Самые простые упражнения от плоскостопия для детей

Один из самых эффективных способов борьбы с плоскостопием у детей – лечебная физкультура. Ею вполне можно заниматься дома, главное понимать основные принципы. Упражнения при плоскостопии у детей направлены на укрепление мышц стопы (подошвенной и тыльной части), голени, улучшение кровообращения и подвижности в голеностопном суставе.

Одной из причин развития плоскостопия стало то, что малыши перестали бегать босиком по земле, где встречается много естественных неровностей, палочек, камешков. Современные дети ходят без обуви только по ровному полу или ковру в квартире. Мышцы ног не получают необходимой нагрузки, ослабевают, неправильно развиваются что приводит к плоскостопию.

Чем раньше родители замечают признаки заболевания у детей и начинают выполнять комплекс упражнений, тем легче и быстрее восстанавливается правильное формирование стопы. Даже если ортопед сказал, что у вашего малыша все в порядке, вы можете делать упражнения для плоскостопия у детей.

Основные правила гимнастики

  • упражнения проводятся 2 раза в день (утром и вечером);
  • начало занятий не ранее, чем через час после еды и не позже чем за полтора часа до сна;
  • длительность 15 — 30 минут (в зависимости от возраста ребенка);
  • нагрузка должна увеличиваться постепенно;
  • упражнения выполняются без обуви;
  • занятия всегда проводятся под контролем взрослого, который следит за правильностью выполнения упражнений, вносит необходимые исправления, чтобы они были эффективны для устранения плоскостопия;
  • лечебная физкультура должна быть увлекательной, веселой, интересной, приносить радость. Основной фактор успеха при работе с плоскостопием — регулярность нагрузок. Если ребенку неинтересно, то заниматься ЛФК каждый день будет сложнее.
  • Материалы, необходимые для проведения упражнений от плоскостопия:

  • мяч;
  • гимнастическая палка;
  • набор мелких предметов;
  • коврик против плоскостопия (любая неровная поверхность).
  • Комплекс упражнений для лечения плоскостопия

  • ходьба на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне ступни. Маленьким детям упражнение можно подать в виде игры: походить как мишки, как пингвины, как балерины;
  • ходьба по любой неровной поверхности: коврику против плоскостопия, по крупной гальке, ребристой доске, приставным шагом по гимнастической палке или шведской стенке очень полезна для борьбы с плоскостопием. Если ничего этого нет, то орехи, фасоль или теннисные шарики, насыпанные в тазик, могут стать отличным тренажером для коррекции плоскостопия у детей. Поддерживайте ребенка во время выполнения упражнения, чтобы он не упал;
  • упражнение «качели» — перекаты с носка на пятку;
  • шагаем, высоко поднимая ноги, как цапля;
  • упражнение «тропинка» — идем по «дорожке в лесу»: переступаем через «камни» (высоко поднимая ноги), «проходим под низкими ветками» (в полуприседе на носочках). В этом упражнении можно проявить фантазию, чтобы увлечь ребенка. Можно «ехать на лыжах», «скользить на коньках, «идти по лужам» и многое другое. Главное, чтобы у детей работали мышцы голеностопа;
  • шагаем на месте, носочки «приклеились» к полу;
  • ходьба по наклонной лестнице или доске. Это очень полезное упражнение для работы с плоскостопием.
  • повороты и вращение стопы внутрь, наружу;
  • перемещение мелких предметов с помощью пальцев ног. Это упражнение пользуется огромной популярностью у детей. Можно перемещать их через палочку, выкладывать фигурки, складывать в ящик. Можно устроить соревнования, кто скорее это сделает, вы или малыш;
  • вариацией предыдущего упражнения является рисование карандашом, зажатым пальцами ног. Подобные занятия нравятся детям любого возраста и являются очень полезными для коррекции плоскостопия;
  • еще один вариант – собирать пальцами ножек небольшой отрез ткани, расстеленной на полу. При лечении плоскостопия нужно следить, чтобы в этом упражнении пяточки ребенка не отрывались от пола;
  • катаем мяч в разных направлениях и по кругу левой ногой, потом правой, поднимаем его как можно выше двумя ногами;
  • катание гимнастической палки.
  • упражнение «аплодисменты» ногами;
  • упражнение «велосипед»;
  • потянуть на себя носок, пятку;
  • растирание стоп друг о друга;
  • комплекс упражнений в положении лежа с согнутыми ножками весьма эффективен при плоскостопии: попеременное поднимание пяток без отрыва носка от пола, растирание голени, поднимание мяча с «закидыванием» за голову.
  • Важно помнить, что гимнастику от плоскостопия для детей следует организовывать в интересной игровой форме, тогда ребенок будет с удовольствием заниматься каждый день. Это правило касается даже подростков, которых обычно сложно заставить делать зарядку. Соревноваться, кто быстрее сложит пальцами ног предметы в коробку или ровнее «напишет» слово гораздо интереснее, чем выполнять обычные упражнения.

    Если у вас есть спортивный уголок, то для коррекции плоскостопия полезно ежедневно лазить по шведской стенке босиком. Некоторые из упражнений можно делать на улице, по дороге домой. Для профилактики плоскостопия стимулируйте ребенка лазить по лестницам на площадке для детей, ходить по бордюру, по нарисованной линии, ездить на велосипеде. Летом, снимите с ребенка обувь и дайте возможность побегать по траве или песку. Этот способ уберегает от плоскостопия большинство деревенских детей.

    Чем раньше вы начнете коррекцию или профилактику плоскостопия, тем больше уверенности в том, что ваш ребенок будет иметь здоровую опорно-двигательную систему.

    mojastopa.ru

    Близорукость у детей

    [dropcap type=»1″]Б[/dropcap]лизорукость у детей – явление не столь распространенное, как дальнозоркость, но все же встречающееся довольно часто. Особенно остро близорукость в детском возрасте проявляется тогда, когда ребенок идет в школу, поскольку нагрузка на глаза резко увеличивается. Как и любое глазное заболевание, близорукость или миопия требует точной диагностики и скорейшего лечения. В нашей статье мы расскажем Вам о возможных причинах развития детской близорукости, о современных методах профилактики и лечения этого заболевания, а также о существующих упражнениях и методиках коррекции зрения.

    Причины близорукости

    Если у человека близорукость, он хорошо видит вблизи и плохо различает предметы, расположенные на расстоянии, так как лучи света, отражаемые от далеко стоящих предметов, сводятся в фокус перед сетчаткой глаза, а не на ней самой. Близорукость и дальнозоркость могут быть врожденными и приобретенными. В зависимости от типа заболевания причины близорукости также отличаются. Если близорукость врожденная, ее причиной может быть недоношенность, наследственность или другие патологические процессы. Если же с рождения малыш здоров, то впоследствии развитие миопии могут спровоцировать следующие факторы:

  • сильное переутомление,
  • рассматривание экрана на близком расстоянии в течение продолжительного времени (работа за компьютером, просмотр ТВ),
  • несоблюдение правил освещения рабочего места,
  • чтение лежа,
  • ослабление иммунитета.
  • Специалисты различают 3 степени миопии:

    • слабая – до 3,0 диоптрий,
    • средняя – 3,25-6,0 диоптрий,
    • высокая – свыше 6,0 диоптрий, она может достигать величины 15-30 диоптрий.
    • Как и любое заболевание, детская близорукость требует своевременного лечения. Помните, что лечение близорукости у детей должно проводиться только под наблюдением офтальмолога. При этом некоторые процедуры имеют возрастные ограничения — от 10 лет. Пока ребенок маленький, в Ваших силах скорректировать его зрение с помощью очков, контактных линз, специальных упражнений и массажа.

      Лечение близорукости

      Современная медицина проводит лечение близорукости различными методами. Если зрение ребенка снижается на менее чем 0,5 диоптрий в год, это считается нормальной скоростью, в таких случаях врачи обходятся очками, линзами, зрительной гимнастикой, отдыхом для глаз, а также общим укреплением организма. Если скорость снижения зрения выше 0,5 диоптрий в год, тогда приходится применять более прогрессивные методы, такие как:

    • терапия лазером, ультразвуком, а также инфракрасным излучением для снятия спазма глазного яблока и улучшения его питания, вследствие чего повышается острота зрения,

    В результате использования каждой из этих процедур наблюдается улучшение зрения при близорукости. Однако не каждую процедуру можно назначить маленьким детям, решение всегда принимает врач. Альтернативным способом поддержания остроты зрения является специальная гимнастика для глаз.

    Упражнения при близорукости

    Упражнения при близорукости являются вспомогательным средством в комплексе мер по сохранению зрения. Сами по себе упражнения для глаз при близорукости проблему не решат, но поддержать зрение на определенном уровне они могут. Кроме того, они усиливают эффект от медицинских процедур, описанных выше. Эффективнее всего проводить гимнастику для глаз до еды. Курс занятий длится от нескольких недель до нескольких месяцев, а в некоторых случаях он становится нормой жизни. Вот несколько эффективных упражнений, которые нужно выполнять ежедневно.

    Упражнение №1 – часто моргать в течение 5-10-ти секунд, затем сделать небольшой перерыв и повторить упражнение еще 1 раз.

    Упражнение №2 – зажмуривать глаза на 5-6 секунд, затем столько же держать глаза открытыми. Количество повторений – 7-8 раз.

    Упражнение №3 – стоя вытянуть руку вперед и концентрировать взгляд на кончике указательного пальца. Затем постепенно приближать палец к носу, одновременно следя за ним глазами. Количество повторений – 7-8 раз.

    Упражнение №4 – массировать пальцами верхние веки глаз, легонько надавливая на них в течение 2-3-х секунд.

    Упражнение №5 – приподнять пальцами кожу вдоль бровей и в таком положении закрыть глаза. Количество повторений – 10 раз.

    Упражнение №6 – переводить взгляд с потолка на пол и обратно, стараясь не двигать головой. Повторять упражнение 10-12 раз.

    Помимо выполнения упражнений, нужно принимать витамины и биологически активные вещества для того, чтобы восполнить недостающие элементы в организме. При этом необходимо соблюдать гигиену зрения, работать в хорошо освещенном помещении, читать сидя, меньше времени проводить у телевизора и за компьютером, больше гулять, заниматься спортом и правильно питаться. Теперь Вы знаете, как восстановить близорукость или хотя бы не допустить ее дальнейшего развития.

    Очки при близорукости

    Зачастую детям младшего возраста назначают очки при близорукости. Их могут назначить как для постоянного ношения, если у ребенка высокая степень миопии, так и для того, чтобы смотреть вдаль – при средней и слабой миопии. Важно понимать, что с помощью очков происходит лишь коррекция близорукости, но никак не ее лечение. Они помогают ребенку удержать зрение на прежнем уровне, пока ему нельзя делать процедуры коррекции близорукости.

    Альтернативой очкам в деле поддержания имеющегося уровня зрения являются контактные линзы. Однако офтальмологи предпочитают назначать их детям, достигшим 15-16-летнего возраста, поскольку линзы имеют ряд недостатков, с которыми ребенку младшего возраста не справиться: их нужно постоянно менять, аккуратно носить, они могут доставлять дискомфорт, а также вызывать аллергию.

    Если Вы уделите должное внимание глазкам Ваших деток, Вы сможете вовремя заметить все проблемы и довольно легко от них избавиться. Поэтому обязательно раз в полгода ходите на прием к окулисту и проверяйте зрение! Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!

    bambinostory.com

    Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

    Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

    Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

    Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

    Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

    Различают продольное и поперечное плоскостопие.

    Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.

    Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.

    Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

    1. Раннее вставание и ходьба;

    2. Избыточный вес;

    3. Генетическая предрасположенность;

    5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

    6. Плохо подобранная обувь;

    7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);

    8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

    Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

    Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

    Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

    — соблюдать профилактику плоскостопия;

    — проводить закаливание детей;

    — подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

    — учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

    Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

    Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

    Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

    Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

    Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

    Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

    Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

    Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

    Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

    Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

    Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

    Оборудование: пуговицы разного размера.

    Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

    Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

    Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

    Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

    Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

    Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

    Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

    Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

    Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

    Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

    Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

    Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

    Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

    Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

    Оборудование: палочки дл. 20 см

    Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

    Автор: Жарикова Наталья Михайловна,

    МБДОУ детский сад №54 «Радуга», г. Воркута, Россия

    Статья размещена в авторской редакции

    planetadetstva.net

    Упражнения для дальнозоркости у детей

    Близорукость у детей – это не просто оптический дефект, который легко исправляется обычными очками. Среди школьников близорукость — одно из распространённых заболеваний. К 12-15 годам каждый второй ребёнок страдает детской близорукостью.

    И так давайте разберемся как лечить близорукость у детей? Для лечения близорукости применяются многочисленные средства и методы. Прежде всего, лечение близорукости у детей направлено не на ликвидацию или уменьшение степени миопии, а на остановку или замедление ее дальнейшего прогрессирования и профилактику ее осложнений.

    Благоприятным течением для детской и подростковой близорукости считается снижение зрения со скоростью не более 0,5 диоптрии в год. Тогда ее лечат консервативными методами. Нужно носить очки или линзы, давать глазам больше отдыха, делать зрительную гимнастику, нормально высыпаться и питаться, соблюдать зрительную гигиену.

    В клиниках «Эксимер KIDS» работает специальная авторская программа «Школа лечения близорукости». По итогам диагностики ребенку подбирают способ контактной коррекции и проводят лечение при помощи различных терапевтических методов. Кроме того, составляется программа индивидуальных занятий на дому, родителям объясняют, как тестировать зрение в домашних условиях. Врач следит за происходящими изменениями и, при необходимости, корректирует программу.

    Для лечения близорукости работает: целый комплекс современного оборудования. И диагностика, и лечение проходят по специальным игровым программам. Применяются такие терапевтические процедуры, как: лазерная, ультразвуковая и инфракрасная лазерная терапия, лазерная стимуляция, вакуумный массаж, магнитотерапия, электростимуляция — их эффективность признана на российском и международном уровнях.

  • Процедура инфракрасной лазерной терапии

    Ввоздействие на глаз инфракрасным излучением с близкого расстояния позволяет улучшить питание тканей глаза, снять спазм аккомодации, который является одной из основных причин развития близорукости. Аппарат для инфракрасной лазерной терапии обеспечивает «физиологический массаж» цилиарной мышцы, которая отвечает за нормальную аккомодацию.

    При вакуумном массаже в качестве лечебного фактора используется переменный вакуум. Данная процедура значительно улучшает гидродинамику глаза, обеспечивает увеличение кровообращения и, в результате, улучшается работа цилиарной мышцы.

    Сеансы лазерной терапии применяются для улучшения пространственного зрения, функций аккомодации. Лазерное излучение подается на экран, который расположен на расстоянии 8–10 см. от глаза пациента. Лечебное действие лазерной терапии оказывается за счет наблюдения за изменениями объемов и структуры изображения, появляющихся на экране, что стимулируют работу рецепторных (нервных) клеток сетчатки.

    Это стимуляция дозированным электрическим током малой интенсивности. Она способствует повышению проводимости импульсов в зрительном нерве. Эта процедура абсолютно безболезненна.

    Кроме того, в офтальмологической клинике «Эксимер KIDS» для лечения близорукости работает комплекс «Амблиокор», разработанный ведущими специалистами Института головного мозга. В основе действия прибора лежит метод видеокомпьютерного аутотренинга. Пока ребенок смотрит мультфильм, прибор с помощью датчиков снимает информацию о работе глаз, одновременно фиксируя энцефалограмму мозга. При этом изображение на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает, как только оно перестает быть четким. Таким образом, прибор как бы заставляет мозг подсознательно сокращать периоды неконтрастного зрения. Подобный подход оптимизирует работу нейронов зрительной коры, а зрение при этом существенно улучшается.

  • Для каждого ребенка лечебная программа составляется индивидуально, с учетом его возраста, состояния здоровья и общего психоэмоционального статуса. Очень важно относиться к лечению серьезно, не пропускать обязательные осмотры и процедуры по назначениям лечащего врача. Такой подход позволяет не просто устранить проблему, а дать гарантию пациенту и его родителям, что когда ребенок вырастет, болезнь не вернется.

    Аппаратные методики лечения глаз позволяют укрепить зрение и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний без хирургических операций. Особенно важно, что такое нетравмирующее лечение может быть оказано детям.

    Близорукость (миопия) представляет серьезную социальную проблему, так как является одной из главных причин расстройств зрения у детей и подростков. Так как в происхождении близорукости именно нарушения аккомодации играют существенную роль, в современной офтальмологии особое внимание уделяется аппаратным методам лечения близорукости и ее профилактики.

    Были разработаны различные методики аппаратного лечения близорукости, среди которых лазерстимуляция цилиарной мышцы, рефлексотерапия, цветоимпульсная терапия. Кроме того, широко применяются тренировки аккомодации (например, с помощью аппарата «Ручеек»).

    Активно ведется поиск новых способов аппаратного лечения близорукости, а также изучаются техники комбинированного лечения. Так, отлично себя зарекомендовало комбинированное воздействие, сочетающее тренировку аккомодации на аккомодационной линейке и лазерстимуляцию цилиарной мышцы. Для этого метода аппаратного лечения близорукости имеются данные об увеличении запаса относительной аккомодации почти в два раза. Комбинация этих методов воздействует намного более эффективно, чем обычные методы лечения. Миопия стабилизировалась у 67% детей, получавших такое лечение.

    Цветоимпульсная терапия близорукости также признана действенным методом безмедикаментозного, аппаратного лечения близорукости. Аппарат цветоимпульсной терапии представляет собой специальные очки со встроенными излучателями, управляемыми блоком управления световыми сигналами. При использовании данного метода лечения близорукости воздействие импульсами электромагнитного излучения производится черзе глаза на центральную нервную систему. Этот вид терапии эффективен и доступен, а также совместим с другими методами лечени и профилактики близорукости.

    Цветоимпульсная терапия применима и для аппаратного лечения дальнозоркости, также как лазерная стимуляция или электростимуляция. При лечении детской гиперметропии хорошо себя показало сочетание очковой коррекции (сила очков ниже степени дальнозоркости, что стимулирует работу глаза) и различных методик аппаратного лечения дальнозоркости, как правило, включающих элементы игры.

    Как и в случае миопии, аппаратное лечение дальнозоркости назначается врачом-специалистом по результатам обследования пациента.

    Классификация детей с нарушением зрения здесь

    Близорукость представляет собой прогрессирующее заболевание, которое является следствием удлинения глазного яблока. Научное название близорукости – миопия. При наличии близорукости ребенок начинает плохо различать дальние предметы. Это происходит от того, что лучи света, идущие от далеко расположенных предметов, сводятся в фокус не на самой сетчатке глаза, а перед ней. Офтальмологи разделяют детскую близорукость на слабую, среднюю и высокую. Высокая близорукость может достигать величины более 30 D.

    Существует несколько причин возникновения близорукости в детском возрасте:

  • Наследственный фактор. Врожденная миопия составляет 60-65% от всех случаев возникновения близорукости. Основной причиной врожденной близорукости может быть перинатальная патология, либо передача ребенку заболевания по наследству от родителей. Врожденная миопия характеризуется изменениями на глазном дне, снижением остроты зрения, астигматизмом и анизометропией. Данные признаки являются следствием неправильного развития макулярной области и зрительного нерва. Также известно, что дети, родившиеся недоношенными, чаще остальных подвержены возникновению миопии.
  • Удлинение переднезадней оси человеческого глаза, характерное для развития приобретенной миопии. Приобретенная близорукость чаще всего проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, реже – у взрослого человека.
  • Внешние факторы, связанные с постоянной чрезмерной нагрузкой на глаза вследствие напряженной работы и нарушением гигиены зрения. Долгое сидение у телевизора, компьютерные игры, чтение при слабом освещении могут быть причиной близорукости.
  • Неправильное питание ребенка, ослабленный иммунитет, перенесенные заболевания также могут стать причиной миопии.
  • Упражнения и гимнастика

    Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

    1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .

    2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.

    3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.

    4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

    Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

    Упражнения «метка на стекле»

    Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.

    Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.

    Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

    Физкультура для близоруких школьников.

    Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

    Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

    Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.

    Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

    1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

    2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

    3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

    4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

    5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

    6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

    7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

    8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;

    в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

    9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

    10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10— 15 мин.

    11. Упражнения для мышц глаз:

    а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;

    в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

    12. Дыхательные упражнения.

    В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.

    Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.

    В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

    Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

    1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

    2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте) . Дыхание ритмичное.

    3. И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

    4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

    5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

    6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

    7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8— 10 раз.

    8. И. п. — упор лежа (на руки).

    Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

    9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

    10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

    11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

    12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

    При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

    В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

    Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

    С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

    Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога, поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией, астенией, повышенной нервной возбудимостью.

    Уменьшение зрительной нагрузки

    При выполнении школьных уроков обеспечьте ребенку удобное рабочее место: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, комната должна быть хорошо освещена. При чтении расстояние от глаз ребенка до книги должно быть не менее 33 см. Следите за тем, чтобы во время занятий ребенок сидел ровно, не сгибая спину и не наклоняясь к тетрадям. Научите ребенка после каждых 10-15 минут чтения или письма делать перерывы на 2-3 минуты для отдыха глаз, достаточно просто посмотреть в окно, вдаль, закрыть глаза на минуту, поморгать.

    Не разрешайте ребенку часами смотреть телевизор или просиживать за компьютером. Врачи рекомендуют ограничить время работы за компьютером до 15 минут для учеников начальных классов, детям старше 10 лет — до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут. Расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не менее 50 см, монитор должен располагаться чуть выше уровня глаз.

    Телевизор дошкольникам рекомендуется смотреть не больше 40 минут в день, детям старше семи лет можно смотреть передачи от 1,5 до 3 часов в день, с перерывами в 15-20 минут через каждые полчаса. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 2,5 метров (зависит от диагонали экрана, чем больше диагональ, тем дальше должен сидеть ребенок).

    Нельзя читать в транспорте, так как книга при движении колеблется, и глаза испытывают большую нагрузку. Не рекомендуется читать в условиях недостаточного освещения, например в темной комнате при свете одной настольной лампы. Но также не желательно чтение при слишком ярком солнечном свете, это тоже дает глазам излишнюю нагрузку.

    При близорукости в рацион ребенка должны входить продукты, богатые витаминами А (печень, сливочное масло, сыр, яйца, различные овощи), С (цитрусовые, шиповник, многие другие овощи и фрукты), Е (растительное масло, молочные продукты, печень, яйца, овсянка, ржаной хлеб, орехи). Также для поддержания здоровья сетчатки глаза необходимы лютеин и зеаксантин (содержатся в зеленых листовых овощах, петрушке, укропе, кукурузе, фисташках).

    В питании ребенка обязательно должны присутствовать фрукты и овощи. Особенно полезны для зрения овощи и фрукты оранжевого цвета: морковь, персики, курага, облепиха, хурма, оранжевые помидоры, болгарский перец. Но каротин, содержащийся в оранжевых продуктах, не усваивается без присутствия жиров, поэтому их нужно употреблять со сметаной или растительным маслом.

    Из ягод самой полезной для зрения считается черника. В рационе должна присутствовать морская рыба, в которой содержатся жирные кислоты и полиненасыщенные жиры, также необходимые для здоровья глаз. По назначению врача можно дополнительно давать ребенку витаминно-минеральные комплексы.

    Для профилактики ухудшения зрения у ребенка должен быть правильный режим дня. Ребенок обязательно должен много двигаться, проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Детям с близорукостью рекомендуются следующие виды спорта: плавание, лыжный спорт, бег, гребля, фигурное катание, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры нужно все время следить за ним и остальными игроками.

    Противопоказаны такие виды спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей, мотоспорт, прыжки с трамплина, прыжки в длину и высоту (и другие виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, резким перемещением тела и сотрясением его). При выборе спортивной секции для ребенка необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Желательно чередовать периоды чтения, выполнения домашних заданий с активными играми, физическими упражнениями и прогулками. Очень важен для ребенка с проблемами со зрением полноценный сон.

    Ложная близорукость проявляется как нарушение функционирования глазной мышцы, в результате чего ребенок теряет способность поддерживать четкое видение предметов.

    Ложная близорукость проявляется чаще всего у детей и подростков, чему способствует большая зрительная нагрузка на близком расстоянии, действие на глаз очень яркого света, длительное пребывание за монитором компьютера, телевизора, несоблюдение правил гигиены зрения.

    Развитию ложной близорукости у детей также способствуют следующие факторы: плохая освещенность рабочего места ребенка, ослабление тонуса спинных и шейных мышц, неправильный распорядок дня, нерациональное несбалансированное питание, длительное времяпрепровождение за компьютером и телевизором, плохая физическая форма, отравление фосфорорганическими веществами (хлорофос, карбофос и другие), психологическая неуравновешенность ребенка.

    Ложная близорукость: основные проявления

    Основными проявлениями ложной близорукости являются ухудшение остроты зрения и головные боли.

    При несвоевременном и позднем выявлении спазма аккомодации, а также пренебрежении лечением он может перерасти в близорукость.

    По статистическим данным, до 80% детей рождаются гиперметропами (имея хорошее зрение вдали, плохое вблизи). Такое состояние зрительной системы обусловлено короткой переднезадней осью глазного яблока новорожденного (16–18 мм). В дальнейшем, по мере роста и самого ребенка и глазного яблока, гиперметропия постепенно уменьшается и у некоторых детей переходит в миопию.

    При близорукости (миопии) изображение предметов фокусируется не на сетчатке, что необходимо для четкого зрения, а перед ней. Часто врожденная миопия обусловлена недоношенностью или вызвана патологическими процессами. Также в группу риска попадают дети близоруких родителей (наследственный фактор). Родителям близоруких детей необходимо помнить, что малышам с таким серьезным глазным заболеванием необходимо постоянно наблюдаться у врача-офтальмолога и проходить курс лечебных и профилактических процедур.

    Специальные аппаратные методики, применяемые сегодня в офтальмологических центрах и клиниках, позволяют снять напряжение с глазных мышц, активизировать кровообращение и питание всех структур глаза и центральных отделов зрительного анализатора, повысить зрительную работоспособность, компенсировать зрительную усталость.

    Важно, чтобы оптическая коррекция (очки или специальные контактные линзы) была назначена в самом раннем возрасте, так как при отсутствии необходимых «компенсаторов» плохого зрения у ребенка может развиться рефракционная амблиопия или содружественное косоглазие.

    proglaziki.ru

    Упражнения для глаз при детской дальнозоркости

    Специалистами разработаны эффективные комплексы упражнений позволяющие значительно улучшить зрение у дальнозорких детей и даже вылечить его полностью.

    Выполнение подобных упражнений позволяет также предотвратить прогрессирование дальнозоркости, даже в том случае, когда к заболеванию имеется генетическая предрасположенность.

    Комплекс необходимо выполнять ежедневно, один или два раза в день.

    1. Это упражнение, как и все последующие, выполняется сидя в удобной позе без напряжения. Голова приподнята, взгляд направлен вперед. Медленно поверните голову вправо, прочерчивая взглядом прямую линию. Вернитесь в исходное положение, сделайте то же в левую сторону. Выполните 10 повторов в обе стороны.

    2. Согните любую руку в локте и поднесите указательный палец к глазам на расстояние примерно 25 или 30 см. Сконцентрируйте взгляд на кончике пальца и смотрите на него 3-5 сек, затем переведите взгляд вдаль и смотрите 2-3 секунды. Сделайте 10 подобных повторов.

    3. Сцепите за головой пальцы рук в замок, прогнитесь назад и одновременно поставьте на носки пальцы ног. Вернитесь в исходное положение, опустите и расслабьте руки. Выполните 7 повторов.

    4. Поднесите правую руку к глазам на расстояние 40 или 50 см и вращайте кистью по часовой стрелке, следя за ней взглядом. Повторите то же с левой рукой, вращая в направлении против часовой стрелки. Сделайте 7 повторов для каждой руки.

    5. Опустите руки свободно вниз. Поднимите левую руку и коснитесь плеча, затем поднимите правую руку и также коснитесь плеча. Вытяните руки вперед и вернитесь к исходному положению. Необходимо выполнить 5 повторов.

    6. Сделайте себе легкий массаж головы подушечками пальцев сверху вниз в области затылка и шеи поглаживающими и растирающими движениями.

    Упражнения от дальнозоркости по Бэйтсу

    Уильям Бэйтс утверждал, что причина дальнозоркости в усилии и напряжении при попытке рассмотреть близкий предмет. Поэтому все его упражнения так или иначе связаны с расслаблением.

    1. Ежедневное чтение книги с мелким шрифтом либо проверочной таблицы в ручном формате с расстояния 25-30 см при нормальном и тусклом освещении (оно расслабляет глаза) в течение 10-15 мин. Стремитесь выполнить данное упражнение без усилия. Для его выполнения необходимо отказаться от очков. Если сразу это сделать не получиться первые несколько дней выполняйте упражнение в очках.

    2. Во время чтения текстов всматривайтесь в белые промежутки между строк.

    3. Проверочную таблицу Сивцова необходимо повесить в затемненном месте, освещение должно быть тусклым, но достаточным, чтобы с расстояния в 5 метров буквы различались. Упражнение требует небольшого усилия для глаз. Встаньте на расстоянии 5 метров с компактной проверочной таблицей в руках. Сначала прочитайте в большой таблице столько строк, сколько получится, потом опустите взгляд в малую и скользите взглядом по ее строкам, легко моргая. Чтение ближней и дальней таблиц необходимо повторить несколько раз. Регулярное повторение данного упражнения поможет восстановить зрение полностью. Также оно эффективно и при пресбиопии.

    4. Взять проверочную таблицу ручного формата и подойти к открытому окну. Попеременно читать таблицу и наблюдать за полетами птиц за окном. При дальнозоркости вообще очень полезно заниматься зрительным наблюдением за птицами, рыбками в аквариуме, едущими в потоке машинами.

    5. Научитесь чередовать большие повороты с концентрацией взгляда на пламени свечи. Такие повороты выполняются следующим образом. Встаньте лицом к окну на котором имеется решетка. Ступни ног расположены параллельно на расстоянии 30см друг от друга. Спина прямая, руки опущены свободно. Совершите плавный поворот корпуса влево, чтобы он был более глубоким можно оторвать правую пятку от пола и повернуть в лево ступню на носке.

    Совершая подобные повороты в разные стороны мягко и плавно, добейтесь разворота на 180о Голову и шею сделайте монолитным блоком, который двигается вслед за плечами. Взгляд все время направлен перед собой. В процессе выполнения поворотов, объекты попадающиеся на пути взгляда кажутся размытыми, особенно если они близко. Далеко расположенные предметы будут видны хорошо и станут «двигаться» вслед за взглядом, в то время, как ближние ускользать в противоположную сторону.

    Наличие подобного движения, говорит о полном расслаблении глаз. При этом прутья решетки станут уходить в противоположную сторону взгляду, а объекты за окном — в сторону поворота. Важно следить за темпом выполнения упражнения – 16 поворотов в минуту.

    Аппаратное лечение дальнозоркости у детей

    Отличным расслабляющим эффектом для глаз обладают и занятия с использованием бытовых медицинских приборов. К примеру, аппарат «Визулон», действие которого основано на давно применяемом в медицинской практике методе цветоимпульсной терапии отлично помогает при детской дальнозоркости и возрастной пресбиопии.

    Сеансы расслабления глаз с аппаратом больше похожи на веселую игру и у родителей не возникает трудностей заставить ребенка заняться здоровьем глаз. Кроме того, каждый сеанс приносит реальное облегчение, поэтому и взрослым о пользе устройства нет необходимости напоминать дважды.

    Занятия с «Визулоном» практически не имеют противопоказаний, аппарат прост в обращении и доступен в ценовом отношении.

    Единственное непременное условие, которое придется выполнить перед его применением – консультация лечащего врача.

    www.wizulon.ru

    Комплекс упражнений от плоскостопия, зарядка для ступней

    Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором меняется его форма и опускаются продольный и поперечный своды. Специально разработанные упражнения от плоскостопия помогают избавиться от болезни или, по меньшей мере, замедлить ее прогрессирование. Лечебная физкультура (ЛФК) – лучший способ справиться с недугом у детей и подростков без операции и прочих серьезных медицинских вмешательств.

    Лечебная физкультура признана одним из самых важных моментов в лечении плоскостопия у детей. У взрослых людей консервативными методами вылечить плоскостопие довольно сложно. После того, как стопа сформируется, изменить ее свод без помощи хирурга не получится. Лечебная гимнастика в этом случае может только снять боль и облегчить состояние, но не способна навсегда избавить от болезни.

    Комплекс специальных упражнений для ступней позволяет на долгое время остановить прогрессирование заболевания и предотвратить развитие серьезных осложнений. Цель ЛФК при плоскостопии – укрепить больные мышцы и связки и тем самым устранить основные проявления болезни. Лечебная физкультура может стать отличной альтернативой операции. Также ЛФК назначается детям и подросткам в послеоперационный период для закрепления полученных результатов.

    Как часто нужно делать упражнения при плоскостопии? Специалисты рекомендуют уделять гимнастике не менее 15 минут в день. При этом следует знать, что лечебная физкультура наиболее эффективна при продольном плоскостопии. Все упражнения направлены преимущественно на тренировку мышц голени, которые и влияют на формирование продольного свода. При поперечном плоскостопии ЛФК далеко не всегда дает ожидаемый результат.

    Перед началом занятий уточните у врача, какие именно упражнения будут полезны для вашего ребенка.

    Гимнастика при плоскостопии – это не то лечение, которое приносит немедленный результат. Комплекс упражнений дает ощутимый эффект лишь при длительных и регулярных тренировках. Потребуются не менее двух лет для того, чтобы ребенок мог избавиться от основных проявлений плоскостопия. Одновременно с гимнастикой врачи рекомендуют ежедневно делать самомассаж стоп, а также носить специальные ортопедические стельки.

    Комплекс упражнений при плоскостопии

    С чего начать? Устройтесь поудобнее на коврике и покажите вашему ребенку все упражнения одно за другим. Если малыш еще слишком мал и не может сделать все правильно, не тревожьтесь. Со временем ребенок освоит все упражнения и будет выполнять их самостоятельно без вашего участия. Превратите тренировку в игру – и ваш ребенок с удовольствием подключится к увлекательному процессу!

    Комплекс №1: из положения лежа

    Упражнения при плоскостопии у детей начинают делать в положении лежа. Для ежедневных занятий следует приобрести специальный матрас или коврик, на котором ребенку будет удобно заниматься.

  • Потяните на себя носки и одновременно с этим поверните стопы внутрь.
  • Оторвите пятки от поверхности и попытайтесь достать носками до коврика.
  • Приподнимите обе ноги. Согните левую ногу в колене и проведите стопой по поверхности правой ноги. Повторите упражнение, поменяв ноги.
  • Комплекс №2: из положения сидя на коврике

  • Вытяните ноги вперед. Медленно сгибайте и разгибайте пальцы ног попеременно.
  • Не меняя положение, потяните носки на себя и затем от себя.
  • Сводите и разводите вытянутые ноги, каждый раз соединяя стопы вместе.
  • Согните ноги в колене. Сводите и разводите пятки, не отрывая носки от поверхности пола.
  • Согните левую ногу в колене и проведите ступней по правой голени снизу вверх вниз. Повторите упражнение с другой ногой.
  • Упражнения против плоскостопия можно делать и с помощью обычного теннисного мячика. Продолжайте сидеть на коврике и выполняйте следующие упражнения.

  • Вытяните ноги вперед. Захватите мяч и приподнимите ноги над полом.
  • Захватив мяч, попробуйте подбросить его ногами.
  • Согните ноги в коленях. Покатайте мяч от носка к пятке вдоль стопы.
  • Держите спину прямо при выполнении всех упражнений.

    Комплекс №3: из положения сидя на стуле

    • Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы ног.
    • Потяните носки на себя и от себя с большим напряжением.
    • Сделайте круговые движения обеими стопами внутрь и затем наружу.
    • Соедините вместе стопы (следите за тем, чтобы колени были выпрямлены).
    • Проведите большим пальцем левой стопы по правой голени снизу вверх. Повторите упражнение с другой ногой.
    • Разводите и сводите пятки, не отрывая носки от коврика.
    • Отрывайте от коврика попеременно носки и пятки.
    • Поочередно поднимайте левую и правую ногу так высоко, как только сможете.
    • ЛФК при плоскостопии у детей из положения сидя на стуле также можно выполнять с применением подручных средств.

    • Возьмите кусок ткани и бросьте его на пол. Попробуйте собрать и поднять ткань пальцами ног.
    • Покатайте ступнями карандаш или мяч. Попытайте поднять предмет с пола без помощи рук.
    • Перекатывайте и перекладывайте с места на место мелкие предметы на полу (гальку, карандаши).
    • Выполняйте все упражнения босиком, в удобной одежде и хорошо проветриваемом помещении.

      Упражнения при плоскостопии можно делать в любое время дня. Предложите ребенку перекатывать мяч или карандаш босыми ногами, сидя за столом. Не отвлекаясь от учебы, чтения книг или другого хобби, ребенок может заниматься тренировкой своих мышц. Такой метод работает и у взрослых людей, страдающих плоскостопием. Перекатывание предметов ногами хорошо снимает нагрузку со стопы и значительно уменьшает боль и другие неприятные ощущения в ногах.

      Лечебная гимнастика доступна не только дома. Оказавшись на пляже, предложите ребенку пройтись по горячему песку. Сидя на коврике или шезлонге, перекатывайте песок или мелкую гальку под ногами. Помните, что гимнастика при плоскостопии не всегда требует специальных приспособлений. Достаточно лишь оглянуться вокруг – и проявить немного фантазии. Обычная ходьба босиком по неровной земле может с успехом заменить полчаса тренировки на ортопедическом коврике, так почему бы не воспользоваться такой возможностью?

      Комплекс №4: из положения стоя

    • Приподнимитесь на носочках и потянитесь всем телом.
    • Стоя на носках, перенесите вес всего тела на наружный край стопы. Вернитесь в исходное положение.
    • Встаньте на внешнюю боковую поверхность стопы (на ребро). Задержитесь в таком положении на 30 секунд.
    • Приседайте, стараясь не отрывать пятки от поверхности пола.
    • Поворачивайтесь попеременно вправо и влево, делая упор на соответствующую стопу.
    • Комплекс №5: в движении

      Гимнастика при плоскостопии у детей выполняется и во время ходьбы.

    • Пройдитесь попеременно на носках и пятках, на наружных сводах стоп.
    • Подожмите пальцы и пройдите несколько шагов в таком положении.
    • Приподнимите пальцы и снова пройдитесь.
    • Лечебная гимнастика должна стать привычным занятием для каждого, кто страдает плоскостопием. Пусть это будет ежедневная утренняя зарядка или разминка после рабочего дня. Можно выполнять упражнения два раза в день, не менее 10 минут каждый раз. Общая продолжительность тренировки не должна составлять более 30 минут.

      ЛФК при плоскостопии не единственный метод борьбы с недугом. Самомассаж и физиотерапия также играют большую роль в избавлении от болезни. Даже при поперечном плоскостопии с помощью массажа и гимнастики можно добиться улучшения состояния. При продольном плоскостопии с помощью ЛФК можно избежать оперативного лечения. Точный прогноз и более полные рекомендации по выполнению тех или иных упражнений может дать врач-ортопед при личной консультации.

      feetinfo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *