Профилактика близорукости (миопии) у детей и взрослых

Последние исследования показывают тенденцию к увеличению количества детей, у которых возникает близорукость (миопия) в раннем возрасте.

Эти исследования позволяют сделать вывод, что основным вызывающим это состояние фактором является увеличение зрительных нагрузок на близком расстоянии у таких детей во время роста глаз.

Чтобы лучше понять как действует профилактика близорукости, необходимо сначала разобраться с самим понятием этой патологии.

В близоруком (миопичном) глазу свет фокусируется еще до того, как достигнет сетчатки. При таких условиях глаз фокусируется на близких объектах и не воспринимает удаленные, они выглядят размытыми.

Чаще это связано с увеличенной длиной глаза. Одно из условий возникновения миопии – чрезмерное напряжение цилиарной мышцы глаза. Оно происходит при длительных зрительных нагрузках и приводит к спазму аккомодации. Таким образом, для предупреждения близорукости должно быть уменьшено напряжение мышц глаза.

Близорукость прогрессирует с возрастом. Обычно этот процесс останавливается после достижения человеком двадцати лет, когда прекращается рост, в том числе и рост глазного яблока.

Профилактика близорукости возможна, если следовать нескольким простым правилам. Несмотря на свою простоту, они эффективны и подходят как взрослым, так и детям.

Правильное расстояние до книги при чтении

Одно из условий для предупреждения миопии – читая, необходимо избегать напряжения глаз. При чтении зрительные оси глаз сводятся и фиксируются на тексте (конвергенция), чрезмерное их сближение недопустимо.

Конвергенция зависит от того, насколько близко к глазам расположена книга при чтении. Чем ближе расположен объект, тем больше конвергенция, то есть тем ближе сходятся глазные оси.

Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии.

Чем ближе объект, тем больше усилие, необходимое для фокусировки цилиарной мышцы. Это приводит к спазму аккомодации и временной близорукости, которая может перерасти в постоянную.

Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии

Если приходится много читать, писать, работать за компьютером или выполнять иную работу на близком расстоянии, необходимо делать десятиминутный перерыв каждые 40 минут. Такой перерыв позволит избежать возникновения переутомления мышц глазного аппарата.

При соблюдении этой профилактической меры даже 14 часов непрерывной работы не смогут отрицательно повлиять на состояние ваших глаз.

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз необходимо достаточное освещение при выполнении близкой работы. Идеальное освещение – это солнечный свет.

Насколько это возможно, рабочее место должно находиться в таком месте, которое обеспечивает наибольшее количество дневного света. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять.

Если освещения недостаточно, глаза испытывают перенапряжение в процессе работы. В результате, как уже говорилось, может возникнуть спазм, вызывающий миопичное состояние глаза.

Освещение должно быть равномерным, поэтому лучше совмещать общий свет и свет настольной лампы.

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см., необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра.

Насколько это возможно, яркость экрана необходимо установить на минимум, при котором изображение хорошо видно.

Освещение в комнате должно быть включено. Просмотр телевизора в темной комнате вызывает напряжение глаз. Не стоит смотреть на экран не отрываясь, желательно каждые 5-10 минут переводить взгляд на другие предметы.

Многие увлекаются вязанием, вышивкой, собирают модели кораблей или другой деятельностью, связанной с выполнением «мелкой» работы на близком расстоянии. Однако не стоит заниматься этим после напряженного рабочего дня, проведенного за компьютером. Это гарантированно нанесет тяжелый удар по вашей зрительной системе. Кроме того, не забывайте о достаточном освещении.

При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

Для профилактики близорукости при длительных зрительных нагрузках каждые 30 минут рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, помогающие снять напряжение.

Вам помогут простые упражнения:

  • Закрыть глаза и помассировать веки пальцами.
  • Сидя на стуле, вытянуть руки вперед и посмотреть на пальцы. На вдохе поднять руки вверх, не поднимая головы следить глазами за пальцами, на выдохе руки опустить. Повторить несколько раз.
  • Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Для профилактики необходимо соблюдать основные правила. Ими являются общее укрепление здоровья, регулярные физические нагрузки, создание оптимальных условий для работы на близком расстоянии, недопустимость чрезмерного напряжения глаз, регулярные прогулки или занятия на свежем воздухе.

    Если близорукость возникла, корригировать (лечить) ее можно используя очки или же контактные линзы. Они переносят фокус изображения непосредственно на сетчатку глаза, создавая более четкое изображение. В некоторых случаях ношение жестких контактных линз может несколько снизить прогрессирование близорукости.

    Наиболее распространенной операцией, корригирующей близорукость является ЛАСИК. Эксимерный лазер применяется для изменения формы роговицы, она как бы сглаживается, становится менее выпуклой. Тем самым достигается смещение фокуса.

    Эта операция назначается только после тщательного офтальмологического обследования. Существует ряд противопоказаний, препятствующих ее проведению. Кроме того, следует понимать, что она необратима может повлечь осложнения. Перед проведением такой операции стоит оценить все «за» и «против».

    astigmatizma.ru

    *Диета при миопии (близорукости). Профилактика при осложнении заболевания.

    При миопии питание должно быть сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др. Общее состояние организма и иммунной системы значительно отражается на процессе прогрессирования заболевания.

    Продукты и блюда, рекомендуемые при лечении и профилактике близорукости:

    • Хлеб : лучше отказаться от употребления белого хлеба и заменить его на серый, на хлеб из муки грубого помола, отрубной или зерновой.
    • Супы : наиболее полезными считаются вегетарианские супы с овощами, различными крупами, на молоке, с фруктами. Допускается использование слабых, нежирных мясных или рыбных бульонов.
    • Мясные, рыбные блюда, птица. При таком заболевании как близорукость следует значительно ограничивать потребление жирных сортов мяса. Как нельзя лучше подойдут нежирные сорта говядины, баранины, кролика, птицы, рыбы и морепродукты. Готовить в отварном, тушеном или запеченном виде с использованием минимума жира.
    • Овощные блюда и гарниры. При диетическом питании и профилактике близорукости хорошо подойдут любые овощи как в сыром виде, так и в составе гарниров в любой обработке. Предпочтение отдаётся салатам в сыром виде. Самыми полезными из овощей считаются капуста белокочанная (как в сыром, так и в квашеном виде), брокколи, цветная капуста, красный и желтый сладкие перцы, помидоры, морковь, свёкла, тыква, зеленый горошек. На вашем столе всегда должны быть шпинат , петрушка, зеленый лук и зелёный салат. Очень полезно включать в рацион морскую капусту. В ограниченном количестве можно употреблять чечевицу, фасоль, сою, горох и орехи.
    • Макаронные изделия и крупы. Предпочтение отдаётся овсяной и гречневой крупам в любой обработке. Макаронные изделия желательно из тёмных сортов муки — в небольших количествах.
    • Яйца. Яйца можно использовать как самостоятельное блюдо в варёном, жаренном виде или в составе других блюд.
    • Молочные продукты. Полезны все виды молочных продуктов без ограничения: молоко, сливки, сметана, все кисломолочные продукты, творог, неострые сорта сыра…
    • Сладости, фрукты, ягоды. Все виды фруктов и ягод, а также приготовленные из них блюда: желе, компоты, кисели, муссы. Оранжевым сортам фруктов — особое предпочтение (дыня, облепиха, персики, абрикосы). Вместо конфет и сахара прекрасно подойдут сухофрукты: курага, изюм, инжир… При профилактике глазных заболеваний особое внимание следует уделить таким ягодам как : черноплодная рябина, черника, красная и чёрная смородина, а также всем сортам цитрусовых.
    • Напитки. Здесь лидирует некрепкий натуральный чай, особенно его зелёные сорта. В рацион обязательно должны входить свежевыжатые соки из фруктов, ягод и овощей. Из овощных очень полезен морковный и свекольный соки. Можно делать миксы из небольшого количества капусты и сладких сортов перца, добавив в них зелень петрушки, шпината или листового салата. Как можно чаще готовить отвары из шиповника, боярышника и очень вкусный и полезный морс из черники.
    • Жиры. Масла растительные (предпочтительнее оливковое, горчичное, льняное) в виде заправок для салатов и приготовления пищи. В ограниченном количестве — масло сливочное.
    • Колбасные изделия и копчёности.
    • Жирные блюда и закуски
    • Солёные и острые продукты (соленья, консервы, маринады)
    • Алкоголь и все газированные напитки.
    • Кофе, какао и крепкий чай
    • В ограниченных количествах:

    • Сладости, такие как конфеты, сахар, варенье, сиропы, шоколад…
    • Масло сливочное
    • Сдоба и белый хлеб
    • Поваренная соль
    • При лечении и профилактике близорукости желательно придерживаться дробного питания, т.е. приём пищи небольшими порциями не менее 4-6 раз в день.

      И. Семёнов специально для «Любимый доктор»

      aibolit.way2fame.ru

      Близорукость, или миопия – это широко распространённый дефект рефракции глаза, при котором фокус изображения находится перед сетчаткой, а не на ней, что проявляется размытым, нечётким, смазанным видением удалённых объектов. Статистически данной патологией страдают около 40% студентов, хотя в школьном возрасте этот показатель составляет около 20%. Таким образом, можно сделать вывод о склонности данного заболевания к прогрессированию с возрастом.

      Причины возникновения

      Существует два механизма развития миопии – деформация глазного яблока с увеличением его размеров в длину (осевая близорукость) и увеличение преломляющей силы роговицы, вследствие чего уменьшается фокусное расстояние (рефракционная миопия). К причинным факторам возникновения данной патологии относятся следующие:

    • Генетическая предрасположенность (в случае наличия у обоих родителей близорукости риск развития данной патологии у ребёнка составляет около 50%, в то время как у ребёнка от здоровых родителей такая вероятность составляет не более 10%). Существует мнение, что наследственностью определяется ряд дефектов в процессе синтеза коллагена (белка соединительной ткани), который является важной составляющей склеры;
    • Интенсивные и длительные зрительные нагрузки при плохом освещении, недостаточной дистанции, неправильной посадке при письме и чтении, чрезмерном увлечении компьютером и телевизором;
    • Нерациональное питание (недостаточное поступление в организм микроэлементов, которые имеют важную роль в формировании склеры – Mn, Zn, Cr, Cu и т.д.);
    • Неправильная и/или несвоевременная коррекция зрения, которая может приводить к прогрессированию миопии, появлению косоглазия или к развитию амблиопии, т.е. к синдрому «ленивого глаза»;
    • Травмы глаза со смещением хрусталика (вывих, подвывих);
    • Спазм аккомодации (чаще в молодом возрасте);
    • Склероз хрусталика (чаще у пожилых лиц).
    • Симптомы близорукости

      Обычно данная патология начинает проявляться в младшем школьном возрасте и прогрессирует до 20-25 лет, затем стабилизируется и может продолжить прогрессировать после 40 лет. Первыми признаками появления у ребёнка миопии являются быстрая зрительная утомляемость, головные боли, прищуривание при взгляде вдаль, рассматривании мелких изображений.

      С целью диагностики данного заболевания проводится определение остроты зрения, а также ряд специальных исследований (офтальмометрия, офтальмоскопия, визометрия, скиаскопия, периметрия, рефрактометрия, эхография).

      Существуют следующие разновидности близорукости:

      • Myopiafalsa (псевдомиопия, спазматическая близорукость) возникает вследствие спазма аккомодации (увеличение тонуса или спазм ресничной мышцы) и исчезает с нормализацией тонуса указанной мышцы;
      • Myopiaaxialis (осевая) развивается вследствие удлинения оптической оси глаза;
      • Myopiarefractiva (оптическая, рефракционная) – это вид близорукости, обусловленный увеличением преломляющей силы оптической системы глаза;
      • Myopiatransitoria (преходящая, транзиторная) – подвид ложной миопии, возникающий вторично на фоне других заболеваний (например, сахарного диабета) или из-за приёма некоторых лекарственных средств (сульфаниламидов, наример);
      • Myopiacongenita (врождённая) – миопия с первых дней жизни, которая обусловлена аномалиями развития глаза, встречается редко;
      • Myopiaprogressiva (прогрессирующая) – близорукость, степень которой постепенно увеличивается вследствие растяжения задних отделов глазного яблока;
      • Myopiacomplicata (осложнённая) – при развитии анатомических изменений, приводящих к потере зрения;
      • Myopianocturna (сумеречная, ночная) – вид миопии, связанный с эмметропической рефракцией глаза, возникающей в сумерках и недостаточном освещении;
      • Myopiaalta (высокая) – миопия, степень которой более 6,25 диоптрий;
      • Myopiacombinativa (комбинационная) – близорукость невысокой степени, при которой показатели преломляющей силы оптической системы глаза и длины оптической оси не превышают показателей, характерных для эмметропии, но их сочетание не позволяет обеспечить нормальную рефракцию.

      По степени миопию разделяют на миопию слабой степени (не более 3х диоптрий), средней (до 6ти диоптрий), высокой (более 6 дптр).

      При обнаружении первых признаков данного заболевания следует незамедлительно обратиться к врачу-офтальмологу, так как несвоевременная или неправильная коррекция может привести к быстрому прогрессированию патологического процесса.

      Лечение близорукости

      Консервативное лечение включает в себя специальные курсы гимнастики для глаз, общеукрепляющие мероприятия, рациональное питание (сбалансированное по количеству витаминов и микроэлементов), специальную аппаратную стимулирующую терапию. В случае неэффективности консервативной терапии и отсутствия показаний к хирургическому лечению проводится адекватная коррекция зрения (очки, контактные линзы).

      Хирургическое лечение заключается в склеропластике либо лазерной коррекции зрения.

      Осложняться миопия может отслойкой сетчатки, её дистрофическими изменениями, разрывом сетчатки и даже слепотой.

      Для профилактики снижения остроты зрения, а именно миопии, необходимо избегать длительных нагрузок на глаза, рационально питаться, читать и писать при достаточном освещении рабочей поверхности, оптимизировать часы нахождения у телевизора и компьютера, а также правильно корректировать уже имеющиеся нарушения зрения.

      www.likar.info

      Диагноз «близорукость», какие симптомы болезни?

      В современном мире нередко можно встретить людей в очках, их количество растет из года в год. По всему земному шару насчитывается порядка одного миллиарда жителей с проблемами зрения в виде близорукости. В зоне риска находятся и взрослые, и дети. Причем апогей развития миопии приходится на период полового созревания у подростков. Давайте рассмотрим близорукость и симптомы, которые характеризуют данное заболевание глаз.

      Что происходит с глазом при близорукости?

      Если перевести с греческого языка, то слово близорукость, или миопия, означает «щурить взгляд, зрение».

      При данном дефекте невозможно четко видеть удаленные предметы и объекты. Объясняется это неправильной фокусировкой, при которой видимая картинка собирается перед сетчаткой глаза, а не как должно быть в норме — непосредственно на ней.

      Такое отклонение приводит к тому, что человек способен относительно нормально и отчетливо видеть только вблизи. А прищуриваясь, он как бы пытается «поймать фокус» для того, чтобы рассмотреть объекты вдалеке.

      Чтобы иметь представление о механизмах развития близорукости, нужно знать строение глаза и то, как в нем работает система преломления света. Сложнейшая система зрительного органа фиксирует изображение извне и передает полученную информацию в головной мозг.

      На фото: внутреннее устройство глаза

      Составляющие глаза следующие:

      • Глазное яблоко. Оно состоит из трех оболочек: наружной, средней или сосудистой и наружной (сетчатка).

      • Внутренние элементы: стекловидное тело, хрусталик и глазные камеры. Они обеспечивают нормальную работу органа.

      • Вспомогательные структуры: мышцы двигающие глаз (6 видов, в т.ч. ресничные мышцы), слезные железы, веки и другие.

      Хрусталик и роговица являются основными структурами, обеспечивающими преломление световых лучей. Их преломляющая сила различается. У роговицы это постоянная величина (около 40 диоптрий), а у хрусталика показатели колеблются — 19-33 диоптрия. Если отсутствуют какие-либо отклонения от нормы, то преломленный свет соберется в одной точке непосредственно на сетчатке. Человек при этом будет видеть максимально четко.

      Взгляд вдаль, за счет расслабления мышц ресниц, снижает в хрусталике преломляющую способность. Если рассматривать предметы вблизи ресничные мышцы сокращаются — происходит увеличение силы преломления. Эта особенность обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке. Нарушение функционирования системы преломления, когда картинка собирается перед сетчаткой, называется близорукостью. Об отличительных признаках дальнозоркости и близорукости читайте в статье.

      Степени развития близорукости

      На фото: степени развития близорукости

      Исходя из того, насколько человек стал хуже видеть, врачи-офтальмологи привыкли выделять три степени миопии.

      • Первая или слабая. Самое распространенное состояние среди всех людей, страдающих близорукостью. Его можно отнести скорее не к патологии, а к особенностям зрения. Дискомфорт при слабо выраженной патологии практически не ощущается.

      Способность хорошо видеть снижается не более чем на три диоптрии. Нарушение рефракции на 1 диоптрий и ниже может всего лишь свидетельствовать о наличии спазма аккомодации. Миопия первой степени, при отсутствии лечения, прогрессирует и через несколько лет переходит в следующую стадию.

      • Средняя степень. Острота зрения колеблется от -3 до -6 диоптрий. Это уже не безобидный дефект. На глазном дне появляются признаки дистрофии, происходят изменения в районе слепого пятна на сетчатке, ее сосуды сужаются. С этой степенью близорукости ограничиваются профессиональные возможности. Показаны средства оптической коррекции зрения. Офтальмолога необходимо посещать не реже двух раз в год.

      • Сильная степень, или высокая. Считается наиболее опасной, на ее фоне развиваются серьезные осложнения. Ухудшение зрения превышает 6 диоптрий. Эта степень характеризуется повышенной утомляемостью органа зрения и всеми другими симптомами, характерными для близорукости. Человек постоянно прищуривается чтобы обеспечить рассматриваемой картинке четкость.

      Если вы до сих пор не разобрались, что такое близорукость «+» или «-«, читайте информацию об этом в статье.

      Чем сильнее степень близорукости, тем больше вытягивается глазное яблоко и растягиваются сосуды. Такие процессы неизбежно приводят к осложнениям, вплоть до абсолютной потери зрения.

      Близорукость: симптомы

      Люди с дефектом зрения вынуждены постоянно напрягать глаза. Вследствие этого появляется зрительное утомление

      В самом начале никак не дает о себе знать возникшая близорукость, т.к. симптомы практически отсутствуют. Довольно часто о наличии проблемы человек узнает случайно, придя к офтальмологу на очередной профилактический осмотр.

      Миопия интенсивно развивается в период школьного обучения.

      В процессе учебы зрительные нагрузки максимальны. Взрослым необходимо внимательно наблюдать за своим чадом, чтобы не упустить возможное прогрессирование патологии.

      Сигналы того, что есть проблемы со зрением, следующие.

      • Ребенок плохо различает находящиеся вдалеке предметы (например, написанные на доске строчки).

      • Приближает к глазам то, что хочет рассмотреть.

      • Прищуривается когда смотрит вдаль.

      • Постоянно трет глаза.

      Если спросить что ощущает близорукий человек, то он ответит так: в глазах чувствуется напряжение и раздражение, контуры предметов размыты, все видимое сливается в одну картинку, а в темное время суток проблематично ориентироваться в пространстве. Люди с дефектом зрения вынуждены постоянно напрягать глаза. Вследствие этого появляется зрительное утомление. Такое состояние вызывает головную, глазную боль и ломоту в органе зрения.

      Прогрессирующая близорукость требует постоянной смены очков или линз на более сильные. Признаки близорукости высокой степени проявляются таким образом:

      • Так как глазное яблоко удлиняется, глазная щель расширяется и у человека проявляется пучеглазие.

      • Нарушается кровообращение в сетчатке. Иногда может произойти кровоизлияние.

      • Растянутая и истонченная склера, из-за просвечивающихся сосудов, становится синеватого оттенка.

      • Перед глазами появляется ощущение летающих «мушек» или «ниток».

      • Значительно снижается острота зрения.

      К признакам наличия миопии также относят повышенную утомляемость глаз при управлении транспортного средства, чтении книг, работе за компьютером, просмотре телевизора.

      Методы улучшения зрения при близорукости

      Лечить близорукость необходимо в обязательном порядке. На ее фоне могут развиваться очень серьезные осложнения. Не леченная патология влечет за собой возникновение гетерофории, глаукомы, катаракты, отслойки и дистрофии сетчатки, косоглазия. Запущенные формы приводят к слепоте. Основной задачей является притормозить развитие болезни и не допустить осложнений.

      Средства оптической коррекции – очки или линзы со знаком «минус»

      Существуют следующие способы улучшения зрения.

      • Средства оптической коррекции – очки или линзы со знаком «минус». Без этого близорукие люди ощущают постоянный дискомфорт. Они постоянно напрягают глаза и прищуривают взгляд. Дети с такой патологией замыкаются, они негативно относятся к окружающим их людям. Такое состояние крайне отрицательно влияет на формирование психики ребенка. При слабой степени близорукости необходимо носить очки для дали. Если острота зрения выше 0,3, то очки одеваются в случае необходимости. Неправильно подобранные очки или линзы, а также не соответствующий уход за ними, усугубит протекание болезни.

      • Специальная гимнастика для глаз. Упражнения необходимо выполнять правильно и регулярно.

      • Физиотерапевтические процедуры (массаж воротниковой зоны, электро-, лазеростимуляция).

      • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты показаны при зрительных нагрузках. К ним относят капли для глаз и таблетки.

      Полностью избавиться от миопии при помощи терапевтических методов невозможно. Все эти процедуры направлены на то, чтобы болезнь не прогрессировала, и не ухудшалось зрение. Рекомендуется проходить в год 2 курса лечебной терапии.

      Навсегда избавиться от близорукости можно при помощи оперативного вмешательства. Лазерная коррекция, фоторефракционная кератэктомия, лазерный керотамилез — эти операции выравнивают кривизну роговицы и преломляющая способность восстанавливается.

      Полезные советы и профилактика

      При слабой степени близорукости необходимо носить очки для дали. Если острота зрения выше 0,3, то очки одеваются в случае необходимости

      Избежать развития миопии поможет соблюдение следующих правил:

      • Обеспечьте нормальную нагрузку на зрительные органы (сократите время просмотра телевизора и работы на компьютере, соблюдайте минимально допустимое расстояние до экрана и монитора и режим освещения).

      • Чередуйте зрительные, умственные нагрузки с физическими упражнениями.

      • Не забывайте делать специальную гимнастику для глаз. Упражнения повторяйте два-три раза в день.

      • Следите за общим состоянием своего здоровья.

      • Правильно питайтесь. Включите в рацион морковку, шпинат, чернику и другие продукты, содержащие полезные для зрения компоненты.

      Больным близорукостью, в частности сильной степени, запрещено поднимать тяжести, делать резкие движения, избегать интенсивных вибраций и толчков. Беременным женщинам с патологией зрения нужно учитывать тот факт, что во время родоразрешения их глаза могут не выдержать нагрузку. Стоит рассмотреть целесообразность кесаревого сечения.

      Появление каких-либо признаков должно быть сигналом к тому, что нужно посетить врача-офтальмолога. И даже при отсутствии симптомов следует проходить консультацию не реже одного раза в год. Своевременная диагностика позволяет как можно раньше начать лечение и приостановить развитие близорукости.

      bolezniglaz.ru

      Близорукость. Профилактика близорукости

      Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.

      Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

      В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

      Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.

      Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий.

      Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

      Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.

      Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.

      Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.

      Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света

      Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

      Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

      Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

      Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.

      Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.

      Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.

      По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

      Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза.

      Вот некоторые элементы этой гимнастики:

      Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

      Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

      Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

      Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

      Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

      Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

      Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

      Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии вводите в учебные занятия.

      1. Бумажные офтальмотренажеры

      Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

      На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

      2. Пирамидки.

      Детям предлагаются следующие задания:

      1) Найди глазами две пирамидки.

      2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

      3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

      4) Сколько всего колец у пирамидок?

      5) Сколько всего колпачков?

      6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

      Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

      3. Тарелки с разноцветными кружками.

      а) Найди две одинаковые тарелки.

      б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

      в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

      г) Сколько всего кружков?

      4. Схема зрительно-двигательных траекторий.

      С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

      вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

      Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

      Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

      Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

      — упражнения под музыкальное сопровождение;

      — упражнения с речетативом;

      Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:

      Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).

      Глазки у ребят устали.

      Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).

      Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).

      Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).

      В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх) —

      Вверх по радуге пойдем. (вправо и вверх – влево).

      Вправо, влево повернём.

      А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

      Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

      Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

      «Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

      «Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

      «Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

      глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

      Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

      «Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

      «Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

      «Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

      Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

      Игру можно повторить 2 – 3 раза.

      Профилактика зрительного утомления и близорукости

      (памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

      Долго тянется урок – Много мы читали.

      Не поможет тут звонок, Раз глаза устали.

      Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый.

      Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.

      Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

      Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

      Упражнение такое — Повтори пять раз за мною.

      Упражнение два – Тренируй свои глаза.

      Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

      Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

      Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

      Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

      Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

      Упражнение четыре — Потратить нужно много силы.

      Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

      Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

      Упражнение пять — Нужно четко выполнять.

      Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

      Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

      • первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

      • второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

      Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

      Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.

      В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

      Специально-восстановительные зрительные игры:

      Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

      Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

      Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

      Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

      Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

      Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

      Специально-тренирующие зрительные игры:

      Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

      Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

      Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

      Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

      Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

      Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

      1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

      2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

      3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

      www.prirodlekar.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*