Проблема ухудшения зрения – как у детей школьного возраста, так и у взрослого населения – сегодня выходит на первые позиции среди заболеваний. Этому способствуют возросшая зрительная нагрузка, повсеместная компьютеризация, неправильная организация труда и многое другое. В особую группу риска входят дети. Близорукость является ведущим заболеванием среди учащихся общеобразовательных и дошкольных учреждений России. В настоящее время по официальным данным более 80% школьников страдают близорукостью, которая, к сожалению, дает серьезные осложнения на органы зрения. Это приводит к инвалидизации подрастающего поколения, а так же нарушению социальной и профессиональной адаптации. Близорукость уже на протяжении десяти лет занимает первое место в структуре инвалидности среди лиц молодого возраста.

Наиболее перспективным решением данной проблемы по мнению офтальмологов является организация профилактики заболеваний зрения непосредственно в школах и детских садах.

Совместно с Ассоциацией руководителей офтальмологических клиник России, кафедрой офтальмологии Ижевской государственной медицинской академии, Йошкар-Олинским медицинским колледжем и ООО «Добродар» была разработана комплексная программа «Охрана зрения детей».

Цель Программы – формирование и реализация комплексной системы по предупреждению, профилактики и лечению заболеваний зрения у несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

— организация кабинетов охраны зрения в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, оборудованных отечественными медицинскими приборами для профилактики и лечения заболеваний зрения;

— комплектация компьютерных и учебных классов отечественными медицинскими приборами для профилактики и лечения заболеваний зрения в общеобразовательных учреждениях;

— разработка системы мер по оздоровлению несовершеннолетних граждан;

— внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в общеобразовательные и дошкольные учреждения;

— формирование культуры «здорового зрения» среди несовершеннолетних граждан.

Перечень основных мероприятий Программы:

1. Организация работы кабинетов охраны зрения в общеобразовательных и дошкольных учреждениях Российской Федерации:

— комплектация кабинетов охраны зрения офтальмомиотренажерами–релаксаторами «Визотроник М3», оборудованием для диагностики зрения, специализированной мебелью и методическими рекомендациями по работе кабинета;

— прохождение детьми периодического осмотра врача–офтальмолога и курса профилактики заболеваний зрения на базе кабинета охраны зрения;

— прохождение детьми занятий по лечебной физкультуре, гимнастики для глаз и курса массажа шейно–воротниковой зоны.

2. Комплектация компьютерных и учебных классов в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации офтальмомиотренажерами–релаксаторами «Визотроник М3».

3. Формирование мотивации к профилактике и лечению заболеваний зрения, культуры «здорового зрения» среди несовершеннолетних граждан в общеобразовательных и дошкольных учреждениях Российской Федерации.

4. Информирование персонала общеобразовательных и дошкольных учреждений и родителей учеников о реализации комплекса мер по предупреждению заболеваний зрения в рамках Программы.

5. Методическое сопровождение Программы.

6. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки медицинского персонала и педагогов в рамках Программы.

Ожидаемые конечные результаты:

— налаженная работа кабинетов охраны зрения, кабинетов информатики и учебных классов в общеобразовательных и дошкольных учреждениях Российской Федерации с использованием офтальмомиотренажеров–релаксаторов «Визотроник М3»;

— увеличение числа несовершеннолетних граждан Российской Федерации, охваченных Программой;

— уменьшение числа несовершеннолетних граждан Российской Федерации, имеющих разнообразные расстройства зрения;

— правильное формирование зрительной системы и повышение ее работоспособности;

— снижение негативного воздействия возросшей нагрузки на органы зрения, и как следствие предупреждение развития заболеваний зрительной системы;

— подготовка зрительной системы ребенка к интенсивным нагрузкам во время учебного процесса;

— закрепление основных аспектов культуры «здорового зрения» у несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Протокол клинических испытаний «Визотроника» в школе. Скачать

Листовка «Визотроник в школе». Скачать

Статья №1 в журнале «Директор школы» «Охрана зрения детей – забота российских школ». Скачать

Статья №2 в журнале «Директор школы» «Школьная близорукость – проблемы и решения». Скачать

Статья (2012 №3) в журнале «Медработник ДОУ» «Охрана зрения в детском саду». Скачать

Как решить проблему развития близорукости у детей

Почему развивается близорукость у детей. В жизнь наших детей все больше внедряются новые современные обучающие технологии, которые значительно увеличивают нагрузку на их глаза. Названный фактор очень часто вызывают близорукость у детей. Следует отметить, что эта болезнь глаз у детей значительно прогрессирует в наше время. Правильное развитие системы зрения в большой мере определяют зрительные нагрузки. Причем к этим нагрузкам относится не, только чтение и рисование, но и долгий непрерывный просмотр ребенком телевизора. Что же случается с глазами ребенка, когда он на протяжении длительного времени смотрит телевизор? На сетчатку глаза проектируются все изображения из экрана телевизора или монитора. В большинстве случаев дети в младшем возрасте имеют гиперметропию (дальнозоркость). Вот почему ребенку, чтобы увидеть изображение на экране, нужно нагружать глаза. Если это напряжение для глаза происходит на протяжении длительного времени, то это не проходит бесследно для детских глаз. В результате сложных преобразований внутри глаза у детей развивается близорукость. За данными статистики каждый ученик в возрасте 14-15 лет имеет близорукость. Ошибаются те, кто думает, что близорукость у детей очень легко исправить очками. Это заболевание глаз требует комплексного подхода к его лечению.

dobrodar.ru

Как спасти ребенка от диагноза «школьная близорукость»?

Зарядка для глаз и правила работы с компьютером обезопасят ваших детей от проблем со

Мало кто из современных школьников может похвастаться 100%-ным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин — «школьная близорукость».

Можно ли подстелить соломку и обезопасить детей от глазных проблем? Об этом наш разговор с Людмилой Катаргиной, главным детским офтальмологом Минздравсоцразвития РФ, д. м. н., профессором, зам-директора ФГУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца».

«AиФ»: Людмила Анатольевна, какой возраст считается критическим для развития близорукости?

Людмила Катаргина: Раньше считалось, что близорукость возникает в начальной школе и прогрессирует в подростковый период, лет десять назад самые интенсивные зрительные нагрузки приходились на это время. Но сейчас, когда малышей учат читать с пелёнок, а дошкольники часами играют в компьютерные игры, проблемы со зрением нередко возникают гораздо раньше — в 3-4 года. Но школа, безусловно, обостряет проблему: если среди школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8%, то у старшеклассников она возрастает до 25-30%. А в гимназиях и лицеях с повышенной активностью обучения — уже у 50% выпускников.

Профилактика вместо лечения

«AиФ»: Многие родители считают, что очки для ребёнка — это не так уж и страшно.

Л. К.: Если школьник, которому поставлен диагноз «близорукость», не наблюдается у офтальмолога и не проводит профилактических мероприятий, близорукость будет прогрессировать. А во взрослом возрасте выраженная близорукость может привести к развитию серьёзных осложнений (отслойка сетчатки, внутриглазное кровоизлияние и т. п.), которые чреваты слабовидением и даже слепотой. Носить постоянно очки для дали нежелательно. Но и не надевать очки, когда они необходимы, тоже нельзя. Это приведёт к перенапряжению глазных мышц и, как следствие, к дальнейшему падению зрения.

«AиФ»: Какое падение зрения считается катастрофичным и требует принятия экстренных мер?

Л. К.: Близорукость любой степени нельзя оставлять без внимания. Но нужно помнить, что у младших школьников в первые полгода после начала учёбы часто возникает ложная близорукость, причина которой — спазм глазной мышцы. Важно вовремя попасть к квалифицированному офтальмологу, который выявит причину ухудшения зрения и назначит правильное лечение. Если бездумно надеть очки, может развиться тяжёлая и необратимая форма близорукости. Но, если врач, соблюдая все условия обследования, выявляет рост близорукости более чем на одну диоптрию в год, нужно принимать экстренные меры.

«AиФ»: Можно ли подстелить соломку и обезопасить ребёнка от проблем со зрением?

Л. К.: Развитие близорукости зависит от трёх факторов: генетической предрасположенности, состояния соединительной ткани (оно зависит от общего состояния здоровья) и повышенных зрительных нагрузок. На генетику мы влиять не можем. Поэтому профилактика сводится к балансу между физической и зрительной активностью и снижением зрительных нагрузок. Самый простой способ сохранить ребёнку зрение — оградить его хотя бы до 3 лет от компьютера. Важно следить за правильной осанкой ребёнка. Кровообращение в глазах зависит от состояния сосудов позвоночника и сонной артерии. Часто зрение падает у детей с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника. Kомната должна быть правильно освещена, а при работе с компьютером или просмотре телевизора нужен дополнительный источник освещения. Профилактика близорукости немыслима без занятий спортом. Самыми полезными для глаз считаются пинг-понг, бадминтон. Важно правильно кормить ребёнка. В его рационе должны присутствовать молочные продукты, мясо, жирные сорта рыбы. А уповать на помощь биодобавок не стоит — нередко злоупотребление ими приводит к аллергии и дисбалансу обмена веществ.

«AиФ»: Существуют ли методики, позволяющие улучшить зрение?

Л. К.: Радикально уменьшить величину уже сформировавшейся близорукости практически невозможно, максимум на 1 диоптрию. Обуздать прогрессирующую близорукость — задача более выполнимая. При начальной стадии близорукости предотвратить её прогрессирование можно, если закапывать на ночь в глаза капли, расслабляющие мышцу. Если выявляется слабость склеры (растянутые оболочки глаза), её нужно укреплять — хирургически либо медикаментозно. Если близорукость прогрессирует за счёт перенапряжения глазных мышц, рекомендуются пневмомассаж внутриглазной мышцы, ультразвуковые воздействия, лазерное облучение и др. методы. Мы рекомендуем проводить 2-недельные профилактические курсы два раза в год.

«AиФ»: Можно ли детям проводить операции по хирургической коррекции зрения?

Л. К.: Детям до 18 лет, особенно с прогрессирующей близорукостью, они не показаны. У врачей сегодня есть масса способов помочь ребёнку, который обратился к ним вовремя. Они не так радикальны, но гораздо более надёжны и безопасны.

  • Сильное зажмуривание, а затем открытие глаз, вращение глазами по часовой и против часовой стрелки, движение зрачка вверх-вниз — 10-15 раз. Это восстанавливает кровообращение в глазной мышце.
  • Сильно сжать-разжать веки — 5-10 раз. Это увеличит приток крови к глазам.
  • Круговые движения головой, руками — 10-15 раз. Это улучшит состояние сосудов шеи, сонной артерии, позвоночника.
  • Попросите домочадцев растереть воротниковую зону — это улучшит кровообращение.
  • Запомните, дети, правила эти!

    1. При чтении используйте подставку — текст удобнее читать, когда он приподнят.

    2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-40 см.

    3. Не сидите к компьютеру боком — в этой позе нарушается кровоснабжение не только глаз, но и всего плечевого пояса.

    4. Работать на компьютере или смотреть телевизор в тёмной комнате нельзя — обязательно должен быть дополнительный источник освещения.

    5. Если врач выписал очки — носите их. Постоянное прищуривание приводит к утомлению глаз.

    www.aif.ru

    Нет, нельзя! В состав этих капель действительно входит настойка красавки, которая содержит алкалоиды группы атропина. Поэтому капли Зеленина категорически противопоказаны при глаукоме. Более того, они могут спровоцировать приступ глаукомы у людей, предрасположенных к ней. К тому же, все настойки (ландыша, валерианы, красавки), которые входят в состав данных капель, готовятся на 70%-ном спирте. И закапывание их в глаза может привести к тяжелому химическому ожогу.

    Где можно лечить зрение у детей в возрасте 7-ми лет? У ребенка на один глаз астигматизм, ходит пока без очков.

    Обращаться нужно к окулисту детской поликлиники по месту жительства. Если у ребенка есть астигматизм и зрение одного глаза снижено, то необходима оптическая коррекция очками или контактными линзами, которые подберет врач после предварительного обследования, с широким зрачком. Других методов лечения, в том числе и оперативного, нет.

    Что такое школьная близорукость и как с ней бороться?

    Близорукость — это один из вариантов преломляющей способности глаза, который сопровождается понижением зрения вдаль. Под влиянием адекватной коррекции с помощью очков, контактных линз близорукость переводят в состояние нормальной преломляющей способности, И в дальнейшем пациент хорошо видит не только вблизи, но и вдаль.

    При определенных условиях близорукость может прогрессировать. Как правило, это встречается у детей и подростков и называется «школьной» близорукостью. Прогрессирование близорукости совпадает с периодами интенсивного роста организма неблагоприятным воздействием на организм внешних и внутренних факторов, таких, как ослабленность организма ребёнка, наличие общих хронических заболеваний (тонзиллиты, кариес зубов, ревматизм и др.), малоподвижный образ жизни, большая нагрузка на зрение, неправильное питание, отягощенная наследственность. Прогрессирование близорукости постепенно ведет к необратимым морфологическим изменениям глаза и выраженному снижению остроты зрения, которое нередко мало или совсем не улучшается под влиянием оптической коррекции.

    В лечении и профилактике развития и прогрессирования близорукости важнейшая роль отводится соблюдению правил гигиены зрения.

    Правила заключаются в следующем. Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-35 см, ребенок должен сидеть, не наклоняясь. Желательно поместить книгу при чтении на специальный книгодержатель с углом наклона 15 градусов. Стул, на котором сидит ребенок, следует придвинуть к столу настолько, чтобы между его краем и грудью помещался кулак, а спиной ребенок должен опираться на спинку стула. Ноги необходимо расположить так, чтобы колени были под тупым углом к горизонтально расположенным бедрам. При прямом положении туловища голова слегка наклоняется вперед.

    дома для занятий ребенку должно быть отведено светлое место у окна, В вечернее время, кроме общего освещения, следует пользоваться настольной лампой, свет от которой должен падать слева и только на рабочую поверхность. Глаза должны оставаться в тени. Нельзя читать лежа, а также в транспорте. Зрительная нагрузка в домашних условиях должна быть уменьшена до 1,5-2 часов в день. На каждые 20-25 мин. работы на близком расстоянии должно приходиться 5-10 мин. активного отдыха. Необходимы ежедневный активный отдых на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом (особенно полезно плавание).

    Питание детей, страдающих миопией, должно быть полноценным, регулярным. Полезны такие продукты, как морковь, черника, творог, курага, грецкие орехи, отварное мясо в достаточном количестве.

    В случае если организм вашего ребенка ослаблен в результате хронических, частых инфекционных заболеваний, в домашних условиях можно приготовить водный экстракт алоэ следующим образом: листья алоэ необходимо срезать у основания, завернуть в темную бумагу и положить в прохладное место на 15 дней. Затем промыть, просушить, мелко нарезать и залить теплой кипяченой водой, из расчета на 100 г листьев — 300 г воды и дать настояться в течение 2-х часов. После этого прокипятить 3 минуты с момента закипания. Процедить через марлю и еще раз прокипятить. В бутылочки, заранее промытые и прокипяченные, перелить раствор. Хранить в прохладном месте. Иногда при длительном хранении раствор теряет прозрачность. Но употреблять его можно после предварительного кипячения и фильтрации. Дозировка: детям 5-10-ти лет — по 1 ч.л. 2 раза в день, детям 10-15-ти лет — по 1 ч.л. 3 раза в день. Курс лечения — в течение 30-ти дней, перерыв —3 месяца.

    Применяют также настойку женьшеня — за 30- 40 минут до еды по 15-25 капель 2-3 раза в день. Курс лечения — 30 дней.

    При необходимости его повторяют через 3 недели.

    Настойку лимонника китайского назначают по 20 капель натощак и через 4 часа после приема пищи 2-3 раза в день.

    Не следует применять настойки женьшеня и лимонника во второй половине дня.

    Оптическая коррекция миопии, тренировочные упражнения, физические методы воздействия (ультразвук, электрофорез, электростимуляция), иглорефлексотерапия, лекарственные средства (сосудорасширяющие, витамины, тканевые препараты, препараты кальция и др.) используют в лечении близорукости по назначению врача.

    При наличии прогрессирования миопии более 1 диоптрии в год и отсутствии эффекта от консервативного лечения рекомендуют оперативное вмешательство — склеропластику, которая приостанавливает рост близорукости и преследует цель укрепления склеры глаза.

    www.drmed.ru

    Большинство первоклассников видят хорошо. Почему же к концу первого года обучения в школе среди учеников выделяются дети, у которых снизилось зрение? Чаще всего это связано с развитием близорукости (миопии).

    Близорукость или миопия (от греч. Myo-щурю иops – глаз) – это вид рефракции, при которой параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке образуются круги светорассеяния. Но далеко не у всех школьников младших классов, предъявляющих жалобы на постепенное снижение зрения вдаль, диагностируется близорукость. В некоторых случаях к врачу обращаются дети, страдающие нарушениями аккомодации или псевдомиопией. Такие пациенты плохо видят вдалеке, а иногда еще и вблизи, но при проведении специализированного обследования с расширением зрачка(циклоплегией) не имеют миопической рефракции.

    Причины близорукости у детей

    Можно сказать, что такие нарушения предшествуют появлению истинной миопии. Чаще всего это дети близоруких родителей, астеничные, со слабым физическим развитием. Для многих из них даже небольшая зрительная нагрузка, плохие условия освещенности, малоподвижный образ жизни, стресс, частые ОРВИ являются пусковым механизмом указанных нарушений. Помощь, оказанная на этом этапе, может предотвратить школьную миопию или задержать время ее появления.

    Частота проявления близорукости среди учеников начальной школы составляет около 6-8%. Начинаясь с незначительного ухудшения зрения, миопия постепенно прогрессирует, достигая максимального значения к двадцатилетнему возрасту. Причем близорукость, манифестирующая уже в начальных классах, склонна к быстрому прогрессированию. Ученики зачастую не предъявляют жалоб, особенно, если сидят на первых партах. Поэтому родители в отсутствии диспансерного наблюдения обращаются за помощью только тогда, когда острота зрения снижена уже достаточно сильно.

    Весь период обучения в школе постепенно увеличивается число близоруких детей. Особенно быстро растет она в периоды активного роста ребенка. У девочек такой период наступает в 8,5-11 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Длительная работа на близком расстоянии, злоупотребление электронными источниками информации особенно в неблагоприятных гигиенических условиях, уменьшение времени пребывания на свежем воздухе характерна для данной возрастной категории. Повышение тонуса аккомодации в течение длительного времени ведет к постепенному истощению и приспособлению зрительного аппарата к работе вблизи без напряжения, что достигается удлинением оси глаза. Эти механизмы запускают прогрессирование миопии. Постепенное увеличение размеров глазного яблока приводит к снижению зрения в назначенных ранее очках, что требует их замены. Процент школьников, с миопией различной степени к средней школе достигает 25-30%, и вырастает до 50% в профильных учебных заведениях, гимназиях и лицеях.

    Какая бывает миопия?

    Различают слабую миопию до -3,0Д, среднюю от -3,0Д до -6,0Д и высокую свыше -6,0Д. По степени прогрессирования выделяют стационарную, медленнопрогрессирующую(до -0,75Д в год) и быстропрогрессирующую(более -1,0Д в год). Течение миопии может осложняться развитием изменений на глазном дне, что приводит к существенным ограничениям в молодом трудоспособном возрасте и значительным нарушениям зрения в пожилом возрасте.

    Отдельно выделяют поздноприобретенную миопию, которая может проявиться у старших школьников и студентов ВУЗов. Так как период активного физиологического роста в это время уже заканчивается, причиной развития миопии считают несоразмерность зрительной нагрузки и функционального состояния зрительной системы. Чаще всего она имеет стационарный характер и незначительно прогрессирует. Данный вид миопии характерен для лиц, занятых мелкой работой, программистов, экономистов, менеджеров. — т.е. пользователей персональных компьютеров, которые много времени проводят за мониторами компьютеров.

    Как же не дать миопии прогрессировать или уменьшить скорость ее роста? Над этим вопросом долгие годы трудятся врачи-офтальмологи всех стран. Разработаны различные методики очковой и контактной коррекции, медикаментозная терапия, оперативные методы лечения, тренировочные аппаратные методики. Становится все более актуальной правильная организация рабочего места, деление времени непрерывной работы на дробные части, использование зрительной гимнастики и активный образ жизни. Только комплексный подход к изменениям при прогрессировании миопии может предотвратить или замедлить ее прогрессирование.

    детский офтальмолог ОПТИК СИТИ

    2013 — 2015 HealthVesti.com

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

    healthvesti.com

    Школьная близорукость или ребенок-очкарик

    Сегодня школьная близорукость кажется неизбежной проблемой. Действительно, современные дети так много смотрят телевизор и сидят за компьютером, что сохранить хорошее зрение почти невозможно. Вот мамы и папы заранее смиряются и опускают руки. А между тем предупредить близорукость можно.

    Глаз во время чтения функционально близорук — он застывает в состоянии, когда мускулатура не может сфокусироваться на дальний предмет, и может рассматривать только близкие предметы. Постепенно глаз привыкает работать в таком состоянии. При близорукости изображение удалённых предметов падает не на сетчатку глаза, а перед ней.

    Различают такие виды близорукости.
    1. По степени: слабая (1,0—3,0 диоптрий), средняя (3,25—6,0) и высокая (от 6,25 и выше).
    2. По склонности к удлинению глаза: стационарная или прогрессирующая.
    3. По характеру изменений в тканях глаза: простая и осложнённая.

    Близорукость бывает наследственной и приобретённой. В группу риска попадают дети, у которых один родитель близорук. Причём у детей близорукость начинает развиваться раньше и прогрессирует быстрее, чем у родителей.

    Приобретённая близорукость — результат многих причин. Перечислим некоторые из них.

    1. Учебные зрительные нагрузки;
    2. Малоподвижность;
    3. Плохое освещение, длительное нахождение при искусственной освещении;
    4. Неправильная осанка;
    5. Неправильное питание;
    6. Слабый иммунитет.
    7. Раньше зрение у детей начинало падать вместе с началом учёбы в школе. Ребёнок напрягает зрение, пытаясь разглядеть, что написано на доске. Если он сидит на последней парте, сделать это очень трудно. Многие дети стесняются сказать учителю, что им плохо видно. Чтобы лучше видеть написанное на доске, дети жмурятся, а придя домой, продолжают «по привычке» напрягать глаза, сидя за уроками.

      Но сегодня самый опасный фактор, «крадущий» зрение, — компьютер. Современные дети стали меньше бегать на улице, зато они много общаются с телевизорами, компьютерами, игровыми приставками, сотовыми телефонами.

      Первая встреча с компьютером происходит задолго до школы. С телевизором дети успевают «подружиться» ещё в младенческом возрасте. Родители рады, что ребёнок занялся тихим делом и не мешается под ногами, с умилением наблюдают, как малыш пальчиками нажимает на компьютерные клавиши. Мало кто из родителей задумывается о том, в какой позе чадо сидит за компьютером, достаточно ли ему света. А бывает так, что ребёнок проводит за компьютером часы, да ещё и поглощает «на рабочем месте» чипсы, кока-колу и шоколадки.

      В результате такого родительского «невмешательства» возрастает нагрузка на позвоночник, малоподвижный образ жизни входит в привычку, страдает зрение. Распознать, что у ребёнка падает зрение, бывает непросто. Если вы заметили, что он стал щуриться, наклоняться ближе к телевизору и компьютеру, проверьте зрение у окулиста.

      Часто необходимость носить очки воспринимается ребёнком как трагедия — боится, что его будут дразнить «очкариком» и «ботаником». Чтобы избежать проблем со зрением и детских слёз, действуйте.

      Компьютерные правила

    8. Постарайтесь, чтоб ребёнок начал пользоваться компьютером, сотовым телефоном как можно позже. Детство для того, чтобы играть в игрушки.
    9. Следите за позой, в которой ребёнок сидит за компьютером. Спина должна быть прямой, а поза — удобной, ноги — на подставке. Высота стола и стула должны соответствовать росту. Сколиоз и плохое зрение — две взаимосвязанные проблемы.
    10. Стол расположите около окна, настольную лампу — слева. Монитор поставьте на расстоянии вытянутой руки от лица. Центр монитора должен быть ниже уровня глаз на 15 см. Нельзя экономить на качестве монитора. За монитором и перед монитором не должно быть ярких источников света.

    11. Расстояние от глаз до экрана телевизора должно составлять 5 диагоналей телевизора. Оптимальное расстояние от глаз до книги — 33—35 см, книгу лучше ставить на подставку.

    12. Освещённость комнаты, в которой ребёнок делает уроки, также имеет значение, она должна быть не меньше 300 люкс, зимой — не менее 500 люкс. Освободите окна от тяжёлых штор и цветов, чтобы свет легко проникал в комнату.
    13. Слизистая оболочка глаз очень чувствительна к сухости воздуха. Регулярно проветривайте помещение, установите увлажнители воздуха.
    14. Ограничьте время, которое ребёнок проводит у телевизора и компьютера. Как понять, что малыш устал? Да очень просто: часто меняет позу, чешет глаза, отвлекается — значит, «пересидел», пора заняться чем-то другим.

      Возьмите за правило — после 30 минут работы за компьютером должен следовать 15-минутный перерыв, во время которого можно сделать гимнастику для глаз.

    15. Следите за тем, чтобы ребёнок менял виды деятельности в течение дня. Не допустимо, чтобы он переходил от компьютера к телевизору и обратно. Отправляйте его в магазин за хлебом, поручайте полить цветы выгулять собаку, выхлопать коврик, помочь бабушке, поиграть с сестрой. Вспомните, что в вашем городе есть музеи, парки, выставки. Заведите традицию ходить куда-то вместе хотя бы раз в неделю.

      Чтобы занять руки, давайте ребёнку мозаику, головоломки, пластилин или глину. Занимайтесь творчеством вместе.

    16. Больше времени проводите на воздухе. Недавние исследования учёных доказали, что прогулки в парке или лесу способствуют укреплению зрения. На природе детям приходится фокусировать взгляд на дальних предметах — это полезно для глаз. Приобщайте ребёнка к спорту. Особенно хороши плавание, теннис, лыжи — эти виды спорта улучшают кровоснабжение верхних конечностей, что полезно глаз.
    17. Возможно, ребёнку понадобится массаж спины и воротниковой зоны.
    18. Обратите внимание на питание. Для хорошего зрения ребёнку нужны:

      — витамин А (морковь, помидоры, черника, сливочное масло, желток, печень);

      — витамин В (хлеб грубого помола, семечки, печень, яйца, гречневая каша);

      — витамин С (цитрусовые, чёрная смородина, шиповник);

      — витамин D (рыбий жир);

      — витамин Е (орехи, семечки, растительное масло).

      Наружную оболочку глаза — склеру, укрепляет кальций, поэтому ребёнок обязательно должен получать молочные продукты. Малышу, склонному к близорукости, показаны витаминные комплексы с минералами — цинком, магнием, железом. Также глазам необходим лютеин — он содержится в киви, кукурузе, красном винограде, огурцах, зелёных бобах, сельдерее, горохе, тыкве, яичном желтке. В меню должны быть мясо, рыба, курага, брусника и клюква.

      Исключите продукты с искусственными консервантами и красителями, жареное, копчёное, консервы, сдобу, перец и горчицу.

      detkambest.ru

      Малышок. Форум псковских родителей.

      Пользовательские ссылки

      Информация о пользователе

      Школьная близорукость

      Сообщений 1 страница 30 из 39

      Поделиться12012-03-12 14:08:29

      • Автор: Mulia
      • Новичок
      • Откуда: Псков, ул.Байкова
      • Зарегистрирован: 2012-02-27
      • Сообщений: 117
      • Последний визит:

      Близорукость с первого класса.

      Именно это ожидает детей будущего. Такое впечатление возникает после ознакомления со статистикой. А она свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников.

      Мало того, сегодня существует миопия даже у дошкольников. Такой проблемы десять лет тому назад не существовало вообще. Действительно, в школе, особенно среди старшеклассников, можно было встретить юношей и девушек в очках. Но, чтобы в детском садике или в первом классе — такого почти не было! В настоящее же время — 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

      Почему так помолодела проблема? Как ее предотвратить?

      Близорукость еще называют миопией.

      Это название возникло от греческих слов "мио" — смотреть прищурясь и "опсис" — взгляд, зрение. Действительно, если ребенок или взрослый с таким дефектом зрения снимет очки, то при взгляде вдаль его глаза сразу сощурятся.

      В офтальмологии миопию различают врожденную или наследственную и приобретенную или школьную.

      В норме при взгляде вдаль направления осей зрения обоих глаз почти параллельны, хрусталик плоский. Поэтому напряжение мышц глаз минимально. Чем ближе рассматривается точка или предмет, тем больше затрачивается на это мышечных усилий. Потому что для того, чтобы видеть на очень близком расстоянии, оба глаза придется сводить в одну точку. А для "наведения резкости" на близком расстоянии цилиарная мышца глаза вынуждена видоизменить форму хрусталика с плоской на утолщенную. Эта способность хрусталика изменять свою толщину называется аккомодацией. Вот так осуществляется подготовка глаз к процессу, скажем, чтения. Хорошо, если такое напряжение длится не большой промежуток времени. Но, к сожалению, у сегодняшних школьников тенденция наблюдается противоположная. Программы перегружены, школы занимаются в несколько смен, с чем связано разное освещение во время занятий. Что уже и говорить об увлечении детей телевидением, компьютерными играми и т.п. При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий. Для этого сетчатка отодвигается назад, продлевая глазное яблоко. Такая вынужденная перестройка глаза в известной мере облегчает функционирование аппарата аккомодации во время работы на близком расстоянии, но глаз уже плохо видит то, что происходит вдали. Вот здесь и возникает проблема очков, с помощью которых удается изменять фокусное расстояние таким образом, что далекие предметы становятся четко видимыми. Но только ношением очков напряжение глазных мышц достаточно не снимается, и впоследствии глаз удлиняется еще больше, а окулист со временем назначает очки с более мощными линзами. И часто происходит так, что, одев очки в дошкольном возрасте, человек уже "не снимает" их всю жизнь.

      Синдром низкого наклона головы

      Длительное время существовало мнение, что низкий наклон головы во время письма — явление вторичное, которое свидетельствует об ухудшении зрения. Но физиологи объясняют это совсем по-другому. Вспомните, как мы с вами реагируем на внезапную проблему, пусть это будет какое-нибудь препятствие, опасность или необычная для вас работа. Достаточно часто в эти моменты интуитивно пытаемся напрячься, "сжаться", сгруппироваться. Для наших шести или семилеток первая встреча с букварем, ручкой, карандашом является такой же трудностью, опасностью, неизвестностью. Поэтому, когда малыш впервые пытается писать, рисовать или читать, он также будто сжимается, низко наклоняя голову. От этого усилия даже язык высовывается наружу, и ребенок "ползает носом" по тетради или книге. И в этих ситуациях замечания учителя или родителей "Сядь ровно!" будут оставаться со стороны новоиспеченного школьника абсолютно без реакции. Ведь заставить сразу большое количество мелких мышц — глаз, рук, головы — работать "в унисон" (так утверждают физиологи) очень трудно, особенно для шестилеток. Это связано с тем, что центральная нервная система у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста является еще незрелой.

      Хорошо, если малыш работает в таком режиме не больше часа, но зачастую это повторяется по несколько часов подряд, да еще и ежедневно. Конечно же, такая нагрузка дает о себе знать, и впоследствии происходит снижение остроты зрения с формированием близорукости или миопии. Кроме этого, известно, что ее развитию содействуют наличие близорукости у родителей, особенно обоих, патология беременности у матери (недоношенность), заболевания детей, связанные с отклонением в системе соединительной ткани, сколиоз, плоскостопие, кариес зубов, а также отставание в физическом развитии, частые и хронические заболевания (особенно тонзиллит), малоподвижный образ жизни, склонность к избыточному чтению; несоблюдение гигиены зрения.

      malyshokpskov.mybb.ru

      Как уберечь ребенка от школьной близорукости?

      Приобретенная близорукость – это такое заболевание, которое невозможно вылечить современными методами, но очень легко предотвратить. Нынешнюю «эпидемию» близорукости принято списывать на что угодно – на школьные перегрузки, на компьютер, на дурную наследственность, но о реальной причине близорукости обычно умалчивается. Эта реальная причина носит, однако, не медицинский, а социальный характер.

      Ваш ребенок идет первый раз в первый класс, имея хорошее зрение и здоровые глаза. Спрашивается: кто несет ответственность за то, чтобы спустя одиннадцать школьных лет его глаза оставались такими же зоркими? Ответ на этот вопрос предельно прост и лаконичен: никто. Школьный учитель — этот основной поставщик зрительных и умственных перегрузок — никоим образом не обязан заботиться о здоровье вашего ребенка. Что же касается офтальмолога из районной поликлиники, то ему на прием вашего ребенка отведено ровным счетом 6 минут (таковы официальные нормы). К тому же, как известно, посещение врача — процедура не из приятных, поэтому к врачу обычно обращаются только тогда, когда болезнь уже носит запущенный, необратимый характер.

      Чуть ли не половина выпускников школ в той или иной степени страдает близорукостью, но вовсе не потому, что так уж трудно уберечь детей от близорукости, а потому, что этим ровным счетом никто не занимается. Вероятно, не последнюю роль тут играет расхожее представление о том, что близорукость — это так, ерунда — всего-навсего очки на носу, этакий безобидный косметический дефект, с которым легко можно ужиться.

      А между тем, близорукость — вещь вовсе не безобидная, и всякий близорукий человек это очень хорошо знает. Просто страдания, которым он подвергается, — не из тех, какие принято громко обсуждать на людях. Чего только стоит шок, который переживает ребенок, когда узнает, что отныне он — очкарик! В детских коллективах нравы простые и грубые. Очкарики там — существа низшего сорта, нравится это взрослым или нет. Близорукость наносит катастрофический удар по самооценке, способствует замкнутости, уходу в себя. К тому же, близорукость ведет к резкой потере работоспособности — вплоть до того, что за каждую прочитанную книжку, за каждые несколько часов, проведенные за компьютером, приходится расплачиваться головными болями и дальнейшим ухудшением зрения.

      Взгляните на нашу общественную элиту, взгляните на президентов других государств! Много ли среди них близоруких людей? Да их там почти нет! Даже среди ученых — лауреатов Нобелевской премии они не так уж часто встречаются. Близорукость — это очень серьезное препятствие для большой карьеры, к какой бы сфере человеческой деятельности она ни относилась. Внутреннего «пороху» у близоруких людей хватает обычно лишь на то, чтобы добросовестно исполнять чужие распоряжения. Из них получаются хорошие библиотекари и программисты (хотя и от книг и от компьютеров у них побаливают глаза).

      Я думаю, что только глубокое внутреннее отчаяние заставляет людей идти на крайнюю меру — на лазерную коррекцию зрения. Хотя в рекламных целях эту процедуру часто называют «лечением», никакого отношения к оздоровлению глаз она не имеет. Пациенту просто срезают кусок роговицы, выстругивают из него подходящую линзу и снова приживляют обратно. Смысл всей этой рискованной операции чисто косметический. Он заключается лишь в том, что линза становится незаметной со стороны. Однако вряд ли это поможет взрослому человеку существенно поднять самооценку, ведь его характер уже давно сформирован и устоялся, — а детям таких операций, слава богу, пока не делают.

      Вместе с тем, уберечься от близорукости с самого начала — дело технически несложное и не требующее больших познаний в офтальмологии. Близорукость — это, по сути дела, патологическая деформация глазного яблока. Чем конкретно вызывается такая деформация — этого офтальмологи и сами не знают. Ясно только одно: близорукость не наступает в одночасье. Сначала возникает так называемый спазм аккомодации. В глазу имеется особая аккомодационная мышца, ответственная за наведение на резкость. Когда она расслаблена, глаз настроен на зрение вдаль. Когда она напряжена, глаз перестраивается на работу вблизи. Такая перенастройка происходит автоматически, без волевого участия человека.

      Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму — к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается. Но это еще не близорукость в полном смысле этого слова, потому что глазное яблоко остается — пока! — недеформированным. Только если не обращать внимание на спазм аккомодации и продолжать упорно нагружать глаза работой вблизи, то через несколько недель или даже месяцев в глазу начнут происходить необратимые изменения и разовьется истинная близорукость. (Да простят мне специалисты-офтальмологи предельную упрощенность изложения. Суть дела от этой упрощенности нисколько не меняется.)

      Покуда дальше спазма дело не пошло, всё еще можно поправить. Стоит убрать спазм — и нормальное зрение полностью восстановится. Если в этот момент оказаться на приеме у добросовестного окулиста, то он не будет выписывать очков, а назначит курс атропинизации. Атропин — это яд нервно-паралитического действия, который блокирует передачу нервных импульсов от мозга к аккомодационной мышце. Таким образом, мышца как бы получает отдых и со временем вновь обретает способность к расслаблению. (В последнее время помимо атропина появились и другие препараты аналогичного действия.)

      Отсюда с очевидностью вытекает простая программа действий по гарантированному предотвращению близорукости. Нужно всего-навсего регулярно проверять зрение школьников, выявлять спазм аккомодации и незамедлительно его устранять. Весь вопрос в том, как часто проводить такие проверки.

      Согласно официальной рекомендации, проверяться у окулиста следует один раз в год. Нетрудно понять, откуда взялась такая цифра. Она рассчитана, исходя из тех бюджетных средств, которые выделяются на здоровье населения. К окулисту нужно ходить именно один раз в год потому, что он и без того перегружен работой и принимать вас чаще он всё равно не сможет.

      Близорукость же развивается по своим законам, никак не связанным с бюджетными средствами. За один год спазм аккомодации вполне успевает переродиться в патологическую деформацию глазного яблока, и повернуть этот процесс вспять уже невозможно.

      Выход из этой ситуации очень прост. Родители могут сами стать немножечко окулистами и обучиться нехитрому искусству проверки зрения у детей. Собственно, и обучаться тут нечему. Всякий, кто хоть раз побывал на приеме у окулиста, знает, как это делается. Для этого требуется иметь проверочную таблицу. Когда-то она была большим дефицитом, а теперь ее свободно можно купить в магазине медтехники или взять в Интернете (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm). Ее нужно повесить на стену и хорошо осветить. Человек со стопроцентным зрением способен отчетливо увидеть десятую строку таблицы с расстояния пяти метров. Проверка осуществляется для каждого глаза по отдельности, при этом другой глаз можно прикрыть, например, ладонью, сложенной «лодочкой».

      Впрочем, ничего мистического в этой таблице нет. Принято считать, что глаз с остротой зрения сто процентов способен увидеть раздельно две удаленные точки, если лучи, проведенные от глаза к этим точкам, образуют между собой угол в одну шестидесятую градуса. Нетрудно вычислить, что если точки удалены от глаза на пять метров, то расстояние между ними должно составлять 1,45 мм. Именно таким является зазор между палочками букв «Ш» и «Б» в десятой строке проверочной таблицы. Сами же буквы оказываются в пять раз больше, т.е. около семи миллиметров. Поэтому, собственно говоря, и таблица-то не нужна. Зрение можно контролировать и по буквам, написанным фломастером от руки, при условии, что они имеют приблизительно правильные размеры.

      Если речь не идет о малышах-первоклашках, а о детях постарше и посознательнее, то их вполне можно приучить проверять свое зрение самостоятельно. Такая проверка длится в буквальном смысле несколько секунд. Просто ребенок должен убедиться, что каждым глазом в отдельности он способен ясно различить три вертикальные палочки у буквы «Ш» и три горизонтальные палочки у буквы «Б» (острота зрения по вертикали и по горизонтали может быть, вообще говоря, неодинаковой).

      Очевидно, что это вовсе не такая процедура, которая непременно требует участия дипломированного врача-окулиста и которой надо дожидаться целый год. Насколько же часто имеет смысл ее проводить? По моему глубокому убеждению, это надо делать каждый день. Спазм аккомодации следует выявлять практически сразу, как только он возник. Тогда и избавиться от него не составит большого труда. Надо просто дать глазам отдых, и спазм пройдет сам собой.

      Я подозреваю, что в этом месте у читателя может возникнуть недоумение: неужели всё так невероятно просто? Ведь сотни миллионов людей на планете мучаются от близорукости, а тут, вдруг оказывается, что эти мучения можно так легко предотвратить!

      Пожалуй, тут я должен сделать одну оговорку. Если рассматривать исключительно «техническую» сторону дела, то — да, тут всё очень легко и просто. Однако если принять во внимание еще и социальный компонент, то тогда появляются сложности. Я люблю проводить параллели между близорукостью и алкоголизмом. Ведь алкоголизм — это тоже тяжелая неизлечимая болезнь, которую, с чисто «технической» точки зрения, фантастически легко избежать. Для этого всего-то навсего не надо пить алкогольных напитков. Но попробуйте-ка убедить людей не пить! Также и с близорукостью: одно дело указать простой способ от нее уберечься, и совсем другое — внедрить этот способ в культуру человеческого поведения (как это когда-то произошло с мытьем рук и чисткой зубов).

      До сих пор речь шла о вещах принципиальных. Ниже приводятся некоторые «технические» детали.

      Многие родители приучают детей читать книжки и сажают их за компьютер еще до того, как наступает пора вести их в школу. Одновременно с этим нелишне было бы и предпринять меры против близорукости. Однако малыши-дошкольники (как, впрочем, и первоклашки) — народ еще несознательный: вряд ли они смогут без посторонней помощи пунктуально следить за своим зрением. Придется родителям устраивать контрольные проверки самим — так, как это делают офтальмологи со своими пациентами, то есть показывать буквы и просить их назвать.

      Проблема здесь заключается в том, что проверочная таблица очень быстро будет выучена наизусть. Поэтому проверять зрение у дошкольников (и младших школьников) следует не по таблице, а по карточкам, на которых написаны те же самые буквы. Эти карточки предъявляются всякий раз в случайном порядке, поэтому контроль будет осуществляться именно за зрением, а не за памятью. Карточки легко изготовить самому, но можно взять и в Интернете — они находятся по той же ссылке, что и проверочная таблица (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm).

      Однако следует иметь в виду, что привычные объекты распознаются гораздо легче, чем непривычные. Даже когда ребенок вместо буквы видит некое расплывшееся облачко, он уже по виду этого облачка зачастую сможет верно назвать букву. Поэтому если при каждодневных проверках он с пяти метров правильно распознает букву стандартного размера (как в десятой строке проверочной таблицы), то это еще не гарантирует, что у него стопроцентное зрение. Для большей уверенности надо либо уменьшить размер контрольных букв, либо увеличить расстояние до них. Никаких официальных норм на этот случай, конечно, не предусмотрено, так что тут приходится полагаться на собственное чутье.

      Кроме того, стопроцентное зрение — понятие очень условное. В реальности, большинство людей со здоровыми глазами видят лучше, чем на сто процентов. Размер букв и расстояние до них должны быть подобраны таким образом, чтобы буквы были едва-едва различимы. Если у ребенка всегда было зрение двести процентов (то есть он различал буквы, которые в два раза меньше, чем положено по норме), и вдруг его зрение упало до ста процентов, то это уже основание для того, чтобы принимать меры.

      Ухудшение зрения, если уж оно случилось, происходит не постепенно, а скачком (спазм либо есть, либо его нет). При регулярных проверках не заметить этот скачок невозможно. Но, допустим, неприятность всё же произошла. Еще вчера ребенок называл все буквы правильно, а сегодня путается и делает массу ошибок. Что в этом случае делать?

      Вначале имеет смысл выяснить, какое именно занятие ребенка привело к перенапряжению глаз. Может быть, он «пересидел» за уроками или слишком уж зачитался какой-то книжкой? Не дает ли о себе знать возникший спазм какой-нибудь особенной болью в глазах? Подобные вещи хорошо бы отследить сразу, чтобы не допускать их повторения в будущем.

      Далее, на ближайшие дни глазам надо просто обеспечить отдых — вплоть до того, что освободить ребенка от всех домашних заданий и не пускать его в школу. Но можно поделать и кое-какие специальные упражнения.

      Прежде всего, сама по себе процедура проверки зрения по карточкам очень способствует приведению глаз в норму — ведь при этом очень мощно активизируется зрение в даль. Только теперь уже заниматься «чтением» карточек нужно не две-три минуты, как при рутинном контроле, а хотя бы минут пятнадцать-двадцать. «Несознательных» малышей приходится еще дополнительно стимулировать — например, напирать на то, что им нельзя будет больше смотреть телевизор, пока они не смогут правильно назвать все буквы.

      Что касается детей постарше и посознательнее, то их внимание можно обратить на следующую любопытную вещь. Оказывается, удаленные предметы становятся видны хуже не потому, что изображение расплывается, как в расфокусированном фотоаппарате, а потому, что оно двоится. Этот эффект двоения довольно слаб и обычно не бросается в глаза, но его легко наблюдать, если посмотреть на какой-нибудь очень контрастный предмет — например, на яркий серп луны на фоне ночного неба.

      У нас дома в качестве такого очень контрастного предмета выступают светящиеся цифры на табло видеомагнитофона (когда в комнате темно). Я даю детям примерно такую инструкцию: «Встань примерно в метре от видеомагнитофона и прикрой один глаз ладонью. Смотри на светящиеся цифры и отходи потихоньку назад. Первое время цифры будут видны совершенно четко, но в какой-то момент от основного изображения как бы отпочкуется еще одно — более бледное, похожее на тень; только эта тень не темная, а светлая. Здесь остановись и присмотрись получше. Обрати внимание, что тень не стоит на месте. Иногда она отодвигается дальше от основного изображения, а иногда — придвигается ближе. Этим процессом можно как будто управлять сознательно. Некоторым усилием воли можно эту тень и вовсе вправить на место — слить с основным изображением, пусть даже всего на пару секунд».

      В этом, собственно, и заключается упражнение — ловить «тень» от контрастных предметов и пытаться «вправить» ее обратно. Поначалу это будет даваться трудно и ненадолго, но со временем это будет получаться все легче и легче, пока «тень» не перестанет появляться вовсе.

      Своевременно выявленный спазм убирается без особых проблем, так что визита к окулисту, скорее всего, не потребуется.

      В заключение упомяну еще о том, каким образом можно установить, входит ли ваш ребенок в группу риска по близорукости. Для этого надо просто измерить, на каком минимальном расстоянии он способен четко видеть каждым глазом по отдельности. Если это расстояние находится в пределах 10 см, то это значит, что аккомодационная мышца достаточно сильная, и при чтении книги на расстоянии 30 см она не будет перенапрягаться (это, впрочем, никоим образом не означает, что глаза можно бессовестно насиловать). Если же это расстояние превышает 10 см, то следует проявлять особую бдительность. Впрочем, аккомодационную мышцу, как и любую другую, можно «накачать». Упражнение для накачки аккомодационной мышцы заключается в том, чтобы переводить взгляд с какого-нибудь далекого предмета на ближний и обратно с периодичностью в несколько секунд.

      Пусть наши дети никогда не узнают, что такое близорукость!

      По материалам сайта «Тропинка к гениальности»

      Как уберечь ребенка от школьной близорукости?

      rimina.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *