Рекомендации для сохранения хорошего зрения

Органы зрения человека формировались веками в ходе эволюции. Однако, как оказалось, на данный момент они плохо приспособлены к той нагрузке, которой мы их ежедневно подвергаем. В результате более 300 миллионов жителей нашей планеты жалуются на проблемы, связанные с плохим зрением. Одной из причин этому является длительная работа за компьютером, продолжительный просмотр телепередач, неправильное питание и многие другие факторы. Хорошее зрение необходимо человеку для комфортной и полноценной жизни. Поэтому попробуйте соблюдать наши рекомендации, для этого Вам не потребуется много времени.

Рекомендации по снижению нагрузки на глаза

Как сохранить зрение при просмотре телевизора

Одной из основных причин развития заболеваний глаз у человека является длительный просмотр телепередач и сериалов. При этом для сохранения хорошего зрения рекомендуется учитывать следующие правила:

  • расстояние до экрана должно быть в 5 раз больше его диагонали;
  • при просмотре телевизора днем следует задергивать шторы, а вечером – включать неяркий свет;
  • позволяйте глазам отдыхать каждые полчаса – делайте 5-минутные перерывы;
  • смотрите телевизор не более 3 часов в день.
  • Детям младшего возраста не рекомендуется смотреть телевизор. С 10 лет ребенку можно проводить перед телеэкраном не более 1 часа в день. При наличии проблем со зрением, рекомендуется полностью отказаться от подобного варианта досуга.

    Как сохранить зрение при работе за компьютером

    Зачастую компьютер используется не только для работы, с его помощью мы также общаемся с друзьями и родственниками, делаем покупки и организовываем свой досуг. Соответственно, мы тратим большое количество времени на него, забывая порой, что это вредно. Для сохранения здоровья глаз и хорошего зрения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • расстояние от экрана компьютера до глаз должно составлять минимум 30 см;
  • верхний край монитора должен быть ниже уровня глаз на 10 см;
  • моргайте чаще или применяйте увлажняющие капли для глаз;
  • если Вы носите очки, надевайте их, работая за компьютером;
  • делайте 15-минутные перерывы через каждый час работы;
  • регулярно удаляйте пыль с поверхности монитора;
  • выполняйте упражнения для глаз или несложную разминку.
  • Окулисты рекомендуют проводить за компьютером максимум 4 часа в день. Если Вам приходится работать за ним дольше, установите программу, которая будет напоминать о гимнастике для зрения через определенные промежутки времени (например, каждый час).

    Как сохранить зрение при чтении

    Если Вы не представляете своего дня без хорошей книги, следует помнить, что чтение может стать причиной повышенных нагрузок на органы зрения. Чтобы Ваши глаза не уставали, выполняйте следующие рекомендации:

  • не читайте в лежачем положении;
  • держите книгу на расстоянии не менее 30 см от глаз;
  • свет на открытую страницу должен падать сверху с левой стороны;
  • не читайте при плохом освещении;
  • отвлекайтесь от книги каждые 60 минут и отводите зрение вдаль на несколько минут.
  • Рекомендации по рациону питания

    Для сохранения хорошего зрения следует выбирать продукты питания, которые богаты витаминами и минералами. Они помогут Вам поддержать здоровье глаз и обеспечить их необходимыми веществами для нормального функционирования.

    Витамин А. Он содержится в моркови, луке, печени, зеленом горошке, помидорах, твороге и салате. Имеющийся в витамине A антиоксидант бета-каротин способствует поддержанию остроты зрения. При его дефиците может развиваться гемералопия или «ночная слепота».

    Витамин С. Он содержится в цитрусовых, квашеной капусте, смородине и шиповнике. Этот витамин для зрения обеспечивает поступление крови к сосудам и капиллярам глаза. Кроме того, он необходим для защиты от коротковолновых лучей, вредных для зрения.

    Витамин E. Он содержится в больших количествах в сливочном и растительном масле, картофеле, орехах, шпинате, крупах и бобовых. Это мощный природный антиоксидант. Витамин E помогает предотвратить развитие таких возрастных нарушений зрения, как катаракта.

    Лютеин и зеаксантин. Данные микроэлементы содержатся практически во всех овощах и фруктах темно-зеленого цвета, а также зерновом хлебе и яйцах. Они также являются антиоксидантами. Лютеин и зеаксантин необходимы для профилактики разрушения желтого пятна сетчатки и нормального функционирования зрительного анализатора.

    Рекомендации по физической активности

    Наиболее полезными видами спорта для хорошего зрения считаются теннис и бадминтон. Благодаря им глазные мышцы тренируются, так как взгляд во время игры постоянно следит за перемещениями волана или мяча. Плавание также эффективно, потому что оно способствует поддержанию нормального кровообращения в районе шейных позвонков, а сохранение зрения без этого невозможно.

    Используйте качественное освещение. Начиная работу за компьютером или приступая к чтению, обратите внимание на расположение источника света. По возможности садитесь спиной к окну или лампе. При этом рекомендуется использование рассеянного света, который падает с левой стороны.

    Делайте перерывы. В школе неслучайно предусмотрены перемены. Органы зрения нуждаются в отдыхе, особенно при напряженной работе. Возьмите за правило каждые полчаса прерываться хотя бы на 5 минут.

    Защищайте глаза от солнца. Большинство людей ошибочно полагают, что ультрафиолет опасен только в летний период. Однако это не так. Следует защищать глаза от солнечных лучей на протяжении всего года.

    Соблюдение эти несложных правил позволит Вам видеть жизнь на 100 %!

    www.horosheezrenie.ru

    Ортокератология включена в Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению близорукости у детей.

    Межрегиональная общественная организация

    «Ассоциация врачей-офтальмологов»

    Федеральные клинические рекомендации

    ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ БЛИЗОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ

    8.3. Ортокератологические линзы

    Ортокератология (или Орто-К) — способ временного снижения или устранения аномалий рефракции: миопии и астигматизма, осуществляемый путем запрограммированного изменения формы и оптической силы роговицы с помощью жестких газопроницаемых контактных линз в ночном режиме ношения. Современная ортокератология использует линзы обратной геометрии сложной конструкции, их задняя поверхность состоит из 4 – 5 зон с различными соотношениями ширины и кривизны. Изготавливают такие линзы из высокогазопроницаемых материалов (обычно не ниже 100 ед. по ISO/Fatt). Рефракционный эффект связан с уменьшением толщины эпителия в центре и с увеличением его толщины в среднепериферической зоне. Это приводит к уплощению центра роговицы и к увеличению ее кривизны в среднепериферической зоне. Некорригированная острота зрения повышается уже после первой ночи ношения линз и достигает максимума в сроки от недели до месяца .

    Показания к назначению ОК-линз:

    — Миопия от -1,0 до -6,0 дптр, астигматизм до -1.75 дптр

    — Медленно прогрессирующая близорукость у детей и подростков

    — Дети и подростки, занимающиеся спортом и другими видами активности, несовместимыми с очковой и контактной коррекцией.

    Противопоказания к назначению ОК-линз:

    — Воспалительные заболевания переднего отрезка глаза, рецидивирующие кератиты ,склериты, увеиты

    — Острые конъюнктивиты, кератиты

    — Непроходимость слезных путей, дакриоциститы

    — Хронические воспалительные заболевания век (блефариты, мейбомеиты, халязион)

    — Синдром сухого глаза

    — Выраженная ригидность верхнего века

    — Дистрофические заболевания роговицы

    — Кератоконус, кератоглобус, крайние отклонения в центральной кривизне роговицы (менее 40,00 и более 47,00 диоптрий)

    — Астигматизм более -1,75 дптр

    — Невозможность выполнять рекомендации врача

    — Осложнения свойственные традиционной контактной коррекции

    Кроме того, данная методика обладает целым рядом возможных недостатков, которые сравнимы с возможными недостатками хирургической коррекции.

    Методика должна осуществляться в исключительном числе учреждений, имеющих большой опыт такой коррекции при постоянном диспансерном мониторировании данных пациентов. Данный вид коррекции носит временный характер.

    Коррекция ОК-линзами оказывает тормозящий эффект на прогрессирование близорукости у детей, обеспечивает высокую остроту зрения, устраняет необходимость носить очки и контактные линзы в течение дня.

    www.doctorlens.spb.ru

    Клинические рекомендации по лечению миопии

    Данные Рекомендации размещены на сайте Общероссийской общественной организации «Ассоциация врачей–офтальмологов» http://avo-portal.ru в

    Публикации других врачей

    Осмотр девочек взрослым акушер-гинекологом

    Здравствуйте! Работаю в перинатальном центре, который находится на территории детской областной больницы. Главный врач издала распоряжение, что мы- взрослые врачи должны смотреть девочек до 17 лет с любой гинекологической патологией. Имеем ли мы на это право, если являемся взрослыми врачами.

    Стрессогенность и влияние на психику соцсетей Фэйсбук, Доктор на работе и других

    Исследователи из Австралии под руководством Эрика Ванмана опубликовали в мартовском номере Журнала социальной психологии статью (1), где показатели стресса и качества жизни сопоставлялись с тем, пользовались ли в течение пяти дней 138 испытуемых препочитаемой ими соцсетью Фэйсбук или были лишены этой

    73% российских врачей считают диспансеризацию фикцией

    Большинство врачей считают, что отчёты о выполнении планов диспансеризации и профмедосмотров в России в 2017 году не отражают реальных данных и сильно завышены. Об этом сообщила пресс-служба Фонда «Здоровье». http://medrussia.org/15471-dispanserizaciya-fikciya/ Кроме того, врачи полагают, что недавн.

    Сегодня у меня была на приеме девочка 17 лет из соседней страны. приехала одна поступать в театральный. Я так поняла, неделю предоставлена сама себе. Наращенные ресницы, наращенные голубые ногти, наращенные белые волосы. С черным чокером на шее и обтягивающей черной блузкой с недошнурованной шнуровкой

    О курящих-пьющих медиках и святости

    Пациенты часто любят говорить, что мол врач не должен курить/пить/размножаться и должен быть образцом святости. Как-то в Брянске пациента нажаловалась на «скорую» за то, что у кого-то из сотрудников учуяла запах табака.

    Новая жизнь пыталась выжить как могла

    Добрый день, коллеги! Расскажу вам очень интересную историю, может быть для вас она и банальная, но в своей практике я встретилась с таким впервые, только слышала где то и от кого то, но «вживую» не встречала. Пришла ко мне на днях на УЗИ пациентка 37 лет, на руках у неё несколько предыдущих УЗ-протоколов

    Как долго возможно применять Мовалис в таблетированной форме без кардиотоксического риска у пациентов пожилого возраста?речь идет о Ревматоидных пациентах.

    Факторы риска сердечно- сосудистых заболевани

    й, на которые Вы можете повлиять! 1) Контролируйте уровень артериального давления. В норме артериальное давление не должно превышать 140/90 мм. рт. ст. 2) Бросьте курить. Курение в 3 (три) раза повышает риск инфаркта миокарда и внезапной смерти. 3) Контролируйте уровень холестерина. Уровень холестер.

    Папиллярный больше не рак

    Папиллярный рак – самый распространенный (80%) среди онкологических заболеваний щитовидной железы — предложено переименовать из “инкапсулированной фолликулярной формы папиллярной карциномы щитовидной железы” в “не инвазивное фолликулярное образование щитовидной железы с чертами папилярности ядра” (n.

    www.doktornarabote.ru

    Советы и рекомендации по подбору прогрессивных линз для Врача-Офтальмолога

    Быстрый переход на нужный Вам совет или рекомендацию:

    Если Вы не нашли, в нашем списке, нужной Вам рекомендации по прогрессивным линзам — напишите нам. В самые быстрые сроки, мы ответим по вашему вопросу на email и дополнительно разместим наш ответ на этой странице.

    Подбор прогрессивных очков для Пациента в кабинете Врача.

    Сбор данных о Пациенте

  • Узнайте о причине визита, пожеланиях Пациента, возможных неудобствах в предыдущих очках (в конкретных зонах видимости, если это были прогрессивные линзы).
  • Спросите о будущем использовании готовых прогрессивных очков, профессии, особенностях применения (например: работа в очках в офисе, вождение автомобиля, длительная работа за компьютером).
  • Уточните продолжительность того или иного вида деятельности: работа за компьютером, переговоры, вождение автомобиля, спорт, профессиональная деятельность, чтение лёжа.
  • Анализ предыдущих очков

  • Узнайте, какие очки использовались Пациентом ранее: тип линз, материал: пластик или стекло, индекс преломления, покрытия и т.д. Это позволит рекомендовать прогрессивные линзы «близкие» по этим параметрам к предыдущим очкам.
  • С помощью несмываемой разметки, определите производителя, прогрессивный дизайн, высоту канала прогрессии, аддидацию. Уточните, какой тип прогрессивных линз носил Пациент (возможно он использовал профессиональные линзы: для компьютера, для офиса или для вождения автомобиля). Не допускайте больших отклонений в диоптриях, от предыдущих очков.
  • Проверьте зрение, выявите патологию глаз, выпишите Рецепт.
  • Обязательна Полная Коррекция Зрения, с учетом, даже незначительного астигматизма. В случае, если выявлен астигматизм – выяснить носил ли Пациент раньше астигматические линзы – если не носил, то для первых прогрессивных линз не рекомендуется указывать астигматическую составляющую в рецепте (Пациент не очень хорошо переносит одновременное привыкание к новым для себя прогрессивным очкам, плюс привыкание к коррекции астигматизма).
  • Обязательно: проверка стереоскопического и бинокулярного зрения (дуахромный тест).
  • Проверьте себя: сопоставьте полученный Рецепт для Зрения, с таблицей возрастов.
  • При выписке Рецепта, старайтесь максимально приблизится к “старому” рецепту в предыдущих очках (поднимайте не аддидицию, а диоптрии для дали).
  • Подбор прогрессивных линз

  • Если Пациент не носил прогрессивные линзы — подробно объясните назначение, строение и специфику пользования прогрессивными линзами, предупредите о периоде привыкания.
  • Обязательно! Указывайте в рецепте межцентровое расстояние (РЦ) монокулярно: отдельно для левого и правого глаз.
  • На основе Рецепта, Возраста, основного вида применения очков и пожеланий Клиента подберите Прогрессивные Линзы.
  • При анизометропии свыше 2.00 dpt и/или Разной Аддидации у Пациента – подбор прогрессивных линз не рекомендуется.
  • При отклонении, в очках, от стандартных параметров : инсет, вертексное расстояние, пантоскопический угол, высокая диоптрийность или нестандартное РЦ — рекомендуется применять индивидуальные прогрессивные линзы SEIKO SUPERIOR или SEIKO EMBLEM.
  • При дальнозоркости (Гиперметропы) — рекомендован короткий канал прогрессии, при близорукости (Миопы) — рекомендован длинный коридор прогрессии.
  • В зависимости от аддидации в Рецепте, порекомендуйте длину канала прогрессии для прогрессивных очков (в дальнейшем, это будет влиять на выбор оправы – высоту светового проема очков).
  • www.seiko-lens.ru

    Профилактика близорукости у детей

    Необходимо устранить те неблагоприятные факторы, которые раньше или позже могут привести или уже привели к близорукости. Нельзя придерживаться выжидательной, пассивной тактики, тем более что влияние большинства этих факторов может быть исключено или сведено к минимуму. В этом должны быть заинтересованы не только офтальмологи, но и микропедиатры, педиатры, патронажные медицинские сестры, гигиенисты, школьные врачи вместе с родителями, воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями школ, которым следует объединить усилия в борьбе с возникновением близорукости и ее прогрессированием.

    Для того чтобы воспитание и обучение детей в группах профилактики глазной патологии осуществлялось гармонично и не нарушало программы, разработанной органами и учреждениями народного образования, офтальмологи совместно с воспитателями и с привлечением родителей разрабатывают индивидуализированные методы профилактики нарушений зрения. Эти методы должны учитывать и общее состояние здоровья, и уровень умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и возраст, и наследственную отягощенность. В таких случаях вся работа с детьми осуществляется по принципу играя — лечимся. Все лечебные мероприятия у детей в группах профилактики глазной патологии должны быть ненасильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психоэмоционального состояния ребенка.

    Многолетняя практика Москвы и многих других регионов страны показывает, что осуществляемые меры профилактики позволяют в 2 раза сократить частоту возникновения или уменьшить скорость прогрессирования близорукости.

    Борьба с близорукостью, начатая в детских дошкольных учреждениях, должна неукоснительно продолжаться в школах. Как и в дошкольных учреждениях, лучше всего выделить группы глазной профилактики. Это в основном дети, которые нуждаются в дополнительной опеке и преподавателей, и педиатров, и родителей.

    Каждый преподаватель, школьные медицинские работники и родители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по близорукости.

    В питание детей рекомендуется вводить морковь и другие овощи, чернику, молоко, творог, курагу, грецкие орехи, отварное мясо; исключаются такие приправы, как горчица, перец и т. п.

    В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть смешанным, освещенность не менее 500 лк на рабочем месте. Необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не загромождать подоконники цветами, наглядными пособиями. От слепящего действия прямых солнечных лучей защищают светлые шторы на окнах.

    К сожалению, освещенность в детских садах и школьных классах распределяется неравномерно. Особенно это касается школьников, сидящих в третьем ряду (у двери). Причины этого следующие: стены увешаны наглядными пособиями; передняя стена закрыта школьной доской, напротив располагаются шкафчики. Таким образом, от стен нет отражения света на парты. В связи с этим детей необходимо не реже 1 раза в месяц пересаживать.

    Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы — в белый цвет, панели — в палевые тона, школьную мебель — в светло-серый цвет, школьную доску — в черный или темно-коричневый цвет (матовый). Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, — рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять темные, неразведенные. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33-35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок). Недостаточная освещенность, нечеткий, расплывчатый шрифт, чрезмерное приближение глаз к книге, несоответствие парты росту — все это ведет к утомлению глаз (веки краснеют, появляется ощущение песка в глазах), усталости мышц шеи, спины. Для облегчения школьник начинает искать оптимальное положение тела и привыкает сидеть неправильно. Правильная посадка возможна только при использовании специальной школьной мебели, соответствующей росту учащегося.

    Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза.

    Дома для занятий ребенку отводят место у окна. Оконные стекла должны быть чистыми, окна незашторенными, подоконники свободными.

    Вечером следует пользоваться достаточным искусственным местным освещением — одной лампой 100 Вт с непрозрачным колпаком. Лампу помещают слева, чтобы свет освещал только рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Должен быть и верхний свет мощностью 60-100 Вт. Ни в коем случае нельзя читать в сумерках, в транспорте, во время ходьбы, лежа в постели, на диване. Отсутствие зоны комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, а нередко — к развитию ложной, а затем и истинной близорукости, Часто у детей, занимающихся музыкой, рисованием, дополнительно математикой, вязанием, вышиванием, иностранными языками и другими работами, требующими зрительного напряжения, ведущих малоподвижный образ жизни в закрытых помещениях, чаще всего возникает близорукость.

    Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз (после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2-3 мин; спустя 30 мин занятия — вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому). Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.

    В летние каникулы следует обеспечить детям активный отдых. Хорошо сочетать отдых и лечение в специализированных летних оздоровительных лагерях, городских или расположенных за городом, в лесу, где есть водоемы. Родители должны добиваться организации таких оздоровительных лагерей. Опыт показывает, что ежегодное пребывание в таких учреждениях, где дети, отдыхая, лечатся, способствует уменьшению числа близоруких или замедлению прогрессировать процесса в 1,5-2 раза.

    Особенно хороший результат оздоровления в таких лагерях отмечается у детей 10-12 лет, которые более подвижны, занимаются спортом (бег, плавание, хореография). Профилактику близорукости различными методами нужно проводить не только летом в оздоровительном лагере, но и в группах продленного дня и обязательно дома.

    Основным принципом учебного процесса с группой профилактики по близорукости, как уже указывалось, является некоторое ограничение зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической активностью.

    Для детей группы профилактики отводится самое светлое место — у окна. Порядок рассаживания детей определяют офтальмолог и педагог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по близорукости, имеющаяся близорукость). Для учителя в списке «группы профилактики» указываются данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться. Одновременно перед учителем ставятся следующие задачи.

    1. Учебные физкультурно-оздоровительные занятия в классах с группами профилактики проводить по принципу ограничения зрительной нагрузки и усиления физической и слуховой.
    2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не должно сопровождаться длительной зрительной нагрузкой (шитье, рисование, лепка).
    3. В процессе урока должны быть физкультпаузы для глаз.
    4. Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.
    5. Не реже чем 1 раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.
    6. Учащимся с близорукостью не рекомендуются спортивные соревнования, поднятие тяжестей (можно заниматься плаванием, греблей, бегом трусцой, теннисом и др.).
    7. Делать перерывы при чтении на 10-15 мин через каждые 30- 45 мин, ограничивать просмотр телепередач (до 45 мин).
    8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.
    9. В помощь в оздоровительной профилактической работе с учащимися «групп профилактики» учителям вручаются соответствующие методические рекомендации:

    10. советы педагогам по массовой профилактике близорукости у школьников;
    11. методические рекомендации по срокам исследования зрения у детей и определения «групп профилактики» в классах;
    12. примерная рекомендуемая методика учебных и физкультурных занятий с «группами профилактики».

    Контроль за выполнением учителями рекомендаций офтальмолога возлагается на медицинскую сестру школы, медицинскую сестру глазного кабинета во главе с офтальмологом.

    Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками офтальмологических рекомендаций не реже одного раза в 1-2 мес офтальмолог должен посещать первые 3-4 класса школ, уделяя внимание сформированным «группам профилактики». Лучше это делать по договоренности и вместе с директорами и заведующими учебной частью школ.

    У каждого ребенка, внесенного в список «группы профилактики», должны быть зафиксированы острота зрения, рефракция, аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность по близорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и т. п., а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на просмотр телепередач, время пребывания на воздухе, занятия в группе продленного дня; проводимое лечение (какое, регулярность, длительность).

    В конце учебной четверти, года офтальмологи вместе с педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с близорукостью, подчеркивать положительные результаты, указывая одновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по их устранению.

    Анализ и сопоставление результатов показали, что в школах, где были созданы «группы профилактики», близорукость возникла впервые у 1,2%, а в школах, где таких групп не было, — у 3,8% детей.

    Таким образом, наблюдения в школах Бабушкинского района Москвы показали, что комплексная медико-педагогическая работа преподавателей, педиатров, офтальмологов обеспечивает реальную массовую профилактику близорукости.

    Главное управление здравоохранения и Главное управление народного образования Мосгорисполкома отдали распоряжение, в котором с целью распространения опыта работы в школах Москвы начальникам управления и заведующим отделами здравоохранения и народного образования районов предлагалось обеспечить внедрение работы в школах по предупреждению близорукости у детей.

    В результате в 1987 г. в Москве группы профилактики по близорукости были созданы уже более чем в 20% детских садов и школ.

    Такая работа начала проводиться в краях и областях РФ и в других республиках страны.

    Неуклонное выполнение рекомендаций по профилактике возникновения и прогрессирования близорукости, разработанных кафедрой глазных болезней педиатрического факультета РГМУ, МНИИГБ им. Гельмгольца и изданных Миндравом в последние годы, во многих случаях способствует достижению благоприятных результатов.

    Однако там, где не осуществляются эти рекомендации, имеет место повышенная зрительная нагрузка у детей дошкольного и школьного возраста, а также снижена их физическая активность и наблюдается увеличение частоты и скорости прогрессирования близорукости в более раннем возрасте.

    www.glazmed.ru

    Рекомендации по близорукости

    педагогическая помощь
    Телефон регистратуры

    Вход для сотрудников

    Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
    Артикуляторная гимнастика
    Картотека устных игр

    Профилактика близорукости. Рекомендации для родителей и учителей общеобразовательных школ.

    В подавляющем большинстве случаев близорукость развивается в детском и юношеском возрасте, ограничивая профессиональную пригодность молодого человека. Таким образом, проблема близорукости имеет не только медицинское, но и социальное значение, поэтому привлекает внимание не только врачей, но и педагогов, призванных играть большую роль в деле профилактики близорукости в школе. Среди учащихся общеобразовательных школ близорукость встречается в среднем в 9-10%, возрастая от начальных к старшим классам. Среди выпускников школ людей, страдающих близорукостью в среднем 25-30%. Таким образом, близорукость развивается впервые два десятилетия жизни, что связано с периодом роста и формирования глазного яблока как оптической системы под влиянием условий жизни и зрительной работы.

    Влияние интенсивности зрительной нагрузки в сочетании с малоподвижным образом жизни и недостаточностью освещенности подтверждается большой распространенностью близорукости в городских условиях и северных широтах.

    Лечебные и профилактические мероприятия при близорукости.

    Основное средство исправления школьной близорукости — очковая коррекция. Рассеивающая линза (минусовая) придает лучам расходящееся направление и собирает их в центре сетчатки. Острота зрения вдаль повышается до нормы. При близорукости слабой степени и остроте зрения не ниже 0,5 на лучше видящем глазу очками можно пользоваться только при необходимости четко видеть вдаль, снимая их при чтении, письме, рисовании и играх с мелкими предметами на столе. При более высокой степени близорукости и снижении остроты зрения до 0,4 и ниже рекомендуется постоянное ношение очков.

    При высокой степени близорукости, особенно при разной степени правого и левого глаза и близоруком астигматизме, целесообразно пользоваться контактными линзами. Главная задача всех лечебных мероприятий — приостановить или замедлить прогрессирование близорукости. Для этой цели разработаны специальные тренирующие упражнения, усиливающие аккомодацию, некоторые из которых легко проводить в домашних условиях (см. приложения).

    Несмотря на то, что механизм развития близорукости окончательно не выяснен, практический опыт показывает, что проведение ряда мер (оздоровительных мероприятий, рациональных условий зрительной работы, упорядочения режима дня, своевременной и правильной оптической коррекции), можно заметно снизить число близоруких людей и у значительной части их предупредить или замедлить ее прогрессирование. Основу профилактики близорукости составляют укрепление здоровья и нормальное физическое развитие ребенка. Общие мероприятия должны быть направлены на борьбу с гиподинамией, «кабинетным» образом жизни, особенно в школьном возрасте. Следует стремиться к возможно большему пребыванию детей на свежем воздухе, к нормальному развитию их костно-мышечного аппарата. Повышение уровня физической активности, систематические занятия физической культурой имеют особое значение для учащихся городских школ и особенно специализированных, где зрительная нагрузка значительна.

    Важным звеном профилактики близорукости является предупреждение и своевременное лечение острых и хронических заболеваний (хронических тонзиллитов, кариеса зубов, ревматизма и др.).

    Клиническими исследованиями обнаружено, что близорукость в детском возрасте часто начинает развиваться после инфекционных заболеваний. Этот общеизвестный факт говорит о наличии определенной связи развития близорукости со сдвигами в общем, состоянии организма при ослаблении его во время заболевания. Мышечное равновесие глаз и аккомодационная способность зависят от общего состояния организма.

    Профилактика зрительного утомления.

    Профилактика зрительного утомления заключается, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий зрительной работы, исключающих возможность быстрого утомления глаз и необходимости приближения к ним книги или тетради. Большое значение в этом отношении имеет правильное о достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Естественная освещенность рабочих мест в классе не бывает одинаковой, она зависит от расстояния до светонесущей стены (стена с окнами). Если освещенность рабочих мест в первом от светонесущей стены ряду (расстояние от стены 1 метр) принять за 100%, то во втором ряду она составляет примерно 40%, а в третьем -25%. В третьем от окон ряду в пасмурную погоду даже при использовании искусственного освещения света может быть недостаточно. Отсюда необходимо в течение года пересаживать учащихся.

    Гигиенические требования к освещению:

    Достаточный уровень освещенности.

    Равномерное распределение яркости в поле зрения.

    Отсутствие слепящего действия от источника света.

    Отсутствие резких теней в поле зрения.

    Дневной свет должен проникать в классное помещение беспрепятственно, для этого оконные стекла необходимо содержать в чистоте, на подоконниках не должно быть ветвистых комнатных растений, наглядных пособий. Для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей используют шторы светлых тонов или жалюзи. Естественная освещенность в классе зависит не только от прямого света, но и от отраженного от потолка и стен. Удельный вес последнего весьма значителен, поэтому качеству отражающих свет поверхностей следует уделять большое внимание. Так, окраска в белый цвет переплетов и откосов окон и подоконников может увеличить освещенность на 5-10%, потолка и верхней части стен, панелей в светлый тон — на 20-40%. Окрашенные поверхности должны быть обязательно матовыми во избежание блескости.

    Если естественного света недостаточно, используют смешанное освещение. Мнение о том, что смешанное освещение вредно неверно. Смешанное освещение лучше, чем одно искусственное. Освещенность поверхности парты в классе должна быть не ниже 300 люкс. Люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ: малая яркость, мягкий ровный свет, спектр, близкий в видимой его части к дневному. Люминесцентные лампы не только создают хорошее освещение, но и позволяют обогатить световой поток биологически активным ультрафиолетовым излучением. Очень важна степень равномерности освещения (отношение наименьшей освещенности наибольшей в пределах рабочей поверхности). Большая разница в яркости на рабочей поверхности, а также различия в яркости рабочей поверхности и окружающего поля приводит к снижению зрительной работоспособности.

    Тексты, рисунки, наглядные пособия должны достаточно контрастировать с фоном (бумагой, классной доской, поверхностью, на которой они демонстрируются). Бумага, на которой пишут, не должна быть глянцевой. С гигиенической точки зрения нежелательна блескость — свойство светящихся поверхностей оказывать слепящее действие. Блескость возникает, когда источник света находится в поле зрения или отражается от видимых поверхностей (полированные классные доски и поверхности парт). Влияние блескости аналогично воздействию неравномерной яркости. Для устранения блескости светильник располагают на высоте, при которой прямые лучи не попадают в глаза. Тени в поле зрения чаще всего возникают при неправильной посадке во время выполнения зрительной работы.

    Для правильной организации рабочего места школьника в домашних условиях необходимо, чтобы свет падал сверху и слева — тень от правой руки не должна попадать на текст. Местное освещение обеспечивается настольной лампой не менее 60 ватт с непрозрачным абажуром. Если приготовление уроков происходит днем при естественном освещении, стол должен стоять у окна, чтобы свет падал слева.

    Правила посадки во время письма и чтения.

    Важным элементом зрительного утомления и близорукости является правильное положение тела учащегося во время занятий. Обычно правильная посадка вырабатывается уже в младших классах. Сидеть надо так: спина прямая, голова слегка наклонена, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула. Между грудью и краем стола должно быть небольшое расстояние, для чего передний край сиденья задвигают за край стола или парты.

    Оптимальное расстояние для объекта зрительной работы 30-35 см. (согнутая в локте рука кончиками пальцев должна касаться подбородка). Нередко учащиеся сокращают это расстояние, что благоприятствует развитию или прогрессированию близорукости. Если это связано с недостаточностью зрения (приближаясь к объекту различения, ребенок пытается увеличить его), необходимо назначение корригирующих очков. Иногда приближение глаз к книге или тетради обусловлено утомлением мышц шеи и спины, поддерживающих голову.

    Рекомендуется с раннего возраста вырабатывать у детей правильную посадку. Это создаст необходимые условия для выполнения школьной работы (письма, чтения, рисования и др.) с наименьшим напряжением, как мышц глаз, так и туловища. Во избежание привычки приближать глаза к тексту, кроме устранения объективных причин требуется, чтобы учащиеся были под контролем старших в отношении правильной посадки во время чтения и письма, как в классе, так и дома.

    В значительной мере правильная посадка зависит от устройства мебели о соответствия ее росту ребенка.

    www.gmpmpk.ru

    Близорукость: проблемы, оптика, рекомендации

    Большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Человек не задумывается о своем зрении, пока не появляются проблемы. Самые распространенные дефекты зрения — дальнозоркость и близорукость.

    По статистике, 7 из 10 человек имеют различные заболевания глаз. Более миллиона людей в РФ каждый год нуждается в офтальмологических операциях и являются частыми визитёрами городских оптик. Важно отметить, что и Оптику стоит выбирать лучшую в городе. Люмен Оптика — магазин в Ростове-на-Дону, где вы сможете обзавестись качесвенными очками, получить грамотные консульатции и пройти диагностику здоровья глаз.

    Глаз человека – уникальный оптический прибор, который создала сама природа. В процессе зрения в глазу происходят разные действия:

  • конвергенция — сведение и разведение зрительных осей;
  • аккомодация — способность видеть предметы, которые расположены на разных расстояниях.

Особенно хорошо эти процессы работают у детей. Молодой хрусталик может увеличивать преломление света до 15-18 диоптрий.

С возрастом хрусталик делается более плотным. К 40-50 годам он меняет преломление света на 4-5 диоптрий, и человек уже не может читать без очков. Развивается возрастная дальнозоркость.

Острота зрения зависит также от длины самого глаза. Обычно она 23-24 мм. А когда глаз маленький, например, у новорожденного ребенка он 16-17 мм, точность попадания света нарушается. Ученые выяснили, что человек рождается дальнозоркими, а с возрастом все глазные параметры взаимно «подгоняются». В школу ребенок идет с уже нормальным зрением. Так должно быть в идеале.

По статистике, сегодня половина нынешних школьников имеет дефекты зрения, а у 1/3 обнаружена высокая степень близорукости. В чем дело?

Откуда берутся близорукие дети

Причина заключается в постоянном развитии цивилизации, которая заставляет мам усаживать малышей за книги с 4-5 лет, а также во всеобщей компьютеризации.

Недостаточно крепкий глаз не справляется с большими нагрузками. Он вынужден приспосабливаться к ним за счет потери остроты зрения. Этот процесс называется миопизация – близорукость.

Сегодня людей с идеальным, 100%, зрением на планете не больше 15%.

Рекомендации родителям

Родители должны знать: как только у ребенка появились первые признаки близорукости, надо провести обследование:

  • Проверить рефракцию – преломляющую способность глаза (для этого капают специальный препарат, расширяющий зрачки).
  • Проверить аккомодацию – у человека может быть ложная (небольшая) близорукость, ему выписывают сильные очки, и ложная близорукость переходит в истинную.
  • Если есть возможность, провести ультразвуковое обследование. Оно позволяет точно определить размеры глазного яблока и преломляющую способность роговицы.
  • После обследования врач поставит диагноз и назначит лечение.

    Родители должны понимать, чем раньше выявить проблему, тем легче и эффективней с ней бороться.

    www.vip-doski.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *