Нарушение зрения у подростков

С каждым годом растет количество людей у которых отмечаются те или иные нарушение зрения. Чаще всего все патологии начинают проявляться еще в подростковом возрасте. Уже к окончанию школы 26%-32% детей страдают каким-либо нарушением зрения. Проявлениями нарушения зрения является искаженное зрительное восприятие формы, цвета или величины предмета. Но даже несмотря на то, что в начальной школе родители и учителя уделяют пристальное внимание зрению детей, уже к окончанию младшей школы от 6 до 8 % учеников жалуются на нарушение зрения.

Виды нарушения зрения

Самыми распространенными нарушениями зрения являются :

Одним из самых частых видов нарушения зрения у подростков является спазм аккомодации. На втором месте стоит близорукость и астигматизм. Реже встречается дальнозоркость и амблиопия. Нарушения зрения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Спазм аккомодации еще называют ложной близорукостью. Причиной спазма может стать высокая переутомляемость глаз. При этом зрительном нарушении вследствие спазма глазной мышцы, глаз не в состоянии четко различать предметы находящиеся как на близком, так и на отдаленном расстоянии. Приблизительно каждый шестой подросток сталкивается со спазмом аккомодации.

При длительном напряжении глаз (чтение, сидение за компьютером) могут возникнуть жжение, боли и другие неприятные ощущения в глазах. Глаза могут покраснеть и начать слезиться. Предметы находящиеся вблизи становятся менее четкими, а отдалённые расплываются при попытке фокусирования взгляда. Иногда может возникать раздвоение картинки.

Очень внимательно надо отнестись к таким проявлениям нарушения зрения у подросток. Ведь долгое сидение перед экраном монитора, подготовка к урокам и чтение могут привести к спазму аккомодации. Такое явление имеет временный характер. Однако если не снизить нагрузку на глаза спазм аккомодации может впоследствии перейти в настоящую близорукость.

Для профилактики ложной близорукости необходимы занятия физкультурой и спортом, правильное расположение рабочего места относительно источника света, правильный распорядок дня, чередование зрительных нагрузок.

Близорукость или миопия у подростков встречается довольно часто.

Причинами близорукости могут стать несколько факторов :

Предрасположенность к близорукости может возникнуть у ребенка при наличии данного заболевания у одного или обоих родителей. Такой ребенок обязательно нуждается в повышенном внимании со стороны врача-офтальмолога.

Приблизительно у трети детей родившихся раньше срока обнаруживается нарушение зрения.

Врожденные дефекты глаза

Также миопию могут спровоцировать и дефекты глаз, обнаруженные при рождении.

Высокая нагрузка на глаза

При слишком долгой напряженной работе глаз происходит изменение формы глазного яблока и, как следствие, развитие миопии.

Неправильный рацион питания

Неполное насыщение организма необходимыми веществами, такими как кальций, цинк, магний, приводит к снижению зрения не только у подростков, но и у взрослых людей.

Нарушение условий труда

Для сохранения здорового зрения необходимо уделять особое внимание освещенности места, где занимается подросток, чередовать периоды активной работы и отдыха, сохранять правильную осанку за столом, находиться перед монитором компьютера либо экраном телевизора строго определенное время.

Для своевременного обнаружения близорукости у подростков необходимо ежегодно проводить проверку зрения. Ведь именно подростки наиболее подвержены риску приобретения близорукости. Наиболее распространенными признаками близорукости является неожиданное снижение остроты зрения при взгляде вдаль. Самое важное не допустить прогрессирования заболевания. Для этого необходимо посещать кабинет офтальмолога каждые 6 месяцев и придерживаться всех рекомендаций врача.

Если близорукость у подростка может проявиться вследствие напряжения глаз или неправильного размещения рабочего места, то астигматизм является врожденной патологией.

При астигматизме роговица глаза имеет форму дыни, а не сферы как при здоровом зрении. Такая форма влияет на преломление световых лучей, формирующих изображение предмета. Лучи при прохождении через роговицу преломляются по-разному и из-за этого изображения становится размытым.

Есть несколько классификаций астигматизма :

Миопичский астигматизм

Близорукий астигматизм в свою очередь делится на два подвида :

При простом миопическом астигматизме один из меридианов глаза полностью справляется со своей функцией и имеет нормальное преломление, а у второго такая функция нарушена и преломление является близоруким.

Сложный близорукий астигматизм подразумевает не только близорукость вследствие неправильного преломления лучей, но и фокусы, расположенные на разном расстоянии от сетчатки.

Гиперметропический астигматизм

Дальнозоркий астигматизм, так же как и близорукий имеет две формы :

Все процессы происходят аналогично близорукому астигматизму. При простой форме лишь один глаз неправильно функционирует, а при сложной патология наблюдается в обоих глазах.

Причиной близорукости и дальнозоркости при астигматизме является неправильное расположение фокуса относительно сетчатки глаза. При близоруком астигматизме они находятся перед сетчаткой, а при дальнозорком за ней.

Смешанный астигматизм

Смешанный астигматизм представляет собой сочетание обоих видов астигматизма. При таком виде патологии один из глаз близорукий, а второй дальнозоркий. Следует отметить, что астигматизм может развиваться как на одном, так и, но двух глазах.

При астигматизме любой формы крайне необходимо регулярное посещение офтальмолога.

Коррекции и лечение астигматизма

Одним из самых распространённых является коррекция зрения при помощи очков или контактных линз. Необходимо подбирать их индивидуально и с особой тщательностью. Однако ни очки, ни контактные линзы не способствуют лечению данной патологии. Для избавления от астигматизма со стопроцентной гарантией необходимо хирургическое вмешательство. Но для подростков такое лечение является неприемлемым, так как до 16 лет происходит формирование глаза. Лазерная коррекция зрения возможна лишь при слабом астигматизме и после 18 лет.

При выявлении какой-либо формы астигматизма у подростка следует немедленно обратиться к специалисту. Несвоевременное лечение астигматизма у подростка в последующем может привести к таким осложнениям как астенопия и амблиопия.

Астенопия — это быстрая утомляемость глаз, приводящая к снижению и потере остроты зрения. Также при неправильной либо неполной коррекции зрения и при развитии астенопии у подростка может полноценно не развиваться стереоскопическое и бинокулярное зрение.

Состояние, при котором один глаз почти или совершенно не задействован в процессе зрения, называется амблиопия или ленивый глаз. Амблиопия встречается у подростков с нарушениями бинокулярного зрения. То есть изображения, поступающие в мозг настолько разные, что не соединяются в целую картинку. Со временем здоровый глаз становится главенствующим, а глаз с патологией перестает функционировать. Такое положение чаще всего приводит к косоглазию. Но и косоглазие может быть причиной амблиопии. При косоглазии функция центрального зрения косящего глаза выполняется не полностью, что и может послужить возникновением амблиопии.

Причинами рефракционной амблиопии могут стать :

Эти причины справедливы только в том случае, если эти патологии не лечились и не корректировались.

— Депривационная амблиопия может развиться из-за отсутствия доступа света к сетчатке глаза. Такие патологии встречаются при катаракте, бельме, опущении века и др.

— Истерическая амблиопия возникает под воздействием какого-либо психогенного раздражителя. При таком виде амблиопии наблюдается резкое снижение зрения на обоих глазах, светобоязнь, понижение цветоощущения и пр.

Если вовремя не начать лечение амблиопии это заболевание может перерасти в хроническое. Для начала лечения амблиопии необходимо выявить причину заболевания. Если подросток во время чтения, просмотра телевизора, выполнения домашней работы закрывает один глаз или отклоняется в сторону, следует обратиться к специалисту, потому что такие симптомы могут указывать на развитие амблиопии. Следует помнить, что такой диагноз как амблиопия можно поставить, только исключив все другие диагнозы нарушения зрения.

Лечится амблиопия при помощи необходимых очков и линз. При амблиопии необходимо посещение офтальмолога каждые 2-3 месяца.

— Самым распространенным методом лечения амблиопии до сих пор является окклюзия. Этот метод подразумевает закрытие здорового глаза при помощи пластиковой пластины называемой окклюдорой. Такая пластинка прикрепляется к оправе очков. Дополнительно может проводиться раздражение сетчатки глаза световыми пучками. Также рекомендуются такие занятия как складывание мозаики и рисование.

Амблиопия легче всего поддается лечению у детей до 7 лет, но и подростка можно избавить от такой неприятности. Для достижения положительного результат при лечении амблиопии необходимо пройти длительный курс лечения. Если же патологию не лечить или не долечить, возможно, перерастание амблиопии в хроническое заболевание. Как следствие пациент может утратить остроту зрения.

— В некоторых случаях при амблиопии проводится хирургическое вмешательство. Такие кардинальные меры необходимы, если амблиопия вызвана косоглазием (дисбаланс глазодвигательных мышц) или нистагмом (неконтролируемое частое движение глаз).

Следует помнить, что основными причинами нарушения зрения у подростков являются :

— Неправильное освещение рабочего места.

— Неудобная поза во время чтения и перед монитором компьютера.

— Расстояние до монитора компьютера должно составлять не менее 40 сантиметров.

— Телевизор необходимо смотреть с расстояния не менее 3 метров.

— Пренебрежение физкультурой и занятий спортом.

— Непрерывный просмотр телепередач.

— Недостаток витаминов С и Е, бета-каротина, цинка, калия и пр.

Очень важно наблюдать за подростком. Таким образом, можно выявить первые симптомы нарушения зрения :

— Близко подносит книгу к глазам.

— Частые головные боли или головокружение.

— Неуверенно ходит с низко опущенной головой.

— Полностью поворачивает голову в сторону собеседника при разговоре.

Отдельное внимание стоит уделить тем подросткам, которые занимаются плаваньем. Необходимым аксессуаром для занятий этим видом спорта являются очки. Использование очков для плаванья в бассейнах обезопасит глаза подростка от попадания инфекции и дезинфицирующих средств, находящихся в воде.

Пингвекула глаза – офтальмологическое заболевание, которое .

25.02.2018 | Отзывов нет

  • Демодекоз глаз: симптомы, лечение

    Демодекоз, другое название – офтальмодемодекоз, весьма .

    18.04.2017 | Отзывов нет

  • Открытоугольная глаукома: причины.

    Патологию глаз в хронической форме, которая способна значительно .

    12.04.2017 | Отзывов нет

  • Синдром Шегрена: симптомы, диагно.

    Считается, что синдром Шегрена связан с генетическими факторами, .

    11.04.2017 | Отзывов нет

  • Офтальморозацеа: симптомы и лечен.

    Этиология проявления офтальморозацеа, до сих пор неизвестна. .

    24.03.2017 | Отзывов нет

  • Гемофтальм: причины и лечение

    Гемофтальм — это не распространённое заболевание. Согласно .

    21.03.2017 | Отзывов нет

  • Микрофтальмия: причины, лечение

    В процессе развития глазного яблока может случиться так, .

    14.03.2017 | Отзывов нет

  • Повреждение роговицы: что делать.

    Роговица является одной из самой уязвимой составляющей .

    about-vision.ru

    Проскурина Ольга Владимировна

    III. Динамика рефракции у детей и подростков, влияние на нее оптической коррекции (по данным продольных исследований)

    В продольном срезе в течение III (дошкольного) и IV(школьного) возрастных периодов исследовали динамику рефракции и остроты зрения и влияние на эти показатели очковой коррекции разной полноты у детей и подростков с гиперметропией, астигматизмом и анизометропией.

    Для оценки динамики гиперметропии исследовали рефракцию у 181 ребенка (355 глаз): начало наблюдения в возрасте 3-12 лет, окончание – в 6-18 лет. В течение срока наблюдения, который составил в среднем 5 лет, отмечалась общая тенденция к уменьшению степени гиперметропии, которое составило в среднем -0,70±0,08дптр (t=3,88; p<0,01). Усиление рефракции наблюдалось в 50,7±2,65% случаев, в 34,93±2,53% случаев рефракция оставалась стабильной в течение всего периода наблюдения, в 14,37±1,86% случаев наблюдалось ослабление рефракции.

    Усиление рефракции было наиболее выражено при гиперметропии слабой степени, из которой в 13,52±1,81% случаев формировалась эмметропия, в 9,58±1,56% случаев в конце наблюдения была выявлена миопия, преимущественно слабой степени (в среднем –1,68±0,25дптр). Динамика гиперметропии зависела от сферэквивалента рефракции в начале наблюдения (r=0,11; p<0,05): чем больше была величина гиперметропии, тем меньше был сдвиг рефракции в сторону ее усиления. Среднее усиление рефракции за период наблюдения при гиперметропии слабой степени составило -0,86±0,11дптр, при гиперметропии средней степени — -0,61±0,14дптр, при гиперметропии высокой степени — -0,18±0,15дптр. В период с 3 до 6 лет усиление рефракции было наименьшим (-0,02±0,12дптр), с 7 до 14 лет наиболее выражено (-0,64±0,09дптр), с 15 до 18 лет тенденция к усилению рефракции вновь уменьшалась (-0,25±0,18дптр).

    Влияние очковой коррекции на динамику рефракции при гиперметропии

    Влияние коррекции на динамику рефракции и зрительных функций при гиперметропии зависело от ее степени и наличия признаков декомпенсации.

    Влияние коррекции на динамику рефракции при гиперметропии разной степени. При гиперметропии высокой степени ношение очков способствовало усилению рефракции (уменьшению степени гиперметропии) в среднем на -0,41±0,12дптр, отказ от коррекции способствовал ослаблению рефракции (увеличению степени гиперметропии) в среднем на +1,18±0,64дптр (t=2,45; p<0,02). При гиперметропии средней степени ношение очков не влияло на развитие рефракции (t=0,10; p>0,9). При гиперметропии слабой степени ношение очков способствовало уменьшению сдвига рефракции в сторону ее усиления (-0,72±0,09дптр), отказ от ношения очков способствовал большему усилению рефракции (-1,36±0,25дптр) — t=2,37; p<0,02, и увеличению в 4 раза частоты формирования миопии (t=3,15; p<0,01).

    Влияние коррекции на динамику рефракции при гиперметропии в зависимости от признаков ее декомпенсации. При гиперметропии сопровождающейся сходящимся косоглазием и/или амблиопией высокой и средней степени ношение очков способствовало усилению рефракции в среднем на -0,64±0,09дптр, отказ от коррекции способствовал ее ослаблению в среднем на +0,68±0,49дптр (t=2,64; p<0,01). В остальных случаях, у носивших очки, средний сдвиг рефракции в сторону ее усиления был меньше (-0,74±0,1дптр), чем у тех, кто очков не носил (-1,29±0,17дптр) — t=2,75; p<0,01. Полнота коррекции гиперметропии (полная коррекция или гипокоррекция — на 1,0дптр и на 2,0дптр слабее рефракции выявленной объективно в условиях циклоплегии) не влияла на динамику рефракции при гиперметропии (r=0,03; p>0,5) (табл.4).

    Зависимость изменения рефракции и остроты зрения от полноты коррекции гиперметропии

    Острота зрения в начале и конце наблюдения

    Изменение остроты зрения

    На 1,0дптр слабее

    На 2,0дптр слабее

    Влияние очковой коррекции на остроту зрения при гиперметропии

    Коррекция способствовала повышению зрительных функций при гиперметропии любой степени. Острота зрения в группе детей носивших очки повысилась в среднем в 1,78±0,09 раза, в группе не носивших очки – в 1,27±0,07 раза — t=4,64; p<0,01. Полнота коррекции имела значение при гиперметропии, сопровождающейся грубыми признаками декомпенсации (косоглазием и/или амблиопией высокой и средней степени), когда наилучший функциональный результат достигался при назначении коррекции на 1,0дптр слабее рефракции выявленной объективно в условиях циклоплегии. В случаях гиперметропии сопровождавшейся негрубыми признаками декомпенсации (амблиопией слабой степени, снижением некорригированной остроты зрения и/или астенопией) полнота коррекции не оказывала какого-либо характерного влияния на остроту зрения.

    Для оценки динамики астигматизма исследовали рефракцию в продольном срезе у 312 детей (572 глаза): начало наблюдения в возрасте 2-12 лет, окончание — в 6-18 лет. В течение срока наблюдения, составившего в среднем 6 лет, астигматизм оставался стабильным в 42,83±2,01% случаев. В остальных случаях астигматизм изменялся в обе стороны: в 31,12±1,94% — уменьшался на 0,5-3,0дптр, в 26,05±1,84% — увеличивался на 0,5-4,5дптр. Изменение астигматизма составило в среднем 0,96±0,03дптр и было связано с изменением роговичного астигматизма (r=0,65; p<0,01), величиной рефракции в начале наблюдения (r=-0,18; р<0,01), ее усилением (r=-0,19; p<0,01) и ростом глаза (r=0,62; р<0,01). Усиление рефракции у детей при астигматизме было более выражено, чем у детей со сферическими аметропиями. Средний годовой градиент усиления рефракции был достоверно больше при астигматизме (-0,16±0,02дптр), чем в контрольной группе (-0,08±0,04дптр) — t=2,0; p<0,05.

    В течение срока наблюдения у детей была выявлена общая тенденция к приближению направления сильного меридиана к горизонтали. Показатель астигматичности К? (косинус угла между горизонталью и направлением более сильного меридиана) в начале наблюдения составил 0,18±0,01, в конце наблюдения — 0,21±0,01 (t=2,14: p<0,05). Поворот сильного меридиана общего астигматизма глаза был связан с аналогичным поворотом роговичного астигматизма (r=0,44; p<0,01), усилением рефракции (r=0,24; p<0,05), и удлинением передне-задней оси глаза (r=-0,47; p<0,01).

    Влияние очковой коррекции на динамику астигматизма и рефракции

    Ношение очков при астигматизме способствовало: во-первых, уменьшению его степени — изменение астигматизма в группе детей, носивших очки, составило в среднем -0,44±0,04дптр, в группе детей, не носивших очки, — +0,21±0,11дптр (t=2,08; p<0,01); во-вторых, уменьшению сдвига рефракции в сторону миопии, который в группе носивших очки составил в среднем -0,90±0,09дптр, в группе не носивших очки – -1,37±0,21дптр (t=2,04; p<0,05), средний годовой градиент усиления рефракции в группе детей, носивших очки, составил -0,15±0,02, в группе детей, не носивших очки – -0,23±0,04 (t=2,0; p<0,05).

    Полнота коррекции астигматизма оказывала влияние на его динамику: чем более полной была коррекция астигматизма, тем больше была тенденция к его уменьшению (r=-0,11; p<0,01). Более полная коррекция астигматизма способствовала уменьшению сдвига рефракции в сторону усиления (r=0,09; p<0,05). При астигматизме любого вида и величины наилучший рефракционный результат достигался в результате коррекции составляющей более половины выявленного объективно астигматизма (достоверной разницы в динамике астигматизма и рефракции между группами детей пользовавшихся полной и неполной коррекцией астигматизма выявлено не было — p>0,3). Частичная коррекция астигматизма, составляющая 1/2 и менее его величины, давала рефракционные результаты, аналогичные результатам, полученным в группах детей, не пользовавшихся очками (p<0,6) (табл.5).

    Зависимость изменения астигматизма, рефракции и остроты зрения от полноты коррекции астигматизма

    Динамика астигматизма (дптр)

    Полная (2/3 и более астигматизма)

    Неполная (менее 2/3 и более ? астигматизма)

    Частичная (1/2 и менее астигматизма)

    Влияние коррекции астигматизма на остроту зрения

    Коррекция астигматизма способствовала повышению корригированной остроты зрения, которая в группе детей носивших очки повысилась в среднем в 1,58±0,04 раза, в группе не носивших очки — в 1,28±0,05 раза (t=3,33; p<0,01). Полнота коррекции астигматизма влияла на зрительные функции: чем более полной была коррекция астигматизма, тем больше повышалась острота зрения в течение наблюдения (r=0,12; p<0,01). При астигматизме любого вида и величины наилучший функциональный результат достигался в результате коррекции составляющей более половины выявленного астигматизма (достоверной разницы в динамике остроты зрения между группами детей пользовавшихся полной и неполной коррекцией астигматизма выявлено не было — p>0,1). Частичная коррекция астигматизма, составляющая 1/2 и менее его величины, давала сенсорные результаты, аналогичные результатам, полученным в группах детей, не пользовавшихся очками — t=1,14; p<0,2 (табл.5).

    Для оценки динамики анизометропии исследовали рефракцию в продольном срезе у 102 детей (204 глаза): начало наблюдения в возрасте 3-12 лет, окончание – в 5-18 лет. В течение срока наблюдения, составившего в среднем 6 лет, величина анизометропии оставалась стабильной в 38,24±4,81% случаев. В остальных случаях величина анизометропии изменялась в обе стороны: в 36,27±4,76% случаев увеличивалась на 0,5-7,75дптр. В 25,49±4,32% случаев уменьшилась на 0,5-2,63дптр. Среднее изменение анизометропии составило 1,0±0,12дптр. Изменение величины анизометропии не зависело от ее величины и от рефракции лучшего и худшего глаза в начале наблюдения (p>0,05). Изменение величины анизометропии зависело от изменения рефракции худшего глаза: чем больше был сдвиг рефракции худшего глаза в сторону миопии, тем больше изменялась величина анизометропии (r=-0,22; p<0,05).

    Зависимость динамики анизометропии, рефракции и остроты зрения лучшего и худшего глаз от полноты коррекции анизометропии

    Полная (2/3 и более анизометропии)

    Частичная (менее 2/3 анизометропии)

    Влияние очковой коррекции на динамику анизометропии, рефракции и остроты зрения лучшего и худшего глаз

    Ношение очков и полнота коррекции разницы в рефракции двух глаз при анизометропии разного вида и величины не влияли на ее изменение (r=-0,06; p>0,5), и динамику рефракции лучшего глаза (r=-0,1; p>0,2) и худшего глаза (r=-0,08; p>0,3), но оказывали влияние на зрительные функции. Близкая к полной коррекция разницы в рефракции двух глаз способствовала повышению остроты зрения лучшего (r=0,23; p<0,05) и, в особенности, худшего (r=0,35; p<0,01) глаз (табл.6).

    IV. Связь остроты зрения с полнотой привычной коррекции у взрослых лиц с гиперметропией, астигматизмом и анизометропией

    Состояние остроты зрения у взрослых с гиперметропией

    Анализ результатов коррекции гиперметропии у 78 испытуемых (143 глаза) в возрасте 19-74 лет показал, что у взрослых, ранее пользовавшихся очками, средняя острота составила 0,91±0,02. Острота зрения менее 1,0 (0,3-0,9) наблюдалась в 26,67±4,66% случаев. Чем более полной была привычная коррекция, тем выше была острота зрения (r=0,23; p<0,05): у пользовавшихся очками, корригирующими более половины выявленной гиперметропии, средняя острота зрения составила 0,92±0,02, у пользовавшихся менее полной коррекцией острота зрения составила 0,84±0,04 (t=2,0; p<0,05). У взрослых ранее не пользовавшихся очками средняя острота зрения составила 0,79±0,03, острота зрения менее 1,0 (0,3-0,9) выявлялась у них в 59,26±6,69% случаев, ношение впервые назначенных очков не повышало корригированную остроты зрения (t=0,33; p>0,7).

    Состояние остроты зрения у взрослых с астигматизмом

    Анализ результатов коррекции астигматизма у 102 испытуемых (181 глаз) в возрасте 19-78 лет показал, что у взрослых, ранее пользовавшихся астигматическими очками, средняя острота составила 0,87±0,02. Острота зрения менее 1,0 (0,4-0,9) наблюдалась в 45,0±6,42% случаев. Чем более полной была привычная коррекция астигматизма, тем выше была острота зрения (r=0,26; p<0,05): у пользовавшихся астигматическим очками, корригирующими более половины имеющегося астигматизма, средняя острота зрения составила 0,92±0,02, у пользовавшихся менее полной коррекцией острота зрения составила 0,76±0,05 (t=3,2; p<0,01). У взрослых ранее не пользовавшихся астигматической коррекцией средняя острота зрения составила 0,78±0,02, острота зрения менее 1,0 (0,4-0,9) выявлялась у них в 68,97±4,30% случаев.

    В 52,31±6,20% случаев, у взрослых лиц, которым впервые была назначена астигматическая коррекция, через 3-6 месяцев было выявлено повышение корригированной остроты зрения на 0,1-0,3: средняя острота зрения в начале наблюдения составила 0,65±0,02, в конце наблюдения — 0,76±0,02 (t=3,66; p>0,01), возраст самого старшего пациента составил 46 лет.

    Состояние остроты зрения у взрослых с анизометропией

    Анализ результатов коррекции анизометропии у 105 испытуемых в возрасте 19-74 лет показал, что у взрослых, ранее пользовавшихся очками частично или полностью корригировавшими анизометропию, средняя острота лучшего глаза составила 0,85±0,03, худшего глаза — 0,76±0,03. Полнота коррекции анизометропии не оказывала влияния на остроту зрения лучшего глаза (r=0,12; p>0,4), но влияла на остроту зрения худшего глаза: чем более полной была коррекция анизометропии, тем выше была острота зрения худшего глаза (r=0,69; p<0,01). У пользовавшихся очками, корригирующими более половины имеющейся анизометропии, средняя острота зрения худшего глаза составила 0,78±0,04, у пользовавшихся менее полной коррекцией — 0,68±0,05 (t=2,16; p<0,05). У взрослых ранее не пользовавшихся очками, корригирующими анизометропию, средняя острота зрения худшего глаза составила 0,68±0,03.

    V. Принципы коррекции аметропии у детей и подростков

    Детская оптометрия имеет большой опыт. Анализ данных литературы, общение с детским офтальмологами из разных регионов России и работа с пациентами, ранее наблюдавшимися в лечебных учреждениях России и других стран показали, что подходы к коррекции аметропии в детском возрасте отличаются разнообразием и зависят от личного опыта офтальмолога и традиций коррекции сложившихся в стране, регионе или учреждении. Проведенное экспертное исследование среди детских офтальмологов г. Москвы и г. Иркутска, в котором приняли участие 43 врача, ответивших на 37 вопросов касающихся исследования рефракции, коррекции аметропии и ее влияния на зрение и рефрактогенез у детей, показало, что мнения отечественных офтальмологов относительно коррекции аметропии у детей отличаются разнообразием и, порой, бывают противоречивы. Обобщенно, подходы к коррекции аметропии у детей, сложившиеся в России, можно сформулировать следующим образом:

    1) коррекции подлежат декомпенсированные аномалии рефракции;

    2) критериями назначения коррекции детям являются степень аметропии и функциональное состояние органа зрения (острота зрения, положение глаз, характер бинокулярного зрения);

    3) предпочтение отдается гипокоррекции любых нарушений рефракции.

    Сформулированные принципы коррекции аметропии в детском возрасте основаны:

    — на данных объективной и субъективной рефрактометрии у 1012 детей с аметропиями;

    — на анализе рефракционных и функциональных результатов коррекции разной полноты у 488 детей с аметропиями, находившимися под наблюдением в течение 2-15 лет;

    — на данных о влиянии полноты коррекции на состояние остроты зрения у 240 взрослых лиц с аметропиями;

    — на результатах проведенного опроса.

    При гиперметропии признаки декомпенсации могут обнаруживаться при любой ее степени. Показаниями к коррекции служат: сходящееся косоглазие, амблиопия, снижение некорригированной остроты зрения, астенопия и гиперметропии более 4,0дптр. Общий принцип назначения очков при гиперметропии – некоторая ее гипокоррекция. Тактика коррекции представлена в виде алгоритма (рис.1).

    Показаниями к коррекции астигматизма служат: амблиопия, развитие и прогрессирование миопии, случаи, когда коррекция цилиндром повышает остроту зрения по сравнению со сферой, астенопия. Общий принцип назначения очков при астигматизме – коррекция близкая к полной. Тактика коррекции астигматизма представлена в виде алгоритма (рис.2).

    В работе не проводилось специального анализа влияния полноты коррекции на динамику миопии. Проблема миопии рассматривалась лишь в связи со случаями перехода гиперметропии в миопию, миопического астигматизма и анизометропии. При коррекции миопии, руководствуемся рекомендациями Э.С. Аветисова, 1999, Е.П. Тарутты, 2005, Ю.З. Розенблюма, 1996, учитываются также данные проведенного опроса. Показаниями к коррекции миопии служат: снижение некорригированной бинокулярной остроты зрения до 0,4 и ниже, астенопия, расходящееся косоглазие. Общий принцип назначения очков при миопии – неполная коррекции до бинокулярной остроты зрения 0,8. Тактика коррекции миопии представлена в виде алгоритма (рис.3).

    Показаниями к коррекции анизометропии служат: амблиопия хотя бы одного глаза, расстройство бинокулярного зрения, астенопия. Общий принцип назначения очков при анизометропии – максимально полная коррекция разницы в рефракции двух глаз. Тактика коррекции анизометропии представлена в виде алгоритма (рис.4).

    Анизометропический астигматизм может быть связан с разницей в величине цилиндров двух глаз и/или с разницей в направлении их осей. Общий принцип назначения очков при анизометропическом астигматизме у детей – назначение коррекции с сохранением полной разницы в величине цилиндров и направлении их осей. При возникновении признаков дезадаптации к очкам, при разной величине цилиндров уменьшают коррекцию на глазу с большим астигматизмом, при разном направлении осей осуществляется их поворот навстречу друг другу для приближения осей к положению близкому к симметричному. Поворот осуществляется под контролем бинокулярно предъявляемой крестообразной решетки (патент РФ №2295935, 2007г.)

    Тактика коррекции при возникновении дезадаптации к очкам.

    У детей признаками дезадаптации к очкам являются: отказ от ношения очков, жалобы на усталость глаз и плохое зрение в очках, устойчивая привычка смотреть поверх очков. Для выявление причин дезадаптации к очкам проводится: 1) проверка очков с помощью диоптриметра и определение их соответствия рецепту; 2) оценка положения оправы на лице и при необходимости его исправление; 3) уменьшение величины разницы в коррекции двух глаз по сфере и/или цилиндру за счет худшего глаза; 4) симметричное изменение коррекции на двух глазах; 5) при наличие фории – назначение призм (патент РФ №2297653, 2007г.) Такой подход позволяет за счет последовательного выполнения необходимых приемов, выявлять и устранять причины дезадаптации к очкам.

    Перспективы развития детской оптометрии

    Анализ полученных в работе данных позволяет предположить дальнейшие перспективы развития детской оптометрии, которые представляются нам следующим образом: 1) создание автоматизированных систем позволяющих точно диагностировать аметропию при узком зрачке, исключающих влияние аккомодации; 2) разработка бесконтактных способов объективной оценки остроты зрения; 3) создание новых конструкций очковых линз минимизирующих искажение изображения.

    Рис. 1. Коррекция гиперметропии.

    Рис. 2. Коррекция астигматизма.

    Рис. 4. Коррекция анизометропии.

    Точная диагностика аметропии у детей возможна с использованием усовершенствованного метода штрих-скиаскопии (патент РФ № 58324, 2006г.) – с любого возраста, с использованием ручных авторефрактометров – с 1 года, стационарных авторефрактометров – с 3 лет. По сравнению с субъективным подбором коррекции у детей данные методы обнаруживают сдвиг рефракции в сторону гиперметропии до 0,5дптр в естественных условиях и при циклоплегии, завышают данные при астигматизме в 3,0дптр и более, точность в определении направления оси — в пределах 10°.

    Установлена повторяемость данных авторефрактометрии: по сферэквиваленту рефракции в естественных условиях — 0,51дптр, при циклоплегии — 0,17дптр; по силе цилиндра — 0,32дптр, по его оси — 7,7?, большее отклонение по оси дает ручной авторефрактометр — 13,5?. Повторяемость данных штрих-скиаскопии и авторефрактометрии позволяет использовать для исследования рефракции у детей один метод. Скиаскопия плоским зеркалом — наименее информативный метод оценки рефракции.

    Для исследования остроты зрения у детей на основе утвержденных Минздравом РФ таблиц построена таблица силуэтных картинок соответствующая стандарту ISO, позволяющая определять остроту зрения с точностью, соответствующей визометрии по кольцам Ландольта — с 3 лет у 69,4% детей. Исследование по кольцам Ландольта возможно — с 5 лет у 71,6% детей. Компьютерная визометрия пригодна для скрининга остроты зрения у детей с 4 лет. Красно-зеленый тест – эффективный способ контроля сферического компонента коррекции — с 6 лет у 70% детей, проведение осевой и силовой проб с кросс-цилиндром возможно с 8-10 лет у 54% детей.

    Определено понятие объективного тонуса аккомодации — арифметической разницы в величине сферэквивалента рефракции, измеренного методом авторефрактометрии в естественных условиях и при атропиновой циклоплегии. Выявлена общая тенденция к уменьшению объективного тонуса аккомодации по мере увеличения возраста и усиления рефракции. Средний тонус аккомодации при гиперметропии составляет -1,55дптр, при эмметропии — -0,56дптр, при миопии — -0,65дптр, при смешанном астигматизме — -1,33дптр. Впервые установлено, что тонус аккомодации не зависит от ношения очков.

    Разработана методика «щадящей» циклоплегии у детей. Препаратом первого выбора является циклопентолат – остаточный тонус аккомодации после его использования по сравнению с атропином составляет -0,32дптр. Тропикамид существенно слабее — остаточный тонус аккомодации составляет -0,64дптр. Частота безошибочного прогноза коррекции без циклоплегии не исключает необходимости ее проведения, однако позволяет проводить подбор очков при однократном визите к врачу у большинства детей. У детей старше 14 лет частота безошибочного прогноза коррекции без циклоплегии достигает 75% при любой аметропии.

    Установлено, что в III (дошкольном) и IV (школьном) периодах возможны три направления рефрактогенеза: 1) эмметропизация — уменьшение степени гиперметропии, астигматизма, анизометропии и врожденной близорукости; 2) аметропизация — переход гиперметропии в миопию; увеличение астигматизма и приближение его сильного меридиана к горизонтали; увеличение анизометропии, частоты распространения и степени близорукости; 3) стабилизация любой аметропии.

    Впервые выявлено, что при общей тенденции к усилению рефракции, уменьшение степени гиперметропии происходит в 50,7% случаев, в основном за счет гиперметропии слабой степени (из которой в 13,5% случаев формируется эмметропия, в 9,6% случаев – миопия), в меньшей мере за счет гиперметропии средней степени. Гиперметропия высокой степени обладает исключительной стабильностью. Впервые показано, что гиперметропия стабильна в период с 3 до 6 лет, усиление рефракции наиболее выражено в период с 7 до 14 лет с последующей стагнацией рефракции в период с 15 до 18 лет.

    Показано, что в процессе рефрактогенеза у детей астигматизм уменьшается на 0,5-3,0дптр — в 31,1%; увеличивается на 0,5-4,5дптр — в 26,1%, остается стабильным – в 42,8% случаев. Впервые выявлен у детей поворот сильного меридиана астигматического глаза в сторону горизонтали. Изменение величины и направления сильного меридиана астигматизма связаны с изменением роговичного астигматизма, ростом глаза и усилением рефракции, которое при астигматизме более выражено, чем у детей со сферическим аметропиями.

    Показано, что в процессе рефрактогенеза у детей величина анизометропии увеличивается на 0,5-7,75дптр — в 36,3%, уменьшается на 0,5-2,63дптр — в 25,5% , остается стабильной — в 38,21% случаев. Величина анизометропии и рефракции лучшего и худшего глаз не являются прогностическими факторами дальнейшего изменения анизометропии. Изменение анизометропии связано с усилением рефракции худшего глаза.

    Впервые показано, что у детей ношение очков способствует развитию рефракции по пути эмметропизации: уменьшает гиперметропию высокой степени; снижает в 4 раза частоту перехода гиперметропии в миопию; при астигматизме уменьшает его степень и сдвиг рефракции в сторону усиления, а также повышает остроту зрения при любом виде и степени декомпенсированной аметропии (в том числе у взрослых лиц с астигматизмом, впервые надевших очки).

    Впервые на большом клиническом материале разработана четырехэтапная схема обследования при подборе очков детям и обоснованы принципы очковой коррекции аметропии в детском возрасте, позволяющие добиваться наилучших сенсорных и рефракционных результатов. Показана целесообразность: гипокоррекции гиперметропии в соответствии с признаками ее декомпенсации; коррекции астигматизма, близкой к полной, с положением осей цилиндров, близким к симметричному (патент РФ №2295935, 2007г.); коррекции анизометропии с сохранением максимально возможной разницы в рефракции двух глаз.

    Разработанные новые эффективные способы коррекции, обеспечивают улучшение переносимости очков при возникновении признаков дезадаптации (патент РФ №2297653, 2007г.).

    У детей, для точной оценки рефракции, можно использовать один метод: штрих-скиаскопию или авторефрактометрию. Субъективный контроль коррекции по наивысшей остроте зрения проводится — с 3 лет по силуэтным картинкам, с 5 лет — по кольцам Ландольта (либо тестам «Е»). Для уточнения сферического компонента у детей используется красно-зеленый тест. Поскольку пробы с кросс-цилиндром удаются только у старших детей, астигматический компонент коррекции определяется объективными данными.

    Проведение исследования в условиях циклоплегии необходимо при первичных и повторных исследованиях рефракции — достаточно использования циклоплегических средств кратковременного действия: циклопентролата — при любой рефракции, тропикамида — при первичных исследованиях рефракции у детей с миопией и при повторных исследованиях у детей с миопией и смешанным астигматизмом. Исследование рефракции и подбор коррекции без циклоплегии осуществляется в исключительных случаях, когда проведение циклоплегии невозможно.

    При назначении коррекции у детей учитываются признаки декомпенсации аметропии и возможность субъективного исследования. Если последнее невозможно гиперметропия корригируется на 1,0дптр слабее выявленной рефракции, коррекция астигматизма и анизометропии назначается близкая к полной. Если субъективное исследование возможно, учитывается коррекция с которой достигается максимальная острота зрения. Гипокоррекция гиперметропии более чем на 1,5дптр, возможна в случаях негрубой ее декомпенсации. Коррекция астигматизма, независимо от остроты зрения, должна составлять более половины его величины. Анизометропия корригируется, возможно, более полно, при дезадаптации — уменьшается коррекция на худшем глазу.

    Список работ, опубликованных по теме диссертации

    1. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Функциональные основы коррекции аметропии у детей//Актуальные проблемы аметропии у детей: сб. науч. статей междунар. конф., посвящ. 90-летию со дня основания РГМУ.-М., 1996.-С.125-128.

    2. Proskourina O. Longitudinal study of astigmatism in children// XI Congress of the European Society of Ophthalmology: Final Programme and Abstract Book.-Budapest, 1997.-Р.197.

    3. Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З., Бершанский М.И. Новые таблицы для исследования остроты зрения // Сб. докл. междунар. конф. посвящ. 90-летию акад. Н.А.Пучковской — Одесса, 1998.- С.450-452.

    4. Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З., Бершанский М.И. Таблицы для исследования остроты зрения у детей // Вестн. офтальмол.-1998.-№3.-С.43-45.

    5. Проскурина О.В. Возрастная динамика астигматизма у детей// Актуальные вопросы детской офтальмологии: материалы науч.-практ. конф. — М., 1997.-С.192-194.

    6. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Автоматические рефрактометры // Веко.-1997.-№7. — С.32-38.

    7. Proskourina O. Longitudinal study of anisometropia in children// XXVIII International Congress of Ophthalmology: Abstract Book. — Amsterdam, 1998.- Р.167.

    8. Proskourina O. Repeatability and Accuracy of Automated Refraction// XII Congress of the European Society of Ophthalmology: Abstract Book.-Stockholm, 1999.- P.169.

    9. Проскурина О.В. Особенности исследования рефракции и принципы коррекции аметропии у детей// Окулист.-2000.-№ 7 (11).- С.12-15.

    10. Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З. Оценка данных автоматической рефрактометрии//Актуальные вопросы детской офтальмологии: материалы науч.-практ. конф. – Трускавец, 2000.-С.78-79.

    11. Проскурина О.В. Коррекция аметропии у детей (результаты экспертного исследования). Часть I. Коррекция гиперметропии у детей//Вестн. оптометрии.-2001.-№ 3.-С.24-25.

    12. Проскурина О.В. Коррекция аметропии у детей (результаты экспертного исследования). Часть II. Коррекция астигматизма у детей// Вестн. оптометрии.-2001.-№ 4.-С.26-27.

    13. Проскурина О.В. Динамика астигматизма у детей и подростков// VII съезд офтальмологов России: Тез. докл. -М., 2001. — Ч.1.- С.386-387.

    14. Проскурина О.В., Кушнаревич Н.Ю. Традиционные принципы коррекции аметропии у детей (результаты экспертного исследования)// Офтальмология на рубеже веков: материалы юбил. науч.-практ. конф. посвящ. 80-летию проф. В.В. Волкова.- С.-Пб., 2001.- С.73-74.

    15. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Применение автоматических рефрактометров в практике врача офтальмолога и оптометриста// Вестн. оптометрии.- 2001.- №5.- С. 9-17.

    16. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Разрешающая способность глаза человека //Клиническая физиология зрения/ Под ред. А.М. Шамшиновой, А.А. Яковлева, Е.В. Романовой.- М., 2002.-С. 150-161.

    17. Проскурина О.В., Кушнаревич Н.Ю. Сравнение циклоплегического эффекта циклоплегиков мягкого действия и традиционной атропинизации// Близорукость, нарушения рефракции, аккомодации и глазодвигательного аппарата: тр. междунар. симпоз. — М., 2001, С. 227-228

    18. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Спорные вопросы рефрактогенеза //Окулист.- 2001.-№ 9 (25).- С 18.

    19. Проскурина О.В. Применение циклоплегиков мягкого действия в практике врача-офтальмолога// Вестн. оптометрии.- 2002.-№ 3.-С.24 -27.

    20. Проскурина О.В. Циклоплегическая эффективность препаратов циклопентолата и тропикамида в сравнении с атропинизацией// Вестн. офтальмол.2002.-№ 6.-С.45-48.

    21. Проскурина О.В., Кушнаревич Н.Ю. Традиционные принципы коррекции аметропии в детском возрасте//Современные технологии диагностики и лечения глазной патологии у детей: материалы II конф. детских офтальмологов Украины. – Судак, 2003.-С.141-142.

    22. Проскурина О.В. Развитие рефракции в детском возрасте// Вестник офтальмологии.-2003.- Т.119.- № 6. — С.51-54.

    23. Онуфрийчук О.Н., Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Состояние рефракции и аккомодации у школьников Крайнего Севера и их динамика по данным поперечного среза // Вестн. оптометрии.- 2003.-№5.- С.34-36.

    24. Проскурина О.В. Тонус аккомодации у детей// Рефракционная хирургия и офтальмология.-2004.-Т.4.- № 2.-С. 16-19.

    25. Проскурина О.В. Использование проекторов знаков в практике подбора очков. Часть I // Вестн. оптометрии.-2004.- №1. -С.61-64.

    26. Проскурина О.В. Использование проекторов знаков в практике подбора очков. Часть II // Вестн. оптометрии.- 2004.-№2.- С. 62-65.

    27. Кушнаревич Н.Ю., Проскурина О.В. Обеспечение подбора астигматических линз // Вестн. оптометрии.-2004.-№2.- С.56-60.

    28. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Узловые вопросы коррекции астигматизма // Вестн. оптометрии.-2004.- №4.- С. 57-61.

    29. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Острота зрения, рефракция и аккомодация у детей // Зрительные функции и их коррекция у детей/ Под. Ред. С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой.- М.:Медицина, 2005.- С.38-65.

    30. Проскурина О.В. Принципы коррекции астигматизма в детском возрасте// VIII съезд офтальмологов России: Тез. докл.- М., 2005.- С. 754-755.

    31. Проскурина О.В. Основные причины неудовлетворенности пациентов готовыми очками и возможности их устранения//Медицинские изделия для здравоохранения России: сб. тез. Всерос. форума.- М., 2005.- С.68-69.

    32. Проскурина О.В. Причины неудовлетворенности пациентов готовыми очками//Роль гигиены зрения в профилактике формирования близорукости и ее прогрессирования: сб. материалов науч.-практ. конф.- Тюмень, 2005.-С.31-32.

    33. Проскурина О.В., Кушнаревич Н.Ю. Влияние полноты коррекции астигматизма на его динамику, рефракцию и остроту зрения// Актуальные проблемы медико-социальной реабилитации детей с инвалидизирующей глазной патологией: материалы III науч.-практ. конф. с международным участием.- Евпатропия, 2006.-С.194-195.

    34. Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З., Дядина У.В., Потапова С.Н., Геворкян Л.А. Оптическая коррекция анизометропии//Детская офтальмология. Итоги и перспективы: материалы науч.-практ. конф. — М., 2006.- С. 275-276.

    35. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Определение межцентрового расстояния при выписке очков//Детская офтальмология. Итоги и перспективы: материалы науч.-практ. конф. — М., 2006.- С. 277-278.

    36. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Разрешающая способность глаза человека //Клиническая физиология зрения/ Под ред. А.М. Шамшиновой. — М, 2006.-С. 275-287.

    37. Проскурина О.В. Влияние коррекции гиперметропии на динамику рефракции и остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста//Рефракционная хирургия и офтальмология.- 2007.-Т.7.- № 1.-С.42-45.

    38. Проскурина О.В. Влияние очковой коррекции на развитие рефракции и остроты зрения у дошкольников и школьников с астигматизмом//Рефракционная хирургия и офтальмология.- 2007.- Т.7. — № 2.- С. 46-50.

    39. Проскурина О.В. Возрастная динамика гиперметропии у детей и влияние очковой коррекции на ее величину и остроту зрения//Российская педиатрическая офтальмология.- 2007.- № 1.- С.39-42.

    40. Проскурина О.В. Применение кратковременной циклоплегии для исследования рефракции у детей//Фармакотерапия в офтальмопедиатрии: тезисы докладов I Всеукраинской науч.-практ. конф.-Харьков, 2007.-С.128-133.

    Изобретения и медицинские технологии по теме диссертации

    1. Проскурина О.В. Устройство для определения направления главных меридианов астигматического глаза. Патент РФ № 58324, 2006 г.

    2. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В., Потапова С.Н. Способ коррекции астигматизма с отклонением осей двух глаз на разный угол от вертикали. Патент РФ № 2295935, 2007.

    3. Проскурина О.В., Розенблюм Ю.З. Способ устранения непереносимости очков. Патент РФ № 2297653, 2007.

    4. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Диагностика и коррекция астигматизма в разном возрасте // Новая медицинская технология. -М., — 2006.- 15с.

    refdb.ru

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *
    *