Как уберечь ребенка от школьной близорукости?

Близорукость у детей: как проверять зрение в домашних условиях, как использовать методы прицельной тренировки и как избежать спазма аккомодации.

Приобретенная близорукость – это такое заболевание, которое невозможно вылечить современными методами, но очень легко предотвратить. Нынешнюю «эпидемию» близорукости принято списывать на что угодно – на школьные перегрузки, на компьютер, на дурную наследственность, но о реальной причине близорукости обычно умалчивается. Эта реальная причина носит, однако, не медицинский, а социальный характер.

Ваш ребенок идет первый раз в первый класс, имея хорошее зрение и здоровые глаза. Спрашивается: кто несет ответственность за то, чтобы спустя одиннадцать школьных лет его глаза оставались такими же зоркими? Ответ на этот вопрос предельно прост и лаконичен: никто. Школьный учитель — этот основной поставщик зрительных и умственных перегрузок — никоим образом не обязан заботиться о здоровье вашего ребенка. Что же касается офтальмолога из районной поликлиники, то ему на прием вашего ребенка отведено ровным счетом 6 минут (таковы официальные нормы). К тому же, как известно, посещение врача — процедура не из приятных, поэтому к врачу обычно обращаются только тогда, когда болезнь уже носит запущенный, необратимый характер.

Чуть ли не половина выпускников школ в той или иной степени страдает близорукостью, но вовсе не потому, что так уж трудно уберечь детей от близорукости, а потому, что этим ровным счетом никто не занимается. Вероятно, не последнюю роль тут играет расхожее представление о том, что близорукость — это так, ерунда — всего-навсего очки на носу, этакий безобидный косметический дефект, с которым легко можно ужиться.

А между тем, близорукость — вещь вовсе не безобидная, и всякий близорукий человек это очень хорошо знает. Просто страдания, которым он подвергается, — не из тех, какие принято громко обсуждать на людях. Чего только стоит шок, который переживает ребенок, когда узнает, что отныне он — очкарик! В детских коллективах нравы простые и грубые. Очкарики там — существа низшего сорта, нравится это взрослым или нет. Близорукость наносит катастрофический удар по самооценке, способствует замкнутости, уходу в себя. К тому же, близорукость ведет к резкой потере работоспособности — вплоть до того, что за каждую прочитанную книжку, за каждые несколько часов, проведенные за компьютером, приходится расплачиваться головными болями и дальнейшим ухудшением зрения.

Взгляните на нашу общественную элиту, взгляните на президентов других государств! Много ли среди них близоруких людей? Да их там почти нет! Даже среди ученых — лауреатов Нобелевской премии они не так уж часто встречаются. Близорукость — это очень серьезное препятствие для большой карьеры, к какой бы сфере человеческой деятельности она ни относилась. Внутреннего «пороху» у близоруких людей хватает обычно лишь на то, чтобы добросовестно исполнять чужие распоряжения. Из них получаются хорошие библиотекари и программисты (хотя и от книг и от компьютеров у них побаливают глаза).

Я думаю, что только глубокое внутреннее отчаяние заставляет людей идти на крайнюю меру — на лазерную коррекцию зрения. Хотя в рекламных целях эту процедуру часто называют «лечением», никакого отношения к оздоровлению глаз она не имеет. Пациенту просто срезают кусок роговицы, выстругивают из него подходящую линзу и снова приживляют обратно. Смысл всей этой рискованной операции чисто косметический. Он заключается лишь в том, что линза становится незаметной со стороны. Однако вряд ли это поможет взрослому человеку существенно поднять самооценку, ведь его характер уже давно сформирован и устоялся, — а детям таких операций, слава богу, пока не делают.

Вместе с тем, уберечься от близорукости с самого начала — дело технически несложное и не требующее больших познаний в офтальмологии. Близорукость — это, по сути дела, патологическая деформация глазного яблока. Чем конкретно вызывается такая деформация — этого офтальмологи и сами не знают. Ясно только одно: близорукость не наступает в одночасье. Сначала возникает так называемый спазм аккомодации. В глазу имеется особая аккомодационная мышца, ответственная за наведение на резкость. Когда она расслаблена, глаз настроен на зрение вдаль. Когда она напряжена, глаз перестраивается на работу вблизи. Такая перенастройка происходит автоматически, без волевого участия человека.

Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму — к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается. Но это еще не близорукость в полном смысле этого слова, потому что глазное яблоко остается — пока! — недеформированным. Только если не обращать внимание на спазм аккомодации и продолжать упорно нагружать глаза работой вблизи, то через несколько недель или даже месяцев в глазу начнут происходить необратимые изменения и разовьется истинная близорукость. (Да простят мне специалисты-офтальмологи предельную упрощенность изложения. Суть дела от этой упрощенности нисколько не меняется.)

Покуда дальше спазма дело не пошло, всё еще можно поправить. Стоит убрать спазм — и нормальное зрение полностью восстановится. Если в этот момент оказаться на приеме у добросовестного окулиста, то он не будет выписывать очков, а назначит курс атропинизации. Атропин — это яд нервно-паралитического действия, который блокирует передачу нервных импульсов от мозга к аккомодационной мышце. Таким образом, мышца как бы получает отдых и со временем вновь обретает способность к расслаблению. (В последнее время помимо атропина появились и другие препараты аналогичного действия.)

Отсюда с очевидностью вытекает простая программа действий по гарантированному предотвращению близорукости. Нужно всего-навсего регулярно проверять зрение школьников, выявлять спазм аккомодации и незамедлительно его устранять. Весь вопрос в том, как часто проводить такие проверки.

Согласно официальной рекомендации, проверяться у окулиста следует один раз в год. Нетрудно понять, откуда взялась такая цифра. Она рассчитана, исходя из тех бюджетных средств, которые выделяются на здоровье населения. К окулисту нужно ходить именно один раз в год потому, что он и без того перегружен работой и принимать вас чаще он всё равно не сможет.

Близорукость же развивается по своим законам, никак не связанным с бюджетными средствами. За один год спазм аккомодации вполне успевает переродиться в патологическую деформацию глазного яблока, и повернуть этот процесс вспять уже невозможно.

Выход из этой ситуации очень прост. Родители могут сами стать немножечко окулистами и обучиться нехитрому искусству проверки зрения у детей. Собственно, и обучаться тут нечему. Всякий, кто хоть раз побывал на приеме у окулиста, знает, как это делается. Для этого требуется иметь проверочную таблицу. Когда-то она была большим дефицитом, а теперь ее свободно можно купить в магазине медтехники или взять в Интернете (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm). Ее нужно повесить на стену и хорошо осветить. Человек со стопроцентным зрением способен отчетливо увидеть десятую строку таблицы с расстояния пяти метров. Проверка осуществляется для каждого глаза по отдельности, при этом другой глаз можно прикрыть, например, ладонью, сложенной «лодочкой».

Впрочем, ничего мистического в этой таблице нет. Принято считать, что глаз с остротой зрения сто процентов способен увидеть раздельно две удаленные точки, если лучи, проведенные от глаза к этим точкам, образуют между собой угол в одну шестидесятую градуса. Нетрудно вычислить, что если точки удалены от глаза на пять метров, то расстояние между ними должно составлять 1,45 мм. Именно таким является зазор между палочками букв «Ш» и «Б» в десятой строке проверочной таблицы. Сами же буквы оказываются в пять раз больше, т.е. около семи миллиметров. Поэтому, собственно говоря, и таблица-то не нужна. Зрение можно контролировать и по буквам, написанным фломастером от руки, при условии, что они имеют приблизительно правильные размеры.

Если речь не идет о малышах-первоклашках, а о детях постарше и посознательнее, то их вполне можно приучить проверять свое зрение самостоятельно. Такая проверка длится в буквальном смысле несколько секунд. Просто ребенок должен убедиться, что каждым глазом в отдельности он способен ясно различить три вертикальные палочки у буквы «Ш» и три горизонтальные палочки у буквы «Б» (острота зрения по вертикали и по горизонтали может быть, вообще говоря, неодинаковой).

Очевидно, что это вовсе не такая процедура, которая непременно требует участия дипломированного врача-окулиста и которой надо дожидаться целый год. Насколько же часто имеет смысл ее проводить? По моему глубокому убеждению, это надо делать каждый день. Спазм аккомодации следует выявлять практически сразу, как только он возник. Тогда и избавиться от него не составит большого труда. Надо просто дать глазам отдых, и спазм пройдет сам собой.

Я подозреваю, что в этом месте у читателя может возникнуть недоумение: неужели всё так невероятно просто? Ведь сотни миллионов людей на планете мучаются от близорукости, а тут, вдруг оказывается, что эти мучения можно так легко предотвратить!

Пожалуй, тут я должен сделать одну оговорку. Если рассматривать исключительно «техническую» сторону дела, то — да, тут всё очень легко и просто. Однако если принять во внимание еще и социальный компонент, то тогда появляются сложности. Я люблю проводить параллели между близорукостью и алкоголизмом. Ведь алкоголизм — это тоже тяжелая неизлечимая болезнь, которую, с чисто «технической» точки зрения, фантастически легко избежать. Для этого всего-то навсего не надо пить алкогольных напитков. Но попробуйте-ка убедить людей не пить! Также и с близорукостью: одно дело указать простой способ от нее уберечься, и совсем другое — внедрить этот способ в культуру человеческого поведения (как это когда-то произошло с мытьем рук и чисткой зубов).

До сих пор речь шла о вещах принципиальных. Ниже приводятся некоторые «технические» детали.

Многие родители приучают детей читать книжки и сажают их за компьютер еще до того, как наступает пора вести их в школу. Одновременно с этим нелишне было бы и предпринять меры против близорукости. Однако малыши-дошкольники (как, впрочем, и первоклашки) — народ еще несознательный: вряд ли они смогут без посторонней помощи пунктуально следить за своим зрением. Придется родителям устраивать контрольные проверки самим — так, как это делают офтальмологи со своими пациентами, то есть показывать буквы и просить их назвать.

Проблема здесь заключается в том, что проверочная таблица очень быстро будет выучена наизусть. Поэтому проверять зрение у дошкольников (и младших школьников) следует не по таблице, а по карточкам, на которых написаны те же самые буквы. Эти карточки предъявляются всякий раз в случайном порядке, поэтому контроль будет осуществляться именно за зрением, а не за памятью. Карточки легко изготовить самому, но можно взять и в Интернете — они находятся по той же ссылке, что и проверочная таблица (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm).

Однако следует иметь в виду, что привычные объекты распознаются гораздо легче, чем непривычные. Даже когда ребенок вместо буквы видит некое расплывшееся облачко, он уже по виду этого облачка зачастую сможет верно назвать букву. Поэтому если при каждодневных проверках он с пяти метров правильно распознает букву стандартного размера (как в десятой строке проверочной таблицы), то это еще не гарантирует, что у него стопроцентное зрение. Для большей уверенности надо либо уменьшить размер контрольных букв, либо увеличить расстояние до них. Никаких официальных норм на этот случай, конечно, не предусмотрено, так что тут приходится полагаться на собственное чутье.

Кроме того, стопроцентное зрение — понятие очень условное. В реальности, большинство людей со здоровыми глазами видят лучше, чем на сто процентов. Размер букв и расстояние до них должны быть подобраны таким образом, чтобы буквы были едва-едва различимы. Если у ребенка всегда было зрение двести процентов (то есть он различал буквы, которые в два раза меньше, чем положено по норме), и вдруг его зрение упало до ста процентов, то это уже основание для того, чтобы принимать меры.

Ухудшение зрения, если уж оно случилось, происходит не постепенно, а скачком (спазм либо есть, либо его нет). При регулярных проверках не заметить этот скачок невозможно. Но, допустим, неприятность всё же произошла. Еще вчера ребенок называл все буквы правильно, а сегодня путается и делает массу ошибок. Что в этом случае делать?

Вначале имеет смысл выяснить, какое именно занятие ребенка привело к перенапряжению глаз. Может быть, он «пересидел» за уроками или слишком уж зачитался какой-то книжкой? Не дает ли о себе знать возникший спазм какой-нибудь особенной болью в глазах? Подобные вещи хорошо бы отследить сразу, чтобы не допускать их повторения в будущем.

Далее, на ближайшие дни глазам надо просто обеспечить отдых — вплоть до того, что освободить ребенка от всех домашних заданий и не пускать его в школу. Но можно поделать и кое-какие специальные упражнения.

Прежде всего, сама по себе процедура проверки зрения по карточкам очень способствует приведению глаз в норму — ведь при этом очень мощно активизируется зрение в даль. Только теперь уже заниматься «чтением» карточек нужно не две-три минуты, как при рутинном контроле, а хотя бы минут пятнадцать-двадцать. «Несознательных» малышей приходится еще дополнительно стимулировать — например, напирать на то, что им нельзя будет больше смотреть телевизор, пока они не смогут правильно назвать все буквы.

Что касается детей постарше и посознательнее, то их внимание можно обратить на следующую любопытную вещь. Оказывается, удаленные предметы становятся видны хуже не потому, что изображение расплывается, как в расфокусированном фотоаппарате, а потому, что оно двоится. Этот эффект двоения довольно слаб и обычно не бросается в глаза, но его легко наблюдать, если посмотреть на какой-нибудь очень контрастный предмет — например, на яркий серп луны на фоне ночного неба.

У нас дома в качестве такого очень контрастного предмета выступают светящиеся цифры на табло видеомагнитофона (когда в комнате темно). Я даю детям примерно такую инструкцию: «Встань примерно в метре от видеомагнитофона и прикрой один глаз ладонью. Смотри на светящиеся цифры и отходи потихоньку назад. Первое время цифры будут видны совершенно четко, но в какой-то момент от основного изображения как бы отпочкуется еще одно — более бледное, похожее на тень; только эта тень не темная, а светлая. Здесь остановись и присмотрись получше. Обрати внимание, что тень не стоит на месте. Иногда она отодвигается дальше от основного изображения, а иногда — придвигается ближе. Этим процессом можно как будто управлять сознательно. Некоторым усилием воли можно эту тень и вовсе вправить на место — слить с основным изображением, пусть даже всего на пару секунд».

В этом, собственно, и заключается упражнение — ловить «тень» от контрастных предметов и пытаться «вправить» ее обратно. Поначалу это будет даваться трудно и ненадолго, но со временем это будет получаться все легче и легче, пока «тень» не перестанет появляться вовсе.

Своевременно выявленный спазм убирается без особых проблем, так что визита к окулисту, скорее всего, не потребуется.

В заключение упомяну еще о том, каким образом можно установить, входит ли ваш ребенок в группу риска по близорукости. Для этого надо просто измерить, на каком минимальном расстоянии он способен четко видеть каждым глазом по отдельности. Если это расстояние находится в пределах 10 см, то это значит, что аккомодационная мышца достаточно сильная, и при чтении книги на расстоянии 30 см она не будет перенапрягаться (это, впрочем, никоим образом не означает, что глаза можно бессовестно насиловать). Если же это расстояние превышает 10 см, то следует проявлять особую бдительность. Впрочем, аккомодационную мышцу, как и любую другую, можно «накачать». Упражнение для накачки аккомодационной мышцы заключается в том, чтобы переводить взгляд с какого-нибудь далекого предмета на ближний и обратно с периодичностью в несколько секунд.

Пусть наши дети никогда не узнают, что такое близорукость!

www.7ya.ru

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Смотреть что такое «БЛИЗОРУКОСТЬ» в других словарях:

близорукость — недальновидность, непредусмотрительность; подслеповатость, недальнозоркость, миопия. Ant. дальновидность, предусмотрительность Словарь русских синонимов. близорукость 1. подслеповатость 2. см. недальновидность … Словарь синонимов

Близорукость — (Миопия, брахиметропия) известная аномалия рефракцииглазного аппарата. Рефракцией вообще называется, как известно,способность глаза соединять на сетчатой оболочке определенного родалучи, обусловленная его анатомическим строением. За норму… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БЛИЗОРУКОСТЬ — БЛИЗОРУКОСТЬ, близорукости, мн. нет, жен. 1. Недостаток зрения, свойственный близорукому. Страдать близорукостью. 2. перен. Непроницательность, недальновидность. В своих расчетах он обнаружил крайнюю близорукость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

БЛИЗОРУКОСТЬ — (миопия), недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо отдаленные; результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе)… … Современная энциклопедия

БЛИЗОРУКОСТЬ — (миопия) недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо отдаленные; результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе)… … Большой Энциклопедический словарь

БЛИЗОРУКОСТЬ — БЛИЗОРУКОСТЬ, см. также миопия … Научно-технический энциклопедический словарь

близорукость — БЛИЗОРУКИЙ, ая, ое; ук. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

близорукость — БЛИЗОРУКОСТЬ1, подслеповатость БЛИЗОРУКИЙ, подслеповатый, устар. подслепый, разг. сниж. слепошарый БЛИЗОРУКОСТЬ2, разг. сниж. подслеповатость … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

близорукость — миопия Недостаток глаза, состоящий в том, что задний фокус глаза лежит впереди сетчатки при отсутствии аккомодации. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 79. Физическая оптика. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1970 г … Справочник технического переводчика

БЛИЗОРУКОСТЬ — недостаток зрения, обусловливающий у л. повышенную пугливость. При этом л. пугаются теней, пятен и мелких предметов на дороге, пытаются их перепрыгивать или шарахаются в сторону. Поэтому на ип мах л. надевают на переносицу муфту или щиток, позво … Справочник по коневодству

big_medicine.academic.ru

Лечение близорукости

Офтальмология — PopMed — 2004

БЛИЗОРУКОСТЬ — лечение БЛИЗОРУКОСТИ

БЛИЗОРУКОСТЬ ( миопия ) – это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза — осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние — рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.

БЛИЗОРУКОСТЬ ( миопия ) — изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой

БЛИЗОРУКОСТЬ – классификация

В зависимости от степени снижения остроты зрения различают:

  • слабую миопию — до 3 диоптрий
  • среднюю миопию — до 6 диоптрий
  • сильную миопию — выше 6 диоптрий
  • БЛИЗОРУКОСТЬ – причины и сроки возникновения.

    ЛАЗЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ в ОАО «МЕДИЦИНА»

    Почему стоит выбрать нас?

    1. Клиника Медицина, первая клиника в России, аккредитованная по международным стандартам Joint Commission International (JCI)
    2. Единственный в Москве эксимерный лазер нового поколения Amaris немецкой фирмы SCHWIND.
    3. Операция по технологии LАSIK.
    4. Все действия эксимерного лазера управляются компьютерной программой, в которую предварительно заложены индивидуальные параметры глаза пациента, что полностью исключает врачебную ошибку.
    5. Реабилитационный период после операции – 2-3 часа. Затем можно управлять автомобилем, читать, смотреть телевизор, работать на компьютере.
    6. Стоимость лазерной коррекции60 000 руб (оба глаза).

    Близорукость может быть диагностирована в любом возрасте, но чаще, впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, близорукость усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:

    • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей. Считается, что наследственные факторы определяют ряд дефектов в синтезе белка соединительной ткани (коллагена), необходимого для строения оболочки глаза склеры. Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.
    • ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗ — длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.
    • НЕПРАВИЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы — это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.
    • ЭТО ВАЖНО: при первых признаках близорукости необходимо срочно обратится к офтальмологу . Отсутствие коррекции миопии или коррекция неправильно подобранными очками или линзами может привести к быстрому ухудшению зрения и развитию прогрессирующей близорукости.

      ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ

      Состояние, при котором увеличение степени миопии происходит в год на одну и более диоптрий – считается прогрессирующей близорукостью. Миопия наиболее интенсивно прогрессирует детей в школьные годы, в период наиболее интенсивных зрительных нагрузок. Параллельно с этим идёт активный рост организма (и глаза, в частности). В ряде случаев удлинение глазного яблока в переднезаднем направлении может принимать патологический характер, вызывая ухудшение питания тканей глаза, разрывы и отслоение сетчатки, помутнение стекловидного тела. Поэтому лицам с близорукостью не рекомендуется работа, связанная с подъемом тяжестей, при согнутом положении тела с наклоном головы вниз, а также занятия спортом, требующие резкого сотрясения тела (прыжки, бокс, борьба и др.), так как это может привести к отслоению сетчатки и даже слепоте. Прогрессирование близорукости постепенно приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки и существенному снижению остроты зрения. При обнаружении периферических дистрофий сетчатки, приводящих к ее отслойке, у лиц с близорукостью проводится лазерокоагуляция сетчатки.

      Лечение БЛИЗОРУКОСТИ

      ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ


      • РЕЖИМ ОСВЕЩЕНИЯ – зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света
      • РЕЖИМ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК — рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.
      • ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ — через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

      Консервативное ЛЕЧЕНИЕ БЛИЗОРУКОСТИ

    • ПРАВИЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ – с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.
    • ТРЕНИРОВКА МЫШЦ — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.
    • ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – ультразвуковое измерение продольного размера глаза – не реже чем 1 раз в шесть месяцев.
    • ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ — плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.
    • ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ – сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.
    • СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ БЛИЗОРУКОСТИ

      В настоящее время существует три признанных способа коррекции близорукости, а именно:

      ОЧКИ — самый распространенный метод коррекции близорукости на сегодня. При всех своих достоинствах, очки доставляют своему владельцу массу неудобств — постоянно пачкаются, запотевают, сползают и падают, мешают заниматься спортом и любой другой активной физической деятельностью. Очки не обеспечивают 100% коррекции зрения. Очки существенно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие, что особенно важно для водителей. При аварии или падение разбившиеся стеклянные линзы могут причинить серьезную травму. Кроме того, неправильно подобранные очки могут служить причиной постоянного переутомления глаз и прогрессированию близорукости. Тем не менее, очки и на сегодняшний день остаются самым простым, дешевым и безопасным методом коррекции близорукости.

      КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ — контактные линзы имеют ряд преимуществ перед очками и на сегодняшний день могут обеспечить нормальную жизнь даже очень активному и спортивному молодому человеку. Тем не менее, их ношение так же связано с определенными неудобствами. Многие люди просто не могут привыкнуть к постороннему объекту в глазу. Частым осложнением являются аллергические реакции, так многих «пользователей» контактных линз легко узнать по постоянно красным глазам. Даже люди адаптированные к ношению контактных линз не застрахованы от риска инфекционных осложнений, включая тяжелые, грозящие полной потерей зрения. Их абсолютно противопоказано носить во время любых, даже самых легких, простудных заболеваний. Процесс снятия и установки линз довольно неприятен и, хуже того, контактная линза может соскочить в самый неподходящий момент.

      ЛАЗЕРНАЯ КОРРЕКЦИЯ БЛИЗОРУКОСТИ – для взрослых людей (старше 18 лет) при стабильной форме близорукости современная офтальмология предлагает наиболее прогрессивный способ коррекции близорукости – ЛАЗЕРНУЮ КОРРЕКЦИЮ ЗРЕНИЯ . Лучшей технологией лазерной коррекции зрения сегодня является LASIK – операция, гарантирующая пациенту с близорукостью нормальное зрение, без каких либо ограничений.

      ophthalmology.popmed.ru

      Школьная близорукость

      Современная школа приносит нам, родителям, много радостных моментов. Наши дети учатся математике, иностранным языкам, они танцуют, поют, усваивают правила этикета и общения. Но часто, когда ребенка поглощает водоворот будней, можно заметить, что юный ученик начинает быстро уставать, терять любопытство к любимым занятиям. А после посещения врача-офтальмолога звучит неутешительный диагноз: “школьная близорукость”…

      Близорукость с первого класса

      Именно это ожидает детей будущего. Такое впечатление возникает после ознакомления со статистикой. А она свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников.

      Мало того, сегодня существует миопия даже у дошкольников. Такой проблемы десять лет тому назад не существовало вообще. Действительно, в школе, особенно среди старшеклассников, можно было встретить юношей и девушек в очках. Но, чтобы в детском садике или в первом классе – такого почти не было! В настоящее же время – 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

      Почему так помолодела проблема? Как ее предотвратить? Эти вопросы тревожат как специалистов-медиков, так и, конечно же, родителей.

      Близорукость еще называют миопией

      Это название возникло от греческих слов “мио” – смотреть прищурясь и “опсис” – взгляд, зрение. Действительно, если ребенок или взрослый с таким дефектом зрения снимет очки, то при взгляде вдаль его глаза сразу сощурятся.

      В офтальмологии миопию различают врожденную или наследственную и приобретенную или школьную.

      В норме при взгляде вдаль направления осей зрения обоих глаз почти параллельны, хрусталик плоский. Поэтому напряжение мышц глаз минимально. Чем ближе рассматривается точка или предмет, тем больше затрачивается на это мышечных усилий. Потому что для того, чтобы видеть на очень близком расстоянии, оба глаза придется сводить в одну точку. А для “наведения резкости” на близком расстоянии цилиарная мышца глаза вынуждена видоизменить форму хрусталика с плоской на утолщенную. Эта способность хрусталика изменять свою толщину называется аккомодацией. Вот так осуществляется подготовка глаз к процессу, скажем, чтения. Хорошо, если такое напряжение длится не большой промежуток времени. Но, к сожалению, у сегодняшних школьников тенденция наблюдается противоположная. Программы перегружены, школы занимаются в несколько смен, с чем связано разное освещение во время занятий. Что уже и говорить об увлечении детей телевидением, компьютерными играми и т.п. При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий. Для этого сетчатка отодвигается назад, продлевая глазное яблоко. Такая вынужденная перестройка глаза в известной мере облегчает функционирование аппарата аккомодации во время работы на близком расстоянии, но глаз уже плохо видит то, что происходит вдали. Вот здесь и возникает проблема очков, с помощью которых удается изменять фокусное расстояние таким образом, что далекие предметы становятся четко видимыми. Но только ношением очков напряжение глазных мышц достаточно не снимается, и впоследствии глаз удлиняется еще больше, а окулист со временем назначает очки с более мощными линзами. И часто происходит так, что, одев очки в дошкольном возрасте, человек уже “не снимает” их всю жизнь.

      Синдром низкого наклона головы

      Длительное время существовало мнение, что низкий наклон головы во время письма – явление вторичное, которое свидетельствует об ухудшении зрения. Но физиологи объясняют это совсем по-другому. Вспомните, как мы с вами реагируем на внезапную проблему, пусть это будет какое-нибудь препятствие, опасность или необычная для вас работа. Достаточно часто в эти моменты интуитивно пытаемся напрячься, “сжаться”, сгруппироваться. Для наших шести или семилеток первая встреча с букварем, ручкой, карандашом является такой же трудностью, опасностью, неизвестностью. Поэтому, когда малыш впервые пытается писать, рисовать или читать, он также будто сжимается, низко наклоняя голову. От этого усилия даже язык высовывается наружу, и ребенок “ползает носом” по тетради или книге. И в этих ситуациях замечания учителя или родителей “Сядь ровно!” будут оставаться со стороны новоиспеченного школьника абсолютно без реакции. Ведь заставить сразу большое количество мелких мышц – глаз, рук, головы – работать “в унисон” (так утверждают физиологи) очень трудно, особенно для шестилеток. Это связано с тем, что центральная нервная система у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста является еще незрелой.

      Хорошо, если малыш работает в таком режиме не больше часа, но зачастую это повторяется по несколько часов подряд, да еще и ежедневно. Конечно же, такая нагрузка дает о себе знать, и впоследствии происходит снижение остроты зрения с формированием близорукости или миопии. Кроме этого, известно, что ее развитию содействуют наличие близорукости у родителей, особенно обоих, патология беременности у матери (недоношенность), заболевания детей, связанные с отклонением в системе соединительной ткани, сколиоз, плоскостопие, кариес зубов, а также отставание в физическом развитии, частые и хронические заболевания (особенно тонзиллит), малоподвижный образ жизни, склонность к избыточному чтению; несоблюдение гигиены зрения.

      Еще раз о телевизоре

      Сегодня “голубой экран” стал привычной “игрушкой” наших детей. Кино, мультфильмы, детские программы привлекают внимание малышей. По данным врачей-гигиенистов, дети дошкольного возраста смотрят телевизор от 30 минут до 1,5-2 часов ежедневно, то есть 10-14 часов в неделю!

      Известно, что во время подвижных игр у малышей развиваются воображение, творческие способности, формируются полезные навыки общения с ровесниками. Поэтому возникает парадокс, что ребенок, сидя у телевизора, больше теряет в интеллектуальном развитии, чем приобретает.

      Но наибольший вред наносит ваш “любимый” телевизор зрению. Постоянно мигающий экран перегружает несовершенный зрительный аппарат. Российские ученые исследовали также, что длительное зрительное сосредоточение на экране впоследствии приводит к появлению усталости, раздражительности, плаксивости, а иногда даже боли в животе.

      Знакомая картина – ваш школьник заболел, и вы, не зная чем его занять, на целый день включаете телевизор – только бы малыш лежал в кровати. Вскоре же удивляетесь, почему ваш ребенок стал вялым, раздражительным, спит беспокойно. Вы объясняете все проявлениями болезни. В действительности это вина телевизора. Поэтому, любым “добром” необходимо пользоваться в разумных пределах.

      Экспериментальными исследованиями было установлено, что зрение особенно напрягается, если дети сидят слишком близко к экрану. Самым оптимальным считается расстояние не ближе 1,5-2 м и не дальше 5-5,5 м. Желательно, чтобы телевизор был установлен на уровне глаз или немножко ниже. Таким положением вы одновременно уменьшаете опасность действия излучения от трубки телевизора.

      Не рекомендуется смотреть телепередачи в полной темноте. При таких условиях глаза устают очень быстро. Лучше всего включить верхний свет или же боковой, который не находится в поле зрения и не отражается на экране. Днем смотреть программы нужно в незатемненной комнате и только в солнечные дни зашторивать окна. Дело в том, что яркий солнечный свет, падая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, а это ухудшает видимость и вынуждает напрягать зрение. То же происходит, если изображение на экране нечетко, недостаточно контрастно. Поэтому пользуйтесь исправными телевизорами. Выберите для ребенка постоянное место у телевизора, где бы он мог сидеть свободно и удобно.

      Как уберечь глаза с детства

      Современные школы построены с учетом гигиенических норм, необходимых для сохранения остроты зрения ребенка. Но значительную часть дня дети, особенно младшего дошкольного возраста, проводят дома. Поэтому, прежде всего, нужно обеспечить ежедневное хотя бы двухчасовое пребывание сына или дочери на свежем воздухе (зимой не меньше одного часа). Во время выполнения домашних заданий обязательными являются десятиминутные перерывы через каждых 35-40 минут. Просмотр телепередач позволяется на протяжении 30-45 минут в день 2-3 раза в неделю. Расстояние до экрана должно составлять не меньше трех метров.

      Правильная поза ребенка во время выполнения домашних заданий обеспечивает нужное расстояние от глаз до книги или тетради. При хорошей остроте зрения это расстояние составляет 30-35 см. С целью улучшения условий зрительного труда и уменьшения наклона головы, в школах используют парты с небольшим наклоном. В домашних условиях необходимо применять подставки для книг. Способствуют правильной позе ребенка во время выполнения домашних заданий и соответственно подобранная мебель. Но часто родители больше беспокоятся о стиле квартиры, а не о создании для детей благоприятных условий для игры и занятий.

      Оптимальным для подготовки уроков является дневной свет. В наше время выполнение этого требования является не всегда возможным, так как дети учатся в школе в две смены. Поэтому большое значение имеет освещение в вечернее время. Лучше всего, когда для освещения используется люминесцентная лампа. Домашние задания хорошо выполнять за столом с настольной лампой с непрозрачным абажуром и электрической лампочкой мощностью не меньше 60 Вт. Лампа должна стоять с левой стороны (поскольку при этом не будет тени от руки) и на таком расстоянии, чтобы тепло от нее не грело голову ребенка.

      Если же вы замечаете первые признаки ухудшения зрения у малыша, посетите детского окулиста. Его советы будут своевременными, и зрение можно возобновить. И еще: очки – это совсем не страшно! Не говорите своим детям, что им в очках некрасиво, не угрожайте и не принуждайте “Не снимай, потому что ослепнешь!”. Лучше найдите какой-нибудь красивый журнал или каталог, и посмотрите вместе – какие красивые и модные мальчики и девочки в очках! Любите своих детей и заботьтесь о них!

      Могут ли сколиоз, плоскостопие и кариес повлиять на ухудшение зрения у ребенка

      Как ни странно, но ученые доказали, что эти заболевания, да и много других влияют на остроту зрения. Состояние глаз зависит от общего физического развития ребенка. А плоскостопие и сколиоз, как правило, появляются на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата, мышечной гипотонии. Снижается тонус не только мышц ног, спины, но и глаз. Наблюдается даже такая закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости.

      Достаточно важную роль в появлении близорукости играет нарушение обмена кальция у ребенка. Снижение содержания этого микроэлемента приводит к ухудшению зрения.

      Кариес становится также одним из проявлений нарушения кальциевого обмена. Можно даже сказать, что близорукость, кариес, сколиоз и плоскостопие – это проявления измененного метаболизма кальция у ребенка. Поэтому лучше всего эту проблему решать, обследовав ребенка и у окулиста, и обязательно у педиатра.

      You must be logged in to post a comment Login

      detochka.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *