомендации офтальмо-гигиенического характера по отбору дидактического материала на занятиях с детьми.

    В настоящее время в науке и практике имеется уже достаточно много данных о медико-психолого-педагогическом взаимодействии при восстановлении зрения, включая наши разработки по развитию зрения и зрительного восприятия, что мы попытаемся показать во второй части данной работы.

    П.VI. Общая характеристика состояния здоровья и физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

    Здоровье, по определению Г.Н. Сердюковской (1979), рассматривается как уравновешенность функциональных систем растущего организма с внешней средой, которая у детей с патологией зрения, как мы знаем, нарушается.

    Здоровье и его характеристика строятся на показателях как биологического, так и социального статуса. Так как социальное благополучие часто зависит от способности организма адаптироваться к меняющимся условиям жизни и удерживать относительное равновесия при неблагоприятных воздействиях среды.

    С.М. Тромбах (1973) выделил четыре критерия оценки состояния здоровья:

    наличие хронических заболеваний;

    показатели физического и нервно-психического развития и их сгармонизированность;

    степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

    состояние функций основных систем организма.

    Все эти данные чаще всего могут быть получены в результате диспансерного изучения состояния здоровья и физического развития.

    Метод диспансеризации состоит из комплексной оценки состояния здоровья для дальнейшего включения индивида в ту или иную группу здоровья и оказания соответствующей медицинской помощи.

    Особой популярностью в настоящее время пользуются скрининговые программы первичного изучения здоровья (М.А. Ананьевой, Е.Д. Вишневской (1982).

    С помощью специальных тестов и процедур, анкетирования и опроса, выявляются дети с морфофункциональными изменениями и отклонениями от нормы. В программе представлены: определение остроты зрения, выявление психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергий, сердечно-сосудистых заболеваний и др.

    На основании диспансеризации должны быть определены показатели физического развития и состояния здоровья, позволяющие отнести ребенка к той или иной группе здоровья.

    В «Методических рекомендациях по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах» (1992) выделены пять групп здоровья в зависимости от его показателей:

    первая группа — это дети, у которых нет хронических заболеваний и имеющих нормальное физическое и нервно- психическое развитие;

    вторая группа — это дети, у которых нет хронических заболеваний, но наблюдаются функциональные отклонения и морфологические нарушения, а также часто болеющие дети со сниженной сопротивляемостью организма;

    в третью группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями, с врожденной патологией, в состоянии компенсации с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания;

    к четвертой группе здоровья относят детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития, в состоянии субкомпенсации, с нарушением общего состояния и самочувствия после длительных обострений болезни;

    — в пятую группу входят больные с тяжелыми формами течения заболеваний, со значительным снижением функций организма, детские сады эти дети не посещают.

    Вся работа с детьми, отнесенными в ту или иную группу здоровья, строится при дифференцированном подходе, так как комплекс лечебно-профилактических мероприятий для каждой группы здоровья разрабатывается с учетом клинико-психофизиологических особенностей детей.

    При наличии всех необходимых данных о состоянии здоровья детей, врачи соответствующих профилей разрабатывают необходимые меры помощи детям.

    Однако до настоящего времени в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения не существует единой комплексной технологии взаимодействия медицины и педагогики в изучении общего состояния здоровья и психического развития ребенка. А это не может не сказаться на эффективности оказываемой помощи детям с нарушением зрения, так как последнее чаще всего возникает вследствие общего ослабления здоровья и сопровождается сопутствующими заболеваниями.

    Изучая состояние здоровья детей с нарушением зрения, мы соотносим его с общей тенденцией ухудшения здоровья детского населения планеты, о чем постоянно беспокоится Всемирная ассоциация здоровья.

    В России за последние годы наблюдается увеличение рождаемости больных детей. По данным Министерства здравоохранения РФ к основной группе здоровья можно отнести не более 14 % детского населения, а у остальных 86 % детей наблюдаются разной степени выраженности либо функциональные нарушения (49,4 %), либо хронические заболевания (36,6 %).

    Снижение материальной обеспеченности семьи приводит к раннему появлению у детей различных заболеваний, таких, как нарушение зрения, сердечно-сосудистые, психо-неврологические и другие болезни. Особенно уязвимы дети дошкольного возраста, так как организм ребенка данного .возраста еще функционально не созрел, иммунная система находится в стадии адаптации к окружающей среде, которая в современных условиях крайне агрессивна по отношению к растущему и развивающемуся организму ребенка. Поэтому ребенок дошкольного возраста чаще

    всего находится по отношению к окружающей среде в условиях острой адаптации, когда он приходит в дошкольное учреждение, где ему предстоит ломка выработанных в семье адаптивных привычек и форм жизнедеятельности. Лишь постепенно снимается острота и наступает стадия компенсаторной адаптации (Студеникин М.Я. и др., 1978).

    Однако, у некоторых детей, особенно отягощенных болезнями, развивается декомпенсация Из-за резко сниженной сопротивляемости организма, когда раздражение окружающей среды превышает адаптивные возможности организма.

    Детей с хроническими заболеваниями, морфофункциональной незрелостью, следует окружить специальными коррекционными медицинскими и психолого-педагогическими средствами, позволяющими им преодолевать недуги социальной адаптации. Но чтобы правильно организовать среду для детей с косоглазием и амблиопией в дошкольном учреждении необходимо было изучить характеристику их заболеваний.

    Анализ состояния здоровья детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях г. г. Москвы, Кирова, Самары, Новосибирска, Тольятти, Челябинска и других городов России показывает, что увеличилось число заболеваний с хроническим течением.

    Довольно большое количество авторов, исследовавших детей младшего школьного возраста, выделяют наиболее часто встречающиеся хронические заболевания, такие, как: сколиозы, миопия, хронический тонзиллит, неврозы, нервно-психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (Аветисов Э.С.(1978), Рысева Е.С.(1975), Крылов Д.Щ1981), Сухарева А.Г.(1982), Юрко Г.П. (1978) и др.).

    Остановимся на количественных показателях

    распространенности хронических заболеваний у детей с косоглазием и амблиопией.

    У детей с косоглазием и амблиопией довольно часто наблюдаются болезни опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92 % наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего различной степени сколиозы, при этом неправильная осанка встречается в 67 % случаев, а плоскостопие обнаружено у 35 % детей. Довольно часто (до 12-17 %

    случаев) можно обнаружить искривление шейных позвонков. Это осложняется монокулярным характером зрения, привычкой детей поворачивать голову чуть в сторону для лучшей визуальной ориентации в пространстве одним глазом.

    Если по данным Г.Н. Сердюковской (1979) сколиоз I и II степени у нормально видящих встречается в 14-15 % случаев, у наших детей он наблюдается в 35-37 % случаев. А, как известно, данное заболевание отрицательно сказывается на всех важных жизнедеятельных органах и системах.

    На фоне нарушений осанки у детей наблюдается диспластика движений, нарушение координации, аритмичность двигательных актов. Это отягощается и трудностями зрительно-пространственной ориентации, так как монокулярный характер зрения не позволяет выделять такие важные признаки пространства, как глубина, удаленность, протяженность, объемность. В связи с этим у детей наблюдается укороченный шаг, приводящий к нарушению равновесия и уплощению стопы.

    Все это предопределяет появление гиподинамии, а затем и снижение функциональных возможностей организма.

    Довольно часто можно встретить детей с косоглазием и амблиопией с повышенным весом и одышкой.

    По проведенным наблюдениям за детьми в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией, в 22-25 % случаев наблюдается нарушение сердечно-сосудистой деятельности. Ослабление или нарушение сердечной деятельности проявляется в общей вялости ребенка, бледности кожных покровов, быстрой утомляемости, малой двигательной активности, общей атонии.

    Особое неблагополучие наблюдается у детей с косоглазием и амблиопией в психоневрологическом статусе. Повышенная психическая ранимость ребенка дошкольного возраста обосновывается не только несформированностью многих регуляторных процессов, но и общим ослаблением организма. По нашим наблюдениям у дошкольников с нарушением зрения нервно-психические расстройства разной симптоматики и степени наблюдаются у 65 % детей. Значительная часть детей имеет серьезные расстройства по типу эписиндрома и энцефалопатии. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом, их отличает повышенная возбудимость, трудная

    включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость. При этом следует напомнить, что и процесс лечения зрения иногда накладывает отпечаток на общее течение неврологических заболеваний у детей, поэтому присутствие в штатном расписании дошкольного учреждения врача-психоневролога остро необходимо.

    Среди соматических заболеваний следует выделить болезни сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. По данным диспансерного обследования от 21 до 25 % детей с нарушением зрения имеют сердечные заболевания, при которых они должны постоянно наблюдаться кардиологом и проходить курсы восстановительного и поддерживающего лечения.

    Ослабление или нарушение сердечной -деятельности сопровождается общей вялостью ребенка, бледными кожными покровами. Быстрой утомляемостью, малой подвижностью.

    Врачи-гастроэнтерологи всерьез озабочены состоянием пищеварительной системы, так как у детей с косоглазием и амблиопией в 65 % случаев наблюдаются отклонения в функционировании пищеварительной системы. Такие заболевания, как дисбактериоз, лекарственная аллергия, диатез являются особенно распространенными среди детей. Поэтому диетическое питание является одним из важнейших условий лечения пищеварительной системы у детей.

    Приведенные данные о состоянии здоровья детей с косоглазием и амблиопией показывают на важность комплексного подхода к коррекционной работе, включающей лечение зрения и сопутствующих заболеваний.

    Данная проблема в настоящее время особенно обострилась из-за недостаточности медицинского обслуживания в специальных дошкольных учреждениях врачами соответственно заболеваниям детей, так как поликлиническое обеспечение медицинскими кадрами не предусматривает кроме офтальмолога и педиатра других врачей.

    В экспериментальных условиях в опорные дошкольные учреждения были введены психоневрологи, невропатологи, кардиологи, стоматологи и врачи других специальностей. Результаты комплексного лечения показывают, что многие функциональные расстройства у детей проходят, а при органических

    поражениях как зрения, так и других заболеваниях, удается достигать улучшения общего состояния здоровья.

    Организованная комплексная медицинская помощь должна осуществляться в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *